Гуцульские Афины: место силы Леси Украинки, Ивана Франко и Михаила Коцюбинского

Паломничество известных писателей, ученых и драматургов в карпатское село Криворовня продолжается до сих пор.

karpaty.rocks

Криворовня – старинное высокогорное гуцульское село в горах в Верховинском районе Ивано-Франковской области. Это место уже второе столетие, как магнитом, притягивает творческую и интеллектуальную элиту.

Ехали не отдыхать, а работать

Местные жители считают «своими» чуть ли не всех современных писателей (например, Тараса Прохасько и Сергея Жадана), многих ученых, философов, драматургов. А веком ранее их предки принимали у себя Ивана Франко, Лесю Украинку, Михаила Коцюбинского, Гната Хоткевича, Михаила Грушевского, Владимира Гнатюка – и это далеко не полный перечень, бывали у карпатских гуцулов в гостях и Станиславский, и Немирович-Данченко.  Один из самых известных фактов о Криворовне – именно благодаря поездкам сюда Михаил Коцюбинский написал повесть о гуцулах «Тени забытых предков». А в 1963-1964 годы сюда приезжал Сергей Параджанов, снявший фильм по этой повести.

Сюда, говорят местные, великие украинцы ехали, чтобы работать – в окружении гор у речки Черемош, даже изможденные многолетним кропотливым трудом или болезнями, они быстрее восстанавливались – и вперед, за перо. «Рабочий кабинет» посреди гор полюбился многим выдающимся людям. «Украинскими Афинами» называл это труднодоступное село этнограф Владимир Гнатюк, считая его местом вдохновения творческой интеллигенции.

Чем Криворовня привлекает творческую и интеллектуальную элиту и что здесь делал Михаил Коцюбинский, Иван Франко и другие великие украинцы, KP.UA рассказал исследователь, старший научный сотрудник Национального природного парка «Верховинский», житель Криворовни Иван Зеленчук.

Семь музеев в одном селе

Как рассказывает Иван Михайлович, есть две основные причины, которые притягивают сюда людей. Первая – это климат.

-  Здесь всегда на пять градусов теплее, чем в окружающих селах, - объясняет KP.UA Иван Зеленчук. – В горах ветрено и холоднее, а в Криворовне – нет. От холодных ветров мы с трех сторон защищены горами: с севера горой Игрец, с востока у нас Игровец, с запада – Писаный Камень. С запада, с Черногоры, всегда дуют холодные ветра. В этом году там снег так и не сошел. Это кухня погоды. С высоты село выглядит как огромный амфитеатр, развернутый на юг внутри гор.

Вторая причина – здесь даже крайне изможденный человек восстанавливается очень быстро. Говорят, что за одну ночь. Криворовню можно было бы назвать местом силы, но местные такие сравнения не любят.

Поняв, что здесь можно сократить время на отдых, зарядившись за считаные часы, а то и подлечиться – даже воздух здесь особый, сюда поехала творческая интеллигенция.

- «Открыл» Криворовню не Франко, как все считают, а ректор Львовского университета, ученый-филолог Яков Головацкий, - подчеркивает Иван Зеленчук. – Он с поэтом Маркияном Шашкевичем и исследователем Иваном Вагилевичем, известными как «Русская троица», стал автором первой книги на украинском языке - «Русалки Днестровой». В 1839 году он приехал к нам исследовать Гуцульщину, жил у местного священника, да так увлекся, что женился на его дочери Марии.

Сегодня в Криворовне работают семь музеев: Ивана Франко, Михаила Грушевского, хата-Гражда гуцульской хозяйки, этнографический музей, музей Параски Плитки-Горыцвит – гуцульской художницы, писательницы, философа и этнографа из Криворовни, «Дедова аптека» и музей села.

Дочь Гната Хоткевича приезжала из Франции

Музей Ивана Франко в Криворовне обустроила третья жена Гната Хоткевича - музыканта, писателя, композитора, уроженца Харькова, который жил здесь шесть лет безвыездно, Платонида. Дом, где она жила в то время, позже приобрел Иван Зеленчук. Сюда к нему после развала Союза приезжала дочь Хоткевича Галина. Сама она проживала во Франции.

- Галина Гнатьевна тосковала по матери - их война разлучила, а здесь чувствовала с ней связь, - вспоминает Иван Михайлович. – Ее мать похоронена в Ивано-Франковске. С Галиной мы до двух ночи, бывало, засиживались за разговорами…

Гнат Хоткевич прятался в Криворовне от преследования российских властей. Сначала бежал из Харькова, а потом и Львова.

Заканчивал обустраивать музей Ивана Франко местный житель, ученик третьей жены Хоткевича Платониды - Николай Дзурак.

- Имея зарплату сотрудника музея, он тратил ее не на еду и одежду, а на оформление музея, - вспоминает Иван Зеленчук. – Так он 40 лет проработал, собрал огромное количество экспонатов по горам, а потом еще его жена и дочь посвятили жизнь музею.  Увы, их уже нет в живых.

Здесь, в горах, в 2010 году драматург Гнат Хоткевич создал уникальный Гуцульский театр – в нем играли любители-актеры. Этот народный театр привнес в украинскую культуру того времени новые и самобытные тенденции. Гастролировал и по Галичине, и по Польше, а часть труппы выступала потом в Москве. Чтобы убедиться в существовании этого феномена, в село приезжал даже Константин Станиславский. Здесь Хоткевич написал повесть «Каменная душа» о жизни опришков, участников повстанческого движения в Галичине, Закарпатье и Буковине.

