Центр противодействия дезинформации в своем ролике называет шароварщину губительным явлением для нашей культуры. Певица Юлия Юрина осудила коллег, которые массово начали использовать в своем творчестве фольклорные мотивы, и назвала это «скурвленням української культури».
В дополнение к шароварщине в начале российского вторжения приобрела популярность и так называемая байрактарщина.
Исчезнут ли эти явления из музыкального пространства с течением времени – в размышлениях музыкантов.
ONUKA: Верю, что так быстро, как эта волна поднялась, она так быстро и погаснет
Фронтвумен группы ONUKA Ната Жижченко признается, что для нее, как для музыканта, шароварщина и байрактарщина – это боль.
– Для меня как для музыканта – это боль. Ибо это эпоха торжества формы над содержанием, а не искусство. Я бы так это назвала. Но надо было занять среднюю нишу, которую занимал у нас российский контент чем-то своим, чем-то простым, легким и на злобу дня. И пришла «байрактарщина», – рассказала Жижченко в интервью изданию NV.
Певица верит, что у такой музыки нет будущего:
– Я понимаю, почему на нее был запрос, но верю, что так быстро, как эта волна поднялась, она так быстро и погаснет. И это будет явление, которое будут изучать, анализировать, но не будут дальше создавать. Оно исчезнет, а дальше будет новая волна другой музыки.
Оля Цибульская: Время само отсеет временные песни и артистов, которые играют в патриотизм
Оля Цибульская, обсуждая тему шароварщины, говорит, что творчество обречено быть распятым. И добавляет: время само отсеет временные песни.
- Творчество обречено быть распятым. Я думаю, что оценивать музыку только со своей колокольни – немного дурацкая привычка. Ибо то, что кому-то наравне с Моцартом, другому – какофония. Это дело вкуса. Каждый раз, натыкаясь на критику новой песни, хочется сказать: «Вы не рассказывайте, а покажите, как надо». Вспомните: еще несколько лет назад Гигу называли кринжем. А теперь – трендсеттер и нон-стоп в хипстерских плейлистах. Изменилась ли его музыка? Нет. Изменилось общество. Время само отсеет неудачные, временные песни и артистов, которые играются в патриотизм. Найдите свою музыку! Ее так много сейчас рождается и в разных стилях. Слушайте украинское! Популяризируйте! Имейте уважение к себе: не слушайте москалей, – поделилась певица в интервью 24 каналу.
Джамала: Каждый человек должен высказываться так, как он хочет
В интервью порталу «Музвар» Джамала заговорила о шароварщине, но отказалась так ее называть, потому что не хочет никого критиковать. По мнению певицы, любая музыка имеет право на существование, а слушатель сам выбирает, что ему слушать.
– Я не буду критиковать. А кто возьмет на себя ответственность сказать: ты сиди, не пиши, а я буду писать. Нет, так нельзя. Каждый человек свободный. Как говорит наш пророк, «і чужому навчайтесь, й свого не цурайтесь». Это тот же случай. Вот я вернулась из Америки, где был месяц прайда. И это очень круто, это вдохновляет, каждый штат убран в разные цвета, он поддерживает. Завершается месяц прайда – начинается месяц афроамериканской культуры. Мне хочется, чтобы мы это переняли. Мне хочется, чтобы каждый месяц на государственном уровне мы рассказывали о самих себе. Было бы очень круто, если бы у нас был месяц крымскотатарской культуры, пусть будет месяц «шароварщины». Пусть люди, которые свободно могут высказаться, да, своим путем, о «сирожином пирожино», пусть они поступают так. Но это будет их месяц. И ты сам себе выберешь, хочешь ли ты это слушать. Но мы должны лелеять историю, что мы свободны, независимы, демократичны, и у нас каждый человек может высказываться так, как он хочет, – поделилась Джамала.
