Впервые ставить учеников за парты, а не сажать, во Львове попробовали в 2021 году. Прислушались к Общественной организации « Дадим детям двигаться! », которую создали активисты одной из львовских ИТ-компаний.
«Нам можно, а детям – нет?»
Айтишники вдруг начали убеждать чиновников из управлению образования, что так и удобнее, и полезнее.
- Ну почему – вдруг? В этой компании много молодых родителей, у меня самого – четверо детей, и трое из них – школьники, – отмечает KP.UA один из инициаторов нововведения и руководитель проекта по внедрению в школах парт для обучения стоя Богдан Цюваник. – Эти молодые люди весь день работают за компьютером, но большинство из них – стоя. Им так удобнее. И однажды, еще в 2018 году, пришла мысль: "Нам комфортно, а дети в школе вынуждены сидеть по шесть-восемь часов. Неужели это не вредит их здоровью?"
Молодые родители начали изучать проблему – и ужаснулись. Оказалось, что 80% всего времени, когда дети бодрствуют, они проводят сидя: в школе – сидят, в транспорте чаще всего – тоже, обедают – сидя, в гаджеты залипают тоже сидя.
Начали изучать сайты со статистикой. Выяснили, что по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения минимальная норма двигательной активности в сутки для ребенка и подростка составляет всего один час. И даже это время современные дети не набирают!
– По данным ВОЗ, 75% детей не выполняют эту норму, а украинская статистика убеждает, что только 30% детей могут сдавать нормативы по физкультуре без угрозы здоровью, – делится Богдан Цюваник. – Проблема есть во всем мире.
Покупают за грантовые средства
Изменить ситуацию во Львове решили, не увеличивая количество уроков физкультуры и не гоняя детей палкой на стадионе, а поставив в классах высокие парты. Это парты-конторки – они отличаются от высоких «трибун», за которыми учителя проводят уроки или рассказывают изученный параграф или стихотворение дети. Писать за трибуной контрольные и конспекты неудобно, а за такой партой удобнее, чем сидя. Высота парты и наклон рабочей поверхности регулируется.
В этом году к трем школам, где поставили высокие парты два года назад, присоединились еще две.
- Когда в 2020 году я общался с профессором Техасского университета из США, он удивился, что у нас до сих пор нет высоких парт в школах, ведь это так важно, - отмечает Богдан Цюваник. – На тот момент в Соединенных Штатах было более миллиона ученических мест для обучения стоя.
В Азербайджане, по словам собеседника, государственная программа также рекомендует такие парты в каждом классе. Школьники в Великобритании, Бельгии, США, Японии, Австралии во многих школах уже давно учатся стоя – отзывы только положительные.
В связи с военным положением общественная организация не возлагает надежды на местные бюджеты. Парты стараются приобрести за гранты или при поддержке гуманитарных организаций. Недавно несколько таких парт отправились в лицей в Здолбунове Ровенской области. Также обращались еще до войны из Хмельницкого, Закарпатья, Тернополя – и даже из Мариуполя и Волновахи.
– Учителя говорят, что обязательно поставят в Мариуполе и Волновахе такие парты, когда вернут города и восстановят школы, – отмечает наш собеседник. – Во Львове к пяти школам скоро присоединятся еще семь-восемь – нам удалось выиграть еще один грант и купить 120 парт для разных общин в области.
Сначала пришлось уговаривать
Одна из львовских школ, которая участвует в эксперименте уже третий год, это школа №27. Правда, учительницу начальных классов, с которых было решено начать, Наталью Маланчук, пришлось долго уговаривать.
– Я сначала отнеслась к этой идее отрицательно, – рассказывает учительница, консультант Центра профразвития педагогических работников Наталья Маланчук. - Сказала, что думаю: "Это детям точно не зайдет". Но потом решила попробовать: поставила в своем 4-м классе несколько таких парт – треть от общего количества.
Это была весна 2021 года. Только ослабили карантин, и дети стали возвращаться за парты. Наталья была права – четвероклассникам «не зашло». Им якобы было тяжело стоять. Как не понравилось и самой Наталье с подружкой-педагогом – за высокими партами они заполняли журналы, пытаясь «испытать» странную инициативу. Как выяснилось, проблема – в привычке сидеть. Поэтому начинать ставить детей за парты, а не сажать, нужно именно с первых классов.
– В первых классах это больше необходимо еще и потому, что старшая школа постоянно меняет кабинеты, а дети в начальной никуда, кроме музыки и физкультуры, не ходят, – отмечает Богдан Цюваник.
Когда учительница Наталья Маланчук через год поставила за высокие парты первоклассников, у которых не было опыта сидения несколько часов подряд, – эксперимент прошел на ура.
– Ни разу ни один ребенок не сказал, что не хочет стоять, – отмечает Наталья Маланчук, которая также после этого стала послом и методистом проекта «Дадим детям двигаться». - Это очень эффективно – я сразу увидела результат. Это отразилось и на обучении детей, и даже на их осанке – начали ходить ровно. Ведь за партами сидят, кто как хочет.
Стоячие уроки, по словам Натальи, также положительно влияют на способность сосредоточиться. Дети стали увереннее писать контрольные.
Украинскую инициативу подхватили в Польше
Это не значит, что учащийся должен стоять 45 минут и только потом сможет сесть. Дети меняют позицию каждые 15-20 минут. Чтобы двигался каждый, нужно, чтобы в классе была хотя бы треть таких парт, лучше половина.
Инициативой интересуется все больше украинских школ – обращаются даже из-за границы.
– Педагоги из польского Ряшева увлеклись нашей идеей – они уже даже ведут переговоры со своей властью, чтобы поставить такие парты в школах, – отмечает Богдан Цюваник. – У детей там те же проблемы, что и у нас. Мы отправили им 30 парт и со дня на день ждем результатов их исследований: как влияет обучение стоя на здоровье школьников. Мы не смогли провести такие исследования у нас, хоть и пытались – то карантин мешал, дети учились дома, потом началась война…
Партнером проекта стал Институт общественного здоровья имени Марзеева в Киеве. Здесь для львовских энтузиастов была разработана методология исследования здоровья школьников, благодаря которой впоследствии удалось бы подтвердить (или опровергнуть) эффективность такого подхода. В двух медицинских центрах, с которыми приступили к сотрудничеству в рамках проекта, провели скрининг здоровья школьников в начале эксперимента. Но продлить его не смогли.
– Мы опираемся на 68 иностранных исследований, что является достаточным доказательством и для управления образования, которое всячески поддерживало нашу инициативу, – отмечает Богдан Цюваник. – В законодательстве предусмотрена возможность использования парт для обучения стоя, а значит – можно развивать проект. Тем более есть подтверждение, что это работает. Доказано, что высокие парты помогают устранить проблему низкой двигательной активности у детей, а также улучшают когнитивные функции, ментальное здоровье, концентрацию внимания и память.
Положительные отзывы
Через год такого обучения с перерывами на дистанционное посыпались положительные отзывы от учителей, родителей и, главное, от детей.
– Родители сначала звонили: «Что вы сделали с моим Петриком или Маричкой? Они теперь сидя не хотят учиться – стоят с книгой за полкой или перед сервантом», - улыбается Богдан Цюваник. – Следовательно, стоя учиться детям действительно удобнее. Все учителя также в один голос говорят, что так гораздо лучше.
Программа комплексного развития школьника, внедряемая с помощью проекта «Дадим детям двигаться!», также предусматривает применение в школах тренажеров для зрительной гимнастики, шведские стенки, массажные коврики и прочее. Но парты – это главное.