Пересмотр всех решений военно-врачебных комиссий, вынесенных за время большой войны, наверняка даст свои результаты. Виды «услуг», которые можно получить в терцентрах комплектации и социальной поддержки, а также расценки на них давно стали притчей во языцех.
Но если внутри страны мобилизационный резерв можно будет пополнить, то вопрос с уклонистами, выехавшими за рубеж, останется актуальным. О категорическом отказе выдавать беглецов от мобилизации заявили Австрия и Венгрия. Чехия, Германия и еще ряд стран придерживаются той же позиции, но с оговоркой на «отдельные случаи».
Массового выдворения украинцев призывного возраста из Европы априори не может быть, поскольку такой процедуры не существует в гражданском праве.
Есть процедура экстрадиции, которая предусмотрена Европейской конвенцией о выдаче правонарушителей и регулируется уголовно-процессуальными кодексами. KP.UA рассмотрела варианты, когда ее могут применить.
Уклонение от мобилизации
В комментариях СМИ зарубежные эксперты обычно ссылаются на 4-ю статью Европейской конвенции о выдаче, которая запрещает экстрадицию за нарушение военного права. Но это не совсем так.
Конвенция гласит, что выдача невозможна, если военное правонарушение не является правонарушением по уголовному праву. А в Уголовном кодексе Украины статья 336-я гласит, что уклонение от призыва во время мобилизации и на особый период являются преступлениями. Теоретически запрос на экстрадицию правомерен.
Однако экс-заместитель генпрокурора, заслуженный юрист Украины Алексей Баганец считает эту статью не перспективной.
- Для экстрадиции необходимо открыть уголовное производство, составить подозрение, получить заочное решение суда о мере пресечения, в идеале – судебный приговор. 336-я статья УК применяется не просто к уклонистам, а к тем, кто прошел сверку военно-учетных данных в ТЦК, по решению ВЛК был признан годным к службе, но не явился в мобилизационный пункт. Таких за границей вряд ли найдется много. Выезжают обычно со справками о непригодности.
Эксперт также отмечает, что выдать человека могут только в том случае, если совершенное в Украине преступление признается преступлением в стране пребывания.
- А в уголовных кодексах большинства стран Европы нет статьи об уклонении от призыва, поскольку армия строится на контрактной основе, - напоминает юрист.
Но даже если подобная стать существует - призыв есть в Швейцарии, Австрии, Финляндии, Норвегии и еще ряде стран - рассматривать запрос никак не обязаны.
Австрия, например, первой заявила, что не собирается рассматривать возможность выдачи украинцев. На ее территории зарегистрированы в качестве переселенцев 14 тысяч наших соотечественников в возрасте от 18 до 54 лет.
Взятка
Дача взятки – это такое же уголовно наказуемое действие, как и ее получение. В странах Европы за поощрение коррупции можно схлопотать от крупного штрафа до 6 лет лишения свободы. Но большинство уклонистов бежали от мобилизации весной – летом прошлого года. Можно ли доказать взятку задним числом?
- Доказать факт взятки без проведения негласных следственных действий, оперативных комбинаций практически невозможно, - считает Алексей Баганец. – Даже если найдутся свидетели, их показания могут служить доказательствами только в суде при рассмотрении дела по сути.
Вернуть тех, кто давал чиновником тысячи долларов за внесение в систему «Шлях» или расплачивался за выезд на границе, точно не получится. А за тех, кто покупал решение ВВК о непригодности к службе, можно побороться, считает адвокат Александр Сирота.
- Поднимается протокол заседания ВВК, поднимаются справки, медицинская карточка. Если у мужчины призывного возраста не было заболеваний, а в период мобилизации они резко появились, есть основания подозревать, что человек получил диагноз коррупционным путем. Тем более, если в данном ТЦК уже были подтвержденные факты по резервистам, которые в Украине. Открывается уголовное дело, выносится подозрение, а это уже основание для подачи на экстрадицию, - говорит юрист.
Если в экстрадиции откажут, уклонист останется во внутригосударственном розыске и будет задержан на границе, когда сам решит вернутся в Украину.
Подделка документов
До сентября 2022 года, когда наложили запрет на выезд студентов иностранных вузов, одной из самых популярных форм уклонения были поддельные документы о поступлении в европейские институты и университеты. Также штамповались и штампуются справки об инвалидности, наличии трех несовершеннолетних детей, фейковые трудовые договора моряков.
- Использование заведомо поддельных документов является уголовным преступлением как у нас, так и в Европе и может быть основанием для запроса и реальной экстрадиции, - говорит Алексей Баганец. – Но снова: должны быть доказательства, уголовное производство, подозрение и решение суда о мере пресечения. А эта статья УК не является тяжкой или особо тяжкой, за которую предусмотрен арест.
Проблемы экстрадиции
- Запрос можно подавать, когда будет установлено, что разыскиваемый находится именно в этой стране. А принимающие страны не передают списки беженцев в Украину.
- Выдача возможна только тогда, когда она аргументирована. То есть страна, подающая запрос, должна предоставить доказательства, что именно этот человек совершил преступление и должен отбыть наказание.
- Решение об экстрадиции принимает суд. Перед этим генеральная прокуратура страны проводит проверку на предмет рисков нарушения на родине прав, которые предусмотрены Конвенцией о правах человека. Если задержанный говорит, что совершил нарушение потому, что брать в руки оружие ему запрещает вера или моральные убеждения, это может быть причиной для отказа в выдаче.
- Если решение положительное, запрашиваемый имеет право его обжаловать. На такие процедуры может уйти от нескольких месяцев до полугода.
- В период проверки запроса нарушитель вправе попросить статус беженца – по политическим, религиозным или каким-то другим мотивам. На рассмотрение вопроса может уйти до года и еще столько же, если не больше, на обжалование отказа.
- Ряд стран не признают процедуру экстрадиции. Среди таки Израиль, Великобритания, ОАЭ, Республика Косово, Турецкая Республика Северного Кипра. Выдача может произойти только в самых исключительных случаях.