Иван Клименко: Сейчас идет очень большая спекуляция этим термином
Саундпродюсер, соучредитель лейбла ENKO и тренер «Голоса країни» Иван Клименко признавался, что его лейбл иногда выдавал шароварные релизы. В разговоре с KP.UA Клименко отметил, что шароварщина – понятие очень субъективное.
– У меня есть свое субъективное определение. Шароварщина – это поверхностное использование фольклора, поверхностное использование текстов с украинской идентичностью. На самом деле от шароварщины до истинно фольклорных проявлений всего несколько шагов. Это определяется тем, насколько глубоко ты погружаешься в работу, насколько глубоко копаешь, передавая эти мотивы, тексты, образы. Действительно, были релизы, которые некоторые наши артисты выпускали немного более поверхностными. Это было на ранних стадиях. Сейчас в наших командах есть люди, которые очень углубленно изучают фольклор, которые являются глубинными специалистами по фольклору, - объясняет Иван Клименко. – Но в общем-то сейчас идет еще и очень большая спекуляция этим термином. Потому что на самом деле люди не сильно то и разбираются. Как музыкальные СМИ это раздуют, на тот крючок они и клюют. Поэтому очень часто бывает, когда, на мой взгляд, совсем не шароварные релизы называют шароварными, и – наоборот. Все это очень субъективно. С другой стороны, и в шароварщине есть что-то полезное, не все могут сразу постичь глубинную степень украинского этнокода. Кому-то сначала надо поверхностно с ним ознакомиться, а потом уже углубленно. Но даже если это и поверхностное погружение, это все равно погружение в нашу культуру, а не в другую.
По словам Клименко, лично для него немного шароварным релизом является песня «Нумо, козаки» Kalush Orchestra и KOZAK SIROMAHA.
– Хотя KOZAK SIROMAHA не является представителем шароварщины, – продолжает саундпродюсер. - KOZAK SIROMAHA – очень глубокий человек, который является казаком более 15 лет, человек, который живет очень аскетично, у которого смартфон появился в 40 с лишним лет. Он – человек достаточно четких принципов. И очень много песен, которые делает KOZAK SIROMAHA, – это очень глубокое и крутое творчество. Но именно эта песня делалась несколько на скорую руку, не все процессы удалось проконтролировать, поэтому в ней есть элементы шароварщины. Но, опять же, я не считаю, что это плохо.
Алина Паш: Мы все можем это менять
Алина Паш считает, что в музыке должен быть баланс.
– Кажется, это все дело вкуса, баланса, ценностей, которые ты вкладываешь в музыку. Но шароварщина у нас присутствовала. Колбаса, майонез - мы это все любили. Есть какой-то кусок украинской аудитории, будем смотреть правде в глаза, который любит такую музыку. Потому что алкоголь, гулянье – и поехали! Но на то и есть творцы, наверное, которые все-таки могут регулировать. Не просто давать аудитории то, что она вроде бы хочет есть. Мы все можем менять это. К примеру, когда я делала свой проект, ставила своей целью: не дай бог когда-то звучать как шароварщина, как советское понятие «эстрада». Мне не хотелось этого делать. Мне хотелось совершенно новые вибрации принести в украинскую музыку. Кое-кто конкретно сомневался, говорил: «Фольклор – в смысле? Это же бабушки поют». Типа это что-то неприкольное, обесценивали это. Все уже знают, что Алина Паш делает музыку с фольклорными мотивами, внедряет их в разные стили. Но все равно до вторжения многие на меня смотрели, реально закатывали глаза и думали, что это не очень прикольно. Сейчас эти люди изменили свое мнение, начали, хоть и ломано, но разговаривать на украинском, – поделилась Паш в интервью YouTube-проекту «Розмова».
Певица говорит, что шароварщины не избежать, главное, чтобы ее не стало больше:
– Главное, чтобы были еще люди, которые могут создавать баланс, чтобы был какой-то инь-ян, если так можно сказать. Чтобы люди могли выбирать разное, чтобы не пушили только эти шароварные песни, однотипную музыку, а чтобы все-таки была палитра, которую люди могут выбирать и развиваться на этом фоне.