«Армия призраков»: как украинцы перенимают подсказки истории

Бутафорское оружие, отправленное на фронт, если и не решает судьбу сражений, то свою значимую роль играет.

metinvest.media

Регулярные отчеты о пополнении новой техники ВСУ стали для нас делом уже привычным. Но кроме западной помощи и оружия, произведенного отечественными предприятиями, есть позиции, остающиеся обычно за кадром официальных заявлений. Одна из таких – бутафорская техника. Да, она на вторых ролях. Но можно ли говорить о значимости роли в деле, когда каждая мелочь нацелена на победу?

250 макетов для фронта

На днях группа горно-металлургических компаний «Метинвест» опубликовала на своем официальном сайте сообщение о передаче войскам 250 единиц макетов боевой техники. Это точные копии стоящего на вооружении ВСУ оружия. Внешне обычный человек уж точно не отличит от настоящих танков, гаубиц и ракетных установок. Предназначение таких «ловушек» понятно. Во-первых, атакуя пустышки, враг тратит на них дорогостоящие боеприпасы. Во-вторых, дезориентируется в оценке количества нашей техники, стянутой на том или ином участке фронта. В-третьих, нанося удар по макетам, противник обнаруживает свои огневые точки, давая возможность уже украинской артиллерии нанести по ним удар. Мы не знаем, где и как используются такие обманные устройства. Хватит общего - «на самых напряженных участках фронта». Но возвращаясь к историческому опыту, можно оценить значение бутафорского оружия и понять, как такие военные хитрости влияли на ход баталий в прошлом.

Практика применения обманных маневров и хитростей появилась одновременно с самой войной. Тысячелетия назад. Об этом писал в своем знаменитом трактате «Искусство войны» еще китайский стратег Сунь-цзы в VI веке до нашей эры. Более "свежий" пример из древнегреческой мифологии - эпизод с Троянским конем. Но нет, так глубоко углубляться в историю мы не станем. Коснемся лишь более близкого для нас времени - оперативно-тактического обмана во Второй мировой войне.

Как английский генерал и его 700 соломенных танков немецкого фельдмаршала обманули

Осень 1942 года. Египет. В битве за Африку итало-немецкой группировке фельдмаршала Роммеля противостоят объединенные войска стран союзников под командованием английского генерала Монгомери. Несмотря на общее преимущество в живой силе и технике, британцы в операции при Эль-Аламейне используют и целую систему обманных приемов. Операция «Бертрам» станет впоследствии хрестоматийной в отношении применения маскировки и военных хитростей.

Вкратце ситуация обстояла следующим образом. Союзники собирались атаковать на северном фланге линии Эль-Аламейна. В то же время активное перемещение техники противник фиксировал на ее южном направлении. Разведка Роммеля докладывала, что на севере сосредоточены в основном грузовики и другой вспомогательный автотранспорт, а вот на юге – танки, артиллерия и бронетехника во всевозможном ассортименте. Мало того, англичане здесь даже строили трубопровод для постоянного снабжения войск водой. Ясно, немцы собирались биться с противником на юге.

Вот только вся эта техника оказалась бутафорской. 720 танков – соломенные каркасы, обтянутые брезентом, а пушки сколочены из деревянных брусьев и фанеры. Даже трубы в возводимом водопроводе были старыми бензиновыми бочками.

Применялась англичанами и так называемая тактика «двойного обмана». Именно те «грузовики», замеченные немецкой разведкой на севере, оказались в действительности танками, сверху замаскированными под обычные машины. А в свою очередь «танки» на юге (кроме соломенных муляжей) были грузовиками с танковой «маской». И это еще не все. Бывало, когда позиции с фиктивной техникой специально «засвечивались» противнику. Те, зная, что против них выставлены муляжи, переставали обращать на них внимание. А зря. Под покровом ночи обманки менялись на настоящие пушки и танки, и в решающий момент наносился удар оттуда, откуда противник уж точно его не ждал.

