Запад не давит, но и тему не закрывает. Так будут в Украине выборы или нет?

Дискуссии по поводу избрания новых народных депутатов и главы страны продолжаются. Анализируем с экспертами «за» и «против».

архив "КП"

Уже долгое время в Украине, несмотря на войну, обсуждают тему возможных парламентских и президентских выборов. На первый взгляд, это кажется невозможным: в Украине продолжается военное положение, закон априори отрицает любые выборы и агитационные кампании.

На днях на совместной пресс-конференции с премьер-министром Канады Джастином Трюдо Владимир Зеленский назвал еще несколько причин, которые делают невозможным проведение выборов во время войны. Это вопрос безопасности иностранных наблюдателей, проблемы с голосованием военных на "нуле", невозможность организовать волеизъявление украинцев на оккупированных территориях и беженцев за границей. А также, собственно, финансирование самой кампании.

Возражений, казалось бы, быть не может. Однако дискуссии продолжаются, весы колеблются. Не далее как два месяца назад председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук сделал заявление, что Конституция Украины не запрещает проводить выборы во время войны, хотя такой запрет содержится в Законе Украины "О правовом режиме военного положения". Однако и сам президент не исключал возможности внесения изменений в законы при выполнении определенных условий со стороны наших партнеров.

Сейчас на весах снова преобладает чаша "против". Почему?

Совершенно другой уровень проблем

В первой половине августа этого года по заказу Украинского института будущего был проведен соцопрос, который показал, что 76% респондентов высказались за проведение президентских выборов после победы. Относительно выборов в Верховную Раду такого же мнения придерживался 61% опрошенных.

Подавляющее большинство есть, но не единодушие. Сторонники выборов по графику оперируют следующими аргументами: в 2019 году также были оккупированы территории, было не так велико, как сейчас, но достаточное количество трудовых мигрантов и беженцев за границу с востока Украины, военные так же находились в окопах на линии столкновения ООС. Что касается вопросов безопасности, то о желании России покорить Украину военным путем говорили с 2014 года, так что угроза агрессии существовала и тогда. Однако все это не помешало украинцам избрать нового президента и новый состав Рады.

– Те, кто выступает против выборов, приводят контраргументы, и мне они кажутся более логичными, – комментирует для KP.UA старший эксперт Украинского института будущего Игорь Попов. – В 2019 году не было объявлено военное положение, так что не было необходимости нарушать или изменять законы. Не было ракетных обстрелов, которые сейчас ведутся по всей территории Украины, гражданской инфраструктуре. Число вынужденных мигрантов, согласитесь, тогда и сейчас очень существенно отличается. То есть сейчас у нас совсем другой уровень проблем, которые придется преодолевать.

Политолог напоминает, как болезненно относятся украинцы к любым государственным расходам, не связанным с обороной страны.

- Соцопрос показал, что большинство наших граждан против выборов во время войны. Даже если президентские и парламентские выборы будут проходить одновременно и будут работать одни и те же комиссии, понадобится не менее 5 миллиардов гривен. Эмоциональная реакция предсказуема. Эти расходы могут быть оправданы только тогда, когда в обществе будет консенсус за проведение выборов. А этого консенсуса нет.

Придется пойти на понижение стандартов

По мнению эксперта, даже после окончания войны первые выборы будут очень и очень непростыми.

– Обществу придется пойти на понижение стандартов демократических выборов. Процесс не сможет быть столь совершенными, как мы привыкли, – отмечает Игорь Попов. – Это касается не только самих выборов, но и предвыборной кампании. У нас сегодня совсем другое медиаполе, чем было до 2022 года. Если отменить все ограничения военного времени и на следующий же день начать агитацию, не будет достаточно медиа, которые будут придерживаться плюралистической позиции. И это повлияет на результаты. Проигравшая сторона будет жаловаться, что не имела возможности провести достаточную агитацию. Насколько это будет объективно, я бы поспорил, потому что ныне главным каналом политической информации стали Телеграм, YouTube, Фейсбук, а не классические СМИ. Но все равно политики скажут, что им не предоставили достаточных условий для коммуникации с избирателями, и это оставит привкус.

Политолог обращает внимание, что чисто технические вопросы тоже придется решать по-новому. Часть мигрантов будет оставаться за границей. Посольства и консульства не смогут принять всех без очередей. Придется создавать в Европе дополнительные избирательные участки, а это совсем новый опыт.

