В украинских кинотеатрах вышел мистический детектив «Призраки в Венеции» по мотивам романа Агаты Кристи. Это уже третья история об Эркюле Пуаро, которую снял британский кинорежиссер сэр Кеннет Брана, он же сыграл главную роль. Рассказываем, каким получился фильм и кому стоит его посмотреть. Спойлер – любителям красивого.
Любовь к себе – роман, продолжающийся вечность
Первое, что приходит в голову, когда смотришь фильмы режиссера Кеннета Брана, – самовлюбленность. Вот есть режиссеры, которые делают кино, чтобы снимать в нем свою жену или любимую, а Кеннет Брана – себя, любимого.
Будь то 4-часовой шекспировский «Гамлет» (где сам сыграл принца Датского, еще и получил 4 номинации на «Оскар»), или высоко оцененный и зрителями, и критиками «Макбет» (кто же будет Макбетом, как не Кеннет Брана?), или «Белфаст» - очень личная исповедь о детстве, за которую Брана получил, наконец, «Оскар» («Лучший сценарий»).
Ну а вершиной самолюбования стали экранизации романов Агаты Кристи об Эркюле Пуаро.
Во всех трех фильмах – «Убийство в Восточном экспрессе», «Смерть на Ниле» и «Призраки в Венеции» – одна и та же история. Классика от королевы детективов, звездный актерский состав и необыкновенно красивая подача… И все это омрачает собой фигура Пуаро. Да, конечно, главный персонаж он, но Кеннет Брана настолько сильно перетягивает одеяло на себя, что после фильма помнишь в основном крупный план нафиксатуренных усов сыщика.
Рейтинги этих фильмов так себе, на троечку: 6,7 из 10 («Убийство в Восточном экспрессе»), 6,3 («Смерть на Ниле») и 6,7 («Призраки в Венеции») на IMDb.
Но есть одно большое НО. Несмотря на все вышеупомянутое, у этих фильмов огромная армия поклонников (я – среди них). Ибо в каждом – невероятное визуальное наслаждение. Создатели фильма с любовью показывают каждую деталь. Одни только мастерски сшитые костюмы чего стоят! Или серебряные подставки для яиц, без которых Пуаро не представляет завтрак.
Мы с Агатой Кристи посовещались, и я решил…
А вот с королевой детектива режиссер и сценарист обходятся довольно свободно и не так трепетно, как с реквизитом. Если в первой картине еще соблюдались буквы и дух книги, то дальше пошли в свободное плавание. Неизменный автор сценария - Майкл Грин («Бегущий по лезвию 2049», сериалы «Американские боги» и «Герои»), а соавтором пишут Агату Кристи (как здесь не процитировать: «Гомер, Мильтон и Паниковский! Теплая компания!» ).
«Смерть на Ниле» - далек от оригинала, а о «Призраках в Венеции» вообще нечего говорить. Малоизвестное произведение «Вечеринка на Хеллоуин» перекроили так, что и родная мама (т.е. Агата Кристи) не узнала бы. Другие персонажи, другая локация (из Британии место происшествия перенесли в венецианское палаццо), ну и другая развязка, конечно. Поэтому будет лучше, если мы будем рассматривать «Призраки в Венеции» как самостоятельное произведение, в котором от Кристи только Пуаро и автор детективных романов Ариадна Оливер. Единственное, что не изменилось - подозреваются все.
О чем фильм
1947 год. Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) решил выйти на пенсию и переехать в Венецию. Живет отшельником, никого не принимает (хотя под дверью постоянно толпятся просители, нуждающиеся в его сыщицком таланте, – даже нанял телохранителя (Рикардо Скармаччио), чтобы избавлял от этих навязчивых людей), ухаживает за маленьким садиком, лакомится шоколадом с чаем на крыше, с которой открывается потрясающий вид на город, демонстрирует прекрасно отшитые и прилегающие костюмы, на которых никогда не бывает пятен или помятостей (постоянно крупным планом безупречно свежий воротничок, булавка для галстука и налакированные кончики лихо закрученных усов).