- В 1912 году Хоткевич уехал от нас, и в итоге его поймали и таки уничтожили, - вздыхает Иван Зеленчук. (В 1930-х Хоткевич, который остался в советской Украине, подвергся репрессиям, а в 1938 году был расстрелян).

В Криворовне Хоткевич написал несколько книг о гуцулах, об Олексе Довбуше, предводителе опришков.

«Ось Жаб’є – гуцульська столиця»

Иван Франко впервые попал в Криворовню в 1889 году – шел пешком из Львова, сам вел экспедицию. Тогда он написал: «Ось Жаб’є – гуцульська столиця. Нема, мовляють, села понад Жаб’є, і більшого лиха шукати дарма». Жабье – старое название Верховины, районного центра, который в 14 км от Криворовни. Позже новое название поселку дали из-за того, что он окружен множеством «верхов» – «верхами» гуцулы называют горы в тысячу метров. А настоящая гора для них – это уже от 1500 метров. 500 метров подъема - и вовсе не считается за гору.

Почему люди не уезжают из труднодоступного горного региона? Ответ прост, и его наш собеседник цитирует из 400-страничного исследования этнографа Марии Лаврук: «Земля и люди – вещи неразделимые».

- Есть цветы, что растут только в степях, есть - только в лесополосах, а есть те, которым хорошо в горах, - объясняет Иван Зеленчук.

Позже Иван Франко, по словам нашего собеседника, попал сюда благодаря жене Ольге. В 1900 году они отдыхали в Косове (27 км от Криворовни), там на рынке Ольга Франко встретилась с женой этнографа, секретаря Научного общества имени Тараса Шевченко Владимира Гнатюка – вышеупомянутой дочкой священника Андрея Бурачинского из Криворовни Марией. Та позвала их в гости. После этого каждое лето в течение 12 лет семья Франко с четырьмя детьми жила в Криворовне. Сначала у газды Проця Митчука, а потом – в доме, где позже открыли музей Франко.

Коцюбинскому презентовали гуцульского коня

Научным обществом имени Тараса Шевченко руководил Михаил Грушевский. Владимир Гнатюк, помимо того, что исполнял обязанности секретаря, был еще и студентом Грушевского. Так Франко познакомился с будущим украинским президентом, они тесно сотрудничали. Так что вскоре в горы позвали и Грушевского – он даже купил здесь дом.

- Из его дневника: «Сегодня выполнил свою норму – написал 15 страниц. Трижды купался в Черемоше. Вода – 18 градусов», - припоминает Иван Михайлович. – Он был атлетом. Писал: «Сегодня прогулялся до Довбушевых комор (1186 м) и Белой кобылы (1477 м)». Мы-то, местные, знаем, что это не прогулка, а однодневный и сложный поход.

А вот Михаил Коцюбинский приехал в Криворовню уже тяжело больным… Посетить гуцульский край его упросил Владимир Гнатюк – чтобы Коцюбинский написал о нем. Уже тогда всем было понятно: если что-то напишет Коцюбинский – это войдет в историю. Не побывав там, говорит Иван Зеленчук, Коцюбинский писать отказывался, а ехать в Карпаты вместо острова Капри не очень хотел… Но пошел на эту «жертву» – и провел в Криворовне три лета. И написал «Тени забытых предков» - повесть, которая прославила гуцулов на весь мир.

Так как писатель болел, ему для передвижения заказали гуцульского коня. О нем он писал жене: «Весь день провожу на гуцульском коне, грациозном, как балерина».

- Такой конь очень удобный для езды, он смотрит, куда в горах ногу поставить, - объясняет Иван Михайлович. – На этом коне он поднялся аж на гору Скупову – а это больше 1500 м! Если бы вы проехали этот маршрут по горам через четыре села, вы бы зауважали Коцюбинского как стойкого путешественника... Туда - быстрым ходом на лошади полдня. Эх, все у нас хорошо, кроме географии – очень далеко, очень высоко, почти нет инфраструктуры... Если вы во Львове купите хлеб, то уже через полчаса семья его будет есть. А если я куплю в Верховине, а живу в Бубках, то еще не факт, что сегодня доберусь домой. Надо 10 км идти верхами (горами. – Авт.) вверх.

Поэтому среди местных гуцулов сегодня вряд ли найдешь кого-то без лошади. Без нее здесь не справиться, а никакой транспорт не проедет. На лошади – за хлебом и за детьми в школу.

«Еще Леся Украинка - и в церкви был бы весь цвет нации»

В 1901 году в Криворовне с Франко и Гнатюком встречалась Леся Украинка. Она ночевала здесь, не успев по горам на коляске без рессор за день доехать из Верховины в Буркут (45 км от Криворовни) на лечение. Сегодня там уже давно нет людей, это село-призрак, а тогда многие ехали к минеральному источнику типа Боржоми.

- В Буркуте она приняла предложение своего возлюбленного Климента Квитки, - отмечает наш собеседник. – И впервые в жизни, как она писала, поправилась на 3 кг. Тут же дописала «Одержимую», которую посвятила Франко. Так что вся элита того времени у нас была. Как-то на службе в церкви в 1912 году священник Олекса Волянский сказал: «Если б сейчас еще зашла Леся Украинка, то у меня в церкви был бы весь цвет украинской нации».

КСТАТИ

В 1969 году здесь побывал Олесь Гончар. Именно тогда горное село постиг страшный потоп. И эта трагедия вдохновила писателя на роман «Циклон» - о противостоянии человека водной стихии.

И сегодня, вопреки трудностям с транспортной развязкой, Криворовня продолжает оставаться одним из центров украинской культуры. В Верховине и соседних населенных пунктах проводят гуцульские фестивали и конференции с участием современных писателей.