Ольга Цокота живет в Тель-Авиве уже 32 года. Родилась в Херсоне, откуда ее мать, папа – из Изюмского района Харьковской области. Незадолго до 7 октября и обострения военного конфликта в Израиле уехала погостить сыну в Франкфурт – и так смогла избежать нахождения в центре кровавой бури на Ближнем Востоке.
«Страшнее войны Судного дня»
Кровавые события стали абсолютным шоком для воюющей с первого дня своего основания страны. Израиль с одной из сильнейших армий в мире, как бы странно это ни звучало, по словам местных, оказался попросту не готовым к войне...
- У меня две войны – украинская и война в Израиле, - вздыхает в разговоре с KP.UA Ольга Цокота. – И вот эта неготовность у нас общая. Армия расслабилась – здесь давно уже не было войн… Потери страшные – они больше, чем в первые дни "войны Судного дня". А ее считают самой страшной за весь период существования Израиля.
Тогда погибло около трех тысяч человек и ранили до 20 000.
«Это можно сравнить с Бучей»
В Израиле происходящее, по словам Ольги, стало для людей огромным потрясением.
- Мы не ожидали, что мы настолько не готовы, - продолжает Ольга Цокота. - Сегодняшнее правительство всегда кричало: «Если что - всем покажем!». Но оказалось, что нет… Посмотрим, какие меры они примут теперь.
В стране только недавно закончились новогодние праздники. День, в который произошло вторжение, – это праздник дарования Торы, когда библейский Моисей получил от Всевышнего скрижали Завета с Десятью Заповедями. В этот день возле кибуцы (коммуна. – Авт.) Реим на юге Израиля в пустыне проводили большой музыкальный фестиваль, на который съехалась молодежь из разных стран. Хоть в самом кибуце населения меньше 500 человек, но фестиваль привлек на него тысячи гостей. Около семи утра из сектора Газа ХАМАС выпустил по Израилю от 2500 до 5000 ракет. ПВО просто не смогла обезвредить такое количество смертоносного огня с неба… Ракеты приземлились и в прилегающих к сектору Газа районах, к которым относится и светский кибуц Реим. А потом начался штурм...
- Туда едет обычно молодежь типа хиппи, которые вообще против любого насилия, - продолжает Ольга. – Погибли просто невинные люди… Там все было залито кровью и усеяно трупами. Когда бомба падает – страшно, но когда приходят люди и своими руками убивают – это гораздо страшнее… Это можно сравнить с Бучей...
Школы и садики закрыты
Израиль выглядит, как призрак: в городах на улицах никого. Сегодня люди боятся находиться на улице – до убежища можешь не добежать. В городах вдоль границы с сектором Газа у жителей есть менее полминуты от объявления тревоги до прилета ракеты.
В новостройках в квартирах здесь обязательно оборудуют бетонную комнату-убежище. В доме Ольги такой комнаты нет – идут в коридор без окон или на лестничную площадку.
- Дети очень плохо переносят все это, буквально в истерике, когда включается сирена и когда родные их тащат в эту комнату или в коридор, - отмечает Ольга.
Школы не работают, садики закрыты. На работу разрешили не ходить. Правда, не все работодатели в этом случае сохраняют заработную плату. Добраться в офис тоже сложно – почти не ходит транспорт. Кто может, работает удаленно.
Жители Тель-Авива, где живет и Ольга, не верят, что эта война на пару дней. Но очень надеются, что она затянется не дольше чем на месяц.
- Войны в Израиле, в основном, очень короткие, - объясняет Ольга. - Самая долгая война длилась несколько месяцев. В армии военных готовят как раз к таким краткосрочным столкновениям – один мой сын служил шесть с половиной лет, второй – три года. Мы за все время уже привыкли, что время от времени у нас падают самодельные бомбы, особенно – на границе. Нас защищает «Железный купол» и «Праща Давида» (системы противоракетной обороны. – Авт.), но в этот раз выпустили слишком много ракет - тяжело их обезвредить, если летит две и больше тысячи.
Добровольцев даже больше, чем нужно
В военкоматах, говорит Ольга, выстраиваются большие очереди – по слухам, пришло даже больше людей, чем требовалось. Активно поддерживают военных - собирают сигареты, еду, делают бутерброды и прямо на дороге вручают военным, которые на танках едут к сектору Газа.
- Моих сыновей еще не вызывали, а у подружки внука призвали, - описывает Ольга будни Израиля сейчас. – Второй внук сам пошел. Много добровольцев. Посмотрим, как будет – в первые дни и в Украине было много желающих. У нас все служат, кроме ортодоксов. Девушки тоже, их стараются не брать в боевые подразделения, больше на штабные должности. У нас служба в армии похожа немного на пионерский лагерь – отец может прийти и бежать с сыном кросс, чтобы его поддержать, мать может навещать. Детей отпускают на выходные домой. Но гоняют их нещадно, требования суровые.
«В сектор Газа все-таки нужно зайти»
Ольга называет одну из возможных причин войны, гуляющую в пабликах, – якобы, мол, напали потому, что Израиль начал налаживать связи с арабскими странами, и все шло к тому, что скоро подружится даже с Саудовской Аравией. Это не понравилось Ирану – в этих двух странах ислам разных направлений, шиитского и сунитского, представители которых якобы на ножах между собой. И Иран решил передать ракеты и другое оружие ХАМАСу из сектора Газа, чтобы предотвратить это. Многие приписывают к этой войне и Путина.
- Авторитет ХАМАСа в последнее время упал, и, чтобы финансово их поддержали, нужна была эта война – тогда на нее пойдут деньги, - объясняет Ольга Цокота. - Они по большому счету оседают в карманах их правительства. Простому человеку война не нужна. Убийства и захват мирных – это самое страшное. Уже понятно, что это все для того, чтобы не допустить мирного соглашения между Израилем и арабскими странами. К слову, впервые арабская страна, Арабские Эмираты, осудила это нападение.
Многие израильтяне считают, что их армии в сектор Газа все-таки надо зайти. Но понимают, что будет и серьезный ответ.
- Террористы засели в жилых кварталах, и армии приходится бить по ним, - отмечает Ольга. – Перед этим всех жителей предупреждают, что надо выйти. Считаю, это правильно…