Все это сопровождалось хорошо продуманной радиоигрой, и в результате противник был полностью дезориентирован. Англичане выиграли битву при Эль-Аламейне во многом благодаря тактике обмана. Захваченные в плен немецкие генералы качали головой и твердили, что проиграли они из-за какого-то «фокуса». Отчасти они были правы – одним из привлеченных к «обманной войне» экспертов был известный английский фокусник Джаспер Маскелин. После этого поражения нацисты отказались от активных действий в Африке. Победившие же англичане до сих пор считают проведенную операцию одной из лучших в истории своей армии. А генерал Монгомери именно после этой победы стал национальным героем Великобритании.

Одно из самых засекреченных подразделений армии США

Англичане не были бы англичанами, если бы не хвастались своим успехом на каждом углу. А американцы не были бы американцами, если бы не использовали чужой опыт в своей практике. Где-то переработав, добавив и выдав в итоге уникальное оружие маскировки и обмана.

В январе 1944 года в США в обстановке строжайшей секретности начинают формировать нетипичную воинскую часть. Поводом для ее появления оказался именно успех английской операции в Африке. Американцы пошли дальше, их «Армия призраков» создавалась не для одной конкретной операции, а для постоянных военных действий.

Отбор в новую часть шел очень скрупулезно. Из 1100 человек, вошедших в нее, большинство были люди творческих специальностей - архитекторы, дизайнеры, художники, актеры, фотографы. Да и командиром части стал бывший главный редактор журнала The New Yorker Ральф Ингерсол. Это были специалисты, способные создать нужную «картинку» с мельчайшими деталями и с учетом всех возможных тонкостей. Правда, кадровые военные становились «призраками» скрепя сердце. Не понимали, как воевать, командуя надувными танками. Но приказы ведь не обсуждаются.

Первую операцию «Армия призраков» провела в Нормандии в июне 1944 года, спустя несколько дней после высадки союзников на побережье. А всего успешно выполненных заданий на ее счету около 20-ти.

Работа части заключалась не только в перемещении на необходимых участках надувных танков и макетов самолетов. Все было задумано и выполнено гораздо разнообразнее. «Армия призраков» состояла из четырех подразделений: инженерного камуфляжного батальона, инженерной роты, роты звукового сопровождения и формирования связистов. У каждого – своя роль и задачи.

Камуфляжный батальон отвечал непосредственно за изготовление макетов и размещение обманок на территориях, где проводилась операция.

Неразрывно была связана с ним и рота звукового сопровождения. В арсенале были звуки, записанные в студиях Голливуда и на полигонах армии США. На все случаи жизни. Это и выстрелы орудий, минометов, и разговоры солдат, и ругань командиров. Все было продумано до мелочей. Например, если макет «Шермана» (основной танк американской армии) поднимали в гору, шло звуковое сопровождение двигающегося вверх танка (и именно «Шермана»), если опускали вниз – включалась запись спускавшейся с горы машины. Все звуки «сводились» в общую запись и транслировались с помощью гигантских динамиков.

Инженерная рота отвечала за безопасность подразделения. Кроме других функций, ее солдаты (помните актеров в перечне новобранцев?) переодевались в форму других частей и отправлялись во французские кабаки, где до их закрытия травили военные байки. Цель – привлечь внимание немецких шпионов, запутав их разнообразием шевронов и якобы выданными «военными тайнами». Связистов для «призраков» собирали по всей армии США. Лучшие спецы в этом деле могли «замаскироваться» и выступить в роли любой американской части. Присущие каждому из подразделений стиль и особенности передачи информации эти люди знали досконально. Поэтому фальшивые радиопереговоры и достаточный трафик в эфире создавал иллюзию, будто в них участвует как минимум 2-3 дивизии.

Все было организовано настолько качественно, что на уловки попадались не только враги, но и свои. То бомбардировщик, возвращаясь с фронта, по ошибке посадит самолет на бутафорский аэродром, то командир соседней дивизии приедет узнавать, откуда здесь появились десятки танков, о которых ему не доложили.

Наиболее масштабной и успешной для "Армии призраков" стала «Операция Фирзен», проводимая с 18 по 24 марта 1945 года. В ней было использовано около 600 надувных макетов, в том числе надувные понтоны и даже фрагменты возводимого моста. Этот отвлекающий маневр при форсировании Рейна позволил боевым частям практически без потерь перейти реку в другом месте.

Тайну «Армии призраков», распущенной после окончания войны, хранили долгих 40 лет. Документальные свидетельства ее существования рассекретили лишь в начале этого века.