Покой пенсионера нарушает давняя приятельница, автор детективных романов Ариадна Оливер (Тина Фэй), и предлагает ему на Хэллоуин, в ночь всех святых, самую туманную и жуткую, сходить на спиритический сеанс в старинный венецианский палаццо. Его владелица, бывшая оперная звезда Ровенна Дрейк (Кэлли Райли), в прошлом году при странных обстоятельствах потеряла дочь Алисию и теперь хочет выяснить тайну ее гибели.
Сам палаццо овеян мистикой: в средние века здесь был приют, в котором медсестры и врачи бросили сирот умирать от чумы в одиночестве. И теперь, по легенде, детские души стремятся к мести и кровавым жертвам.
На спиритический сеанс собирается небольшая компания: кроме Пуаро, его телохранителя, Ариадны Оливер и леди Ровенны присутствуют ее знакомый военный хирург Лесли Ферье (Джереми Дорнан) с маленьким, не по возрасту умным сыном Леопольдом (Джуд Хилл), экономка Ольга Семенофф (Камилль Коттен), медиум миссис Рейнольдс (Мишель Йео) с ассистенткой. В последний момент врывается бывший жених Алисии – Максим Жерар (Кайл Аллен).
Этой компании придется провести длинную клаустрофобную и полную мистики ночь в старом доме, где, кажется, действительно бродят души умерших. Будут новые смерти и жуткие непонятные явления. Впрочем, все это лишь фон для Эркюля Пуаро, у которого начинаются видения, а еще, кажется, за время пенсии потерял свой сыщицкий талант. Но Пуаро-Брана не был бы самим собой, если бы не доказывал постоянно, что он лучше всех.
Когда любовь пугает больше, чем призрак
В «Призраках в Венеции» Кеннет Брана полностью изменил тональность. Если первые два фильма выглядели как рекламные открытки: много света, громкая музыка, соблазнительные виды и дорогие наряды, роскошные купе или каюты, то в третьем - нас ожидает камерная история в старинном палаццо, давно нуждающемся в ремонте: потрескавшиеся стены и искривленные облупленные лица скульптур, стертые обои, плесень полузатопленные подвалы, ржавые решетки. Кроме того, будут венецианские маски и плащи, надеваемые персонажами для большей таинственности, грозовая ночь, темные воды каналов. Напомню: авторы умеют красиво акцентировать каждую деталь – будь то потрескавшаяся краска на стенах, старая кукла, или старые часы с устрашающими изображениями Адама, Евы и змея, или даже протекающий потолок. И смысл всего этого хорошо поданного хлама – нагнать страху.
Брана пытается создать атмосферу ужастика, хотя, следует признать, недотягивает. Напряжение нарастает, но недостаточно, чтобы нервы порвались. Мистика есть, но не пугает.
В конце концов Брана и Грин выводят нас на обычную человеческую драму, и вот она уже подана гораздо сильнее: здесь и военный ПТСР (как у хирурга, ну и, конечно, и у самого Пуаро – кого же показывать крупным планом, как не его), и истории беженцев от войны, преданная любовь, и фанатичная вера, и материнская любовь, измены и обманы. У каждого из присутствующих есть скелет в шкафу. И разоблачение этих скелетов поражает больше мистики.
Что касается детективной составляющей – то здесь все ружья стреляют в подходящий момент, а все загадки раскрываются именно тогда, когда нужно. Агата Кристи, наверное, одобрила бы.
Бонус: нам покажут Венецию с высоты птичьего полета! Это так прекрасно, что перехватывает дыхание.
В главных ролях: Кеннет Брана («Гарри Поттер и тайная комната», « Оппенгеймер »), Тина Фэй (сериал «Убийства в одном здании»), Кэлли Райли («Шерлок Холмс и игра теней»), Джереми Дорнан («Белфаст»), "50 оттенков серого"), Джуд Хилл ("Белфаст"), Камилль Коттен (сериал "10 процентов", "Дом Гуччи ") Мишель Йео ("Все везде и сразу").
Страна: США
Режиссер: Кеннет Брана
Продолжительность: 01:44