Наземный дрон «Мангал»: он же камикадзе, он же минер, он же разведчик

Создатели дрона «Сирко» поставили на поток новую беспилотную полевую машину.

предоставлено Евгением Гнатюком

Новый наземный дрон “Мангал”, изготовленный специалистами “Инженерного корпуса”, может перемещаться по любой местности, развивать скорость до 60 км/ч и совмещает в себе множество функций - камикадзе, разведчика, минера, подвоз боекомплекта. “Мангал” начинался с наземного дрона "Сирко". Его разработчиком был 22-летний боец ВСУ Евгений Гнатюк, назвавший свою работу в честь погибшего товарища. О новой разработке - “Мангале” - Евгений рассказал KP.UA.

Дрон “Мангал” - бесшумный и “невидимый”

- Евгений, как возникла идея разработки дрона “Мангал”?

- Когда я создал первые дроны «Сирко», предшественников «Мангала», и отправил их на фронт, мы с ребятами решили: нужно что-то полноприводное. У «Сирко» задний привод, и дрон достаточно большой по размерам. Нужно было что-то поменьше, чтобы тихо подкрадываться к врагу и выполнять свои задачи.

Хотелось сделать что-то на колесах. Первый дрон “Мангал” получился великоват - почти в 2 раза больше того, который есть сейчас. Протестировали его и пришли к выводу, что нужно что-то поменьше.

Потом была вторая версия - уже меньших размеров, но все равно нуждался в доработке. Нужно было создать более совершенного робота с возможностью массового производства.
Третья модификация “Мангала” работала нормально. Этих дронов мы отправили на фронт очень много. Не могу назвать точной цифры, но это не десятки, можно говорить приблизительно о сотне моделей.

- А каким образом вы испытываете дрон? Что именно проверяете?

- Испытание всех дронов проходит так, чтобы можно было сразу увидеть все недостатки, заменить какие-то детали. Если дрон не проходит испытание, тогда комплектующие, которые нужны, меняют на новые.
Это проезд по полигону, проезд по песку. Такая небольшая эстафета - дрон едет по песку километр, затем берет на себя мину и с этой миной он должен вернуться назад. Если он делает это на песку, значит, и на земле проблем не возникнет. Так мы получили аппарат с более или менее нормальной ходовой частью. Затем испытывается видеосвязь и управление дроном. После прогоняются колеса.

Затем проходит испытание аккумулятор дрона - заряд, разряд и так далее. Ну и, напоследок, катаемся, проверяем, чтобы все нормально работало. После этого дрон попадает на фронт.

- Чем полезны наземные дроны “Мангал” на фронте?

- По сравнению с летающими дронами наземные больше защищены от систем РЭБ (радиоэлектронная борьба). Кроме того, у них высокая грузоподъемность. Сейчас нет других дронов, которые возьмут на себя две противотанковые мины и будут перемещаться по любой местности. И “Мангал” может минировать местность.

Плюс наш дрон тяжело обнаружить. Почему? Обычные летающие дроны очень хорошо слышны, когда они летят в 500 метрах и больше. “Кажаны” (украинский боевой дрон) вообще слышно за несколько километров. А наш - бесшумный: во время его передвижения двигатели работают тихо.
Кроме того, он многофункционален. Область применения дрона ограничена только фантазией военных. А так можно делать с ним что хочешь.

- Наземные дроны менее заметны для широкой публики, но, оказывается, у них есть свои преимущества…

- Сейчас большая часть воздушных дронов может летать благодаря наземным дронам: они перевозят ретрансляторы, благодаря которым значительно возрастает дальность действия летающего дрона.
В некоторых ситуациях наземные дроны помогают авиации. Это не значит, что летающие дроны хуже - каждый дрон создавался под свою задачу, которую успешно выполняет.

“Мангал” - один из самых дешевых дронов в стране 

- Из каких материалов сделан “Мангал”?

- Если брать первые установки, они создавались своими руками. Нарезали запчасти из обыкновенной стали, пробовали, мерили и так далее.
Теперь для нас делают корпуса с помощью лазерных технологий. Сейчас система создания дронов работает более или менее слаженно - материал приезжает к нам, а мы все собираем, кодируем и отправляем готовый продукт на передовую.

- Как много времени уходит на изготовление одного такого дрона?

 - Время изготовления дрона зависит от состава команды. 3-4 человека изготовляют один «Мангал» за два дня.

- А сколько людей в вашей команде работает над созданием дронов?

- Над дронами “Мангал” трудится примерно десять человек. Это сборка, закупка комплектующих и так далее. А с “Сирко” я работал один.

- Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются разработчики дронов, – это цена. Во сколько обойдется «Мангал»?

 - На сегодняшний день его цена - 52 тысячи гривен, это только по комплектующим.

В принципе, “Мангал” один из самых дешевых дронов в стране. Остальные стоят от 100-150 тысяч и выше.

- Можно ли наладить массовое производство таких дронов и что для этого нужно?

- Если говорить о нескольких сотнях как о массовом производстве, оно уже налажено. Если под массовым производством понимать тысячи дронов, это тоже можно сделать, но для этого мне понадобится где-то десять миллионов гривен. Естественно, при этом упадет и себестоимость.

ТТХ ДРОНА

В «Инженерном корпусе» рекомендуют использовать «Мангал» в паре с квадрокоптером или другим летательным аппаратом с камерой – тогда можно передавать изображения оператору и контролировать дрон с воздуха.