- В Украине многие помещения, которые использовались под участки, могут быть разрушены. Часть людей, обычно ставших членами комиссий, будут находиться за границей или в армии. Надо будет набирать новых работников, без опыта, а в день выборов они могут допустить ошибки. И это тоже будет кем-то использовано.

Что сейчас делает ЦИК

По закону, Верховная Рада не позднее 90-дневного срока со дня прекращения или отмены военного положения должна принять решение о назначении выборов. Игорь Попов говорит, что для переходного периода от войны к миру этот термин достаточно сжат и уже дискутируется.

– Однозначно нельзя спешить, но и затягивать тоже. Выборы должны проходить не позднее чем в течение года после достижения мира.

Но мы не знаем, сколько будет продолжаться война. Еще год, два или три... Экономные украинцы в соцсетях задаются вопросом: зачем содержать дорогостоящую Центральную избирательную комиссию, когда мы не знаем, когда она понадобится?

– ЦИК выполняет свою важную миссию. Мы с вами сейчас говорим, а глава комиссии в это же время участвует в дискуссии по избирательному законодательству. Несколько рабочих групп вместе с депутатами, нашими и зарубежными экспертами работают над тем, как решить эти проблемы. ЦИК их понимает лучше нас всех. По сравнению с бюджетом выборов ежегодное финансирование ЦИК совсем не велико, – объясняет Игорь Попов.

Второй задачей, которую выполняет комиссия, является обновление реестра избирателей.

– Реестр был закрыт с начала войны, сейчас тестируется. Его наверняка придется обновлять. Можно электронным способом - сопоставить с базой данных внутренне перемещенных лиц. Или запускать обновление онлайн, чтобы каждый избиратель мог внести новый адрес, если война заставила переезжать. Все это нужно продумать, организовать, создать информационную кампанию, – отмечает политолог.

Пока речь идет только о заявлениях отдельных политиков

Все совершенно очевидно - преобладает "против", однако тема выборов во время войны продолжает крутиться в информационном пространстве. Одна из версий – это не наш внутренний, а внешний интерес: на Украину давит Запад.

- Запад не давит. Пока не давит. Но идея не откладывать выборы до завершения войны действительно идет с Запада, из США, это известно из открытых источников, – говорит председатель правления Центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко. – Первым об этом сказал глава ПАСЕ Тини Кокс, далее в таком ключе высказывались американец Линдси Грэм (сенатор от Республиканской партии. – Ред.), другие республиканцы. Украинцы, которые бывают в Штатах и ​​общаются с политиками, говорят, что среди демократов тоже популярно мнение о выборах в Украине. И в Европе немного, но есть политики, которые считают, что о выборах следует подумать. Главный аргумент – нужно противопоставить демократические выборы в Украине российским псевдовыборам. Чтобы кремлевская пропаганда не использовала нарратив, что вот в России выборы проводятся, а в Украине они запрещены.

Однако сегодня ни Белый дом, ни Евросоюз никаких официальных требований к Украине не предъявляют, уверяет политолог. Речь идет только о заявлениях отдельных политиков.

– Официального давления нет, как и в вопросе переговоров. Мероприятие только советует, чтобы мы не были категоричны в отказе от переговоров, но не требуется садиться за круглый стол. Я не случайно говорю о переговорах. Тема выборов в перспективе может быть привязана к этой теме, - считает Владимир Фесенко. – Пока тема остается открытой. И я думаю, что ошибаются те, кто говорит, что не следует выделять средства на выборы на следующий год. Кто знает, какая ситуация будет в будущем году? На всякий случай, какие-то средства должны быть в бюджете.

Наверное, можно сказать лишь то, что выборы при военном положении возможны после изменения законодательства и частичного изменения самой процедуры голосования.

– Варианты есть. Голосование через "Дію", по моему мнению, вряд ли возможно, а по почте вполне вероятно, и это прорабатывается. Так же, как изменения в Избирательный кодекс. В нынешних условиях голосование нужно отвязать от места жительства избирателя. Объем работы велик – минимум на шесть месяцев.

Политолог считает, что настойчивые советы от партнеров по выборам могут появиться в конце нынешнего или начале следующего года. Но все будет решать война, интенсивность боевых действий, блэкауты... Единственное - можно предсказывать, что если выборы все-таки состоятся, они пройдут одновременно – президентские и парламентские.

Кстати

По календарю мирного времени выборы в Верховную Раду должны были состояться в октябре 2023 года. Президентские выборы – в марте 2024-го. В местные советы - в октябре 2025-го.