Попавшийся на миллионной взятке мэр города Сумы - это не уникальный случай в Украине, увы. Задерживают депутатов всех уровней, глав городов, губернаторов областей и на гораздо больших суммах. Печально, что это глава города, который одним из первых принял страшный удар российской агрессии 24 февраля 2022 года. Беда должна объединять, сплачивать, делать власть ближе к народу. А тут такое...
Родился в Москве, учился в Донецке
52-летний Александр Лысенко - не сказать, чтобы сильно яркая личность, как, например, губернатор Николаевщины Виталий Ким, столичный мэр Виталий Кличко или покойный градоначальник Харькова Геннадий Кернес. В соцсетях «светился» как стандартный украинский чиновник, в публичную плоскость не рвался, исправно демонстрировал декларации, где не было «майбахов», апартаментов в Эмиратах и часов стоимостью в два городских бюджета. Но в новости иногда попадал, чуть позже расскажем - почему.
Биографию Лысенко имеет самую обыкновенную: родился в Москве, где служил его отец-военный, позже семья переехала в Донецкую область. Сын вроде бы пошел по стопам отца, окончил Донецкое высшее военно-политическое училище, но дальше служить не пошел. В 30 лет по проторенной дорожке всех будущих государевых служащих получил специальность «Менеджмент организаций». В Сумах активно работал на рынке маршрутных перевозок, а мэром стал, пользуясь серьезной поддержкой избирателей.
В различных вариантах биографии сумского мэра есть один и тот же момент – отсутствие информации, чем Александр Лысенко занимался с 1992-го по 2006 год, кроме как усердно грыз гранит науки в Сумском госуниверситете на "оргменеджменте".
Соратник Тимошенко, засветившийся на местном Майдане
В 2006 году Лысенко вступил в «Батькивщину» и значительно продвинулся по партийной линии. В 2010-м руководил городским штабом Юлии Тимошенко на выборах президента и в 2012 году стал председателем Сумской областной партийной организации «Батькивщини».
Зарекомендовал себя на местном Майдане во время Революции Достоинства в 2014 году, в итоге был избран секретарем Сумского городского совета, исполняя обязанности городского головы. В мае был официально избран мэром, через год – снова (набрал 68,5% поддержки горожан) и в 2020 году – еще раз. Трижды мэр успел повоевать с губернатором области (впрочем, так заведено в Украине, что избранный народом глава города частенько скрещивает копья с губернатором, назначенным президентом).
И вроде бы все шло нормально, благодаря децентрализации бюджет Сум вдруг наполнился невиданными доселе деньгами. Мэр купил несколько троллейбусов, облагородил плиткой тротуары, восстановил уличное освещение в частном секторе. Трудился не покладая рук, но граждане постоянно требовали большего. Новенькие троллейбусы не решали транспортную проблему города, "необлагороженных" тротуаров оставалось еще слишком много, освещение также требовали и другие секторы города. Граждане сетовали, но к мэру относились более чем лояльно, понимая, что кристально чистых градоначальников вообще не существует в природе.
Споткнулся на апелляции
Активным персонажем новостных сводок Лысенко стал в феврале 2017 года, когда начал назначать себе неплохие премии и при этом постепенно повышая их. Если премию в 150% от оклада должностного лица общественность и правоохранители еще как-то переварили, то 300% уже вызвали интерес у городской прокуратуры. В суде с этим делом разбирались два месяца, но Лысенко на заседания ни разу не явился – был то на больничном, то в санатории. Тем не менее в апреле 2018-го суд признал его виновным «в совершении административных правонарушений, связанных с коррупцией». Правда, никакого наказания городской глава не понес – вышли все сроки. Но апелляцию подал.
Как гласит народная мудрость: «Главное – вовремя остановиться». Не было бы апелляции, был бы мэр «чист и прозрачен» как слеза. Просто бы не говорил фразу, что проблем с законом не имел, да и жил бы себе спокойно. Но в 2018 году Украина как раз начала очередной виток антикоррупционной борьбы по требованию Евросоюза. Кроме того, была создана Специализированная антикоррупционная прокуратура Украины, которая делила сферы действия с Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Бодливый мэр крупного областного центра со своей апелляцией просто не мог не заинтересовать антикоррупционные структуры. Копнули глубже – обнаружили целый Клондайк. Оказывается, Лысенко больше полугода выписывал себе премии в размере от 65% до 270% от суммы оклада… В суд полетели еще четыре админпротокола по Лысенко. В 2019 году таких протоколов было уже 14.
В том же 2018-м Счетная палата Украины обнаружила, что городские власти Сум присвоили 2,5 млн грн из 8,5 млн грн Государственного фонда регионального развития. «Ремонт коллектора» - это вообще национальная украинская коррупционная забава, на которой ежегодно «пилятся» бюджеты. По бумагам - ремонт сделан, по факту – нет. И с чего это Счетная палата вдруг заинтересовалась таким неароматным делом?
Уже тогда стало ясно, что мэр висит на крепком коррупционном крючке. Впрочем, наверное, это можно сказать о любом градоначальнике, ведь еще одна народная мэрская мудрость гласит: «Воруй, но не попадайся, а попался – не обессудь». И Лысенко попался.
Мы делили… полигон
Маршрутные такси, вывоз мусора, укладка тротуарной плитки, строительство – как показывает журналистская практика, главы городов нередко берут эти сферы жизни под свой «особый контроль». Предприниматели, желающие зайти на этот рынок, обычно отлично знают, сколько надо «откатить», кому и в каком виде. В приграничных Сумах к этим видам деятельности добавляется еще и контрабанда оружия и наркотиков по тайным тропам в густых лесонасаждениях вдоль границы. Это удел многих, если не всех пограничных городов, и не только в Украине.
Лысенко границу не трогал, попался он как раз на взятке от местной компании по вывозу мусора. Вопреки неароматному названию, это всегда высокоприбыльный бизнес, и к тому же не особо прозрачный. Вывоз мусора – это стабильные и быстрые деньги, за право обладания мусорным полигоном городские/областные власти получают многомиллионные «откаты», а полигон получает за выгрузку мусоровоза или контейнера определенную сумму. Суточная выручка крупных полигонов исчисляется сотнями тысяч гривен.
Так что 2 млн 130 тысяч гривен, которые мэр Сум вместе с пособником из Департамента инфраструктуры «требовал у предпринимателей, а в случае отказа платить угрожал искусственными препятствиями в ведении бизнеса», - копейки в этом бизнесе. Но мэра, это, конечно, не оправдывает – оправдывает только суд.
Зато теперь становится понятно, почему так и не был построен многократно обещанный жителям Сум мусороперерабатывающий завод. Завод – это учет и контроль, а полигон – «дикая степь». И поэтому в 2020 году единственный в области Сумской полигон по захоронению твердых бытовых отходов было решено увеличить – построить ему третью очередь площадью в 10 гектар. Это 20 футбольных полей по размеру. Это очень «вкусно» для участников раздела этого пирога… И тут конфликт интересов разгорается аки огонь в адской печи. А если учесть наличие того самого коррупционного крючка, то схватить мэра за протянутую за взяткой руку оказалось минутным делом для антикоррупционеров.