12 октября в селе Гроза - очередные похороны. Хоронили 8-летнего Ваню, его отца, деда и тетю. Всего от «Искандера», ударившего в кафе этого небольшого села на Харьковщине, погибли 59 человек. Смертельные поминки, трагическая история о бессмысленной жестокости, о цинизме и предательстве…
И другая история - о непонимании момента, о безразличии и о том, что Украина разделилась на два мира. В одном - война ежедневно отбирает жизнь, в другом - жизнь хлещет через край, вместе с шампанским, фейерверками и звездными аниматорами. 7 октября, когда в Грозе спасатели продолжали извлекать из-под завалов тела погибших, под Львовом в пятизвездочном отеле Emily Resort стартовала самая пышная и богатая за последние годы в Украине свадьба.
…Мы не знаем, за какие плюшки братья Мамоновы навели баллистическую ракету на родное село, исстрадавшееся в оккупации и под постоянным артогнем. На своих земляков, на родственников и бывших друзей. Может быть, отрабатывали убежище, которое им предоставила страна-агрессор, может быть, мстили.
Желая почтить память погибшего на войне Андрея Козыря, жители Грозы нарушили одно из правил войны – не устраивать многолюдных сборищ, если есть угроза обстрелов. 60 человек за одним столом хватило, чтобы предатели представили это врагу как «большое собрание военных или националистов». Ракета убила всю семью Андрея – жену, сына, невестку, родителей и еще половину людей, оставшихся в селе после оккупации.
По Львову тоже стреляют. И бывает, что метко. Свадьба экс-прокурора Ростислава Ильницкого и бывшей кадровички из ГБР Роксоланы Москвы не была секретом. Массово рассылались приглашения, возле отеля был вывешен список гостей. Да каких непростых! Местные депутаты, бывшие правоохранители, налоговики, следователи, бизнесмены… В первый день журналисты из LVIV MEDIA насчитали 300 VIP-персон, собравшихся под одной крышей.
Смелый, скажете, народ? Скорее расчетливый: не станут россияне тратить ракету в два миллиона долларов на бомонд. Это не люди войны, они врагу не опасны. Опасны были отец и сын Козыри, вернувшиеся в феврале 2022-го с заработков в Польше, чтобы уйти в промозглые окопы родной Харьковской области.
Андрей Козырь успел повоевать всего три дня – в марте получил смертельное ранение в шею. Сын Денис держал оружие, пока позволяло здоровье. Год назад он женился на Нине – сотруднице Харьковской гуманитарно-педагогической академии. На странице в фейсбуке молодой жены нет снимков с торжества. Только фото с любимым. Он в свежей белой рубашке, она - в изящном, но нехитром белом платьице. Такие обычно шьют, чтобы потом надевать на праздники.
…8 октября, когда в Грозе проходили первые похороны, в Emily Resort собралось уже 500 гостей. Невеста сменила длиннющий шлейф на платье-вышиванку, фату – на венок-кокошник. В вышитых нарядах были жених, свидетели и часть гостей, в стиле «а-ля народное» декорировали зал. Все по традициям, все как патриотизм прописал…
Нет, это имеет право быть – и огненные шоу, и заморские лакомства, и дорогие цацки. Не стоит считать, сколько полевых аптечек, шлемов, тепловизоров было закопано в двухметровый шестислойный торт в виде замка. И приглашенным артистам – Оле Поляковой, Александру Пономареву, Dzidzio - надо где-то зарабатывать. Ни на что такое запретов нет. Есть неприятие.
Вспоминается однажды прочитанное в фейсбуке: «Свадьбы во время войны скромные и очень трогательные. Сына на несколько дней отпустили из части, чтобы он поздравил с женитьбой побратима. Посидели дома, повеселились. А на следующий день парни вернулись на фронт».
Пусть не обижаются молодые из Emily Resort на нелестные оценки торжества и недобрые пожелания, которыми полнятся соцсети. Они достаточно взрослые, чтобы понимать, какой будет резонанс и почему. Большие деньги никогда не оправдывали отсутствие чувства меры.
Требовать откладывать радости жизни во время войны – это крайность. Но возводить их в десятую степень – тем более.