Из Рубежного в Кременчуг: как переселенка развивает бизнес по пошиву женской одежды plus size

Продолжаем рассказывать истории о тех, кто нашел в себе силы начать свое дело заново.

facebook.com/DevelopmentPlatformSMR

Война отняла у Анны Молодых из Рубежного малую родину, дом и бизнес. Но опыт, талант и упорный характер остались при ней - так что Анна возродила свое дело и на новом месте.

Сейчас ее линия по пошиву одежды plus size FaynaLady продолжает развиваться. Как не опустить руки, потеряв почти все, на какую помощь можно рассчитывать от государства, Анна Молодых рассказала KP.UA.

Открыть свое дело помог математический склад ума

– Анна, вы программист по специальности, но решили шить. Почему? Сегодня, кажется, все стремятся в ИТ-сферу, а вы, наоборот, ее оставили.

– Я окончила институт, получила специальность программиста. Быстро осознала, что это не мое, хотелось работать на себя. Помог математический склад ума.

- Шитье, наверное, было вашим хобби?

- Да. Шить я начала лет с 12 лет, училась сама. Со временем увлечение юности переросло в источник дохода. Где-то в 2014 году стала шить одежду под заказ друзьям и знакомым, открыла ателье, где могла продавать не только ткани и фурнитуру, но и готовые вещи.

В 2016 году в Северодонецке прошел тренинг, по результатам которого я получила грант на развитие бизнеса - это дало мне хороший толчок.

- Когда появилась FaynaLady?

- Основали наш бренд в 2017 году. Производили и продавали женскую одежду. Благодаря поддержке международных доноров создали собственное производство, открыли цех.

- FaynaLady - одежда plus size. Почему вы решили шить именно одежду больших размеров?

– Эта ниша у нас в Украине, по большому счету, не занята, но при этом востребована. На рынке совсем немного современной качественной одежды для женщин из этого сегмента. Здесь и спрос больше, и интереснее. Следить надо за всем: качеством пошива, сырья, ткани, комфортности посадки, а также за молодежным направлением - это то, чего сейчас не хватает.

- Читала отзывы на вашем сайте от покупателей - были только положительные. Похоже, клиенты вас ценят.

- Да, потому что в Украине ниша не отработана, особенно молодежная линия. Предложений немного. Если у девушки нестандартная фигура, можем сделать два заказа. Это тоже важно. Мы очень гибкие. Ориентируемся на мировые тренды, сочетаем их с комфортом и качественным дизайном.

- А как шел ваш бизнес во время первой волны войны?

– К 2014 году у меня был небольшой магазинчик в торговом центре, это было больше как ателье. Продавали фурнитуры, ткани, позже он перерос в магазин одежды. Тогда занимались оптом. Находила контакты по интернету, договаривалась о встречах, ездила презентовать свою продукцию. В Рубежном мы открыли цех, наняли людей. Тогда у нас работало 6 человек, в год мы шили примерно 6-7 тысяч единиц продукции.

Переориентировались на розницу

– После 2023-го вы были вынуждены переехать в другое место и оставить все дома?

– Абсолютно все осталось там. В своем цехе в Рубежном я не была с 23 февраля 2022 года: даже на производство не смогли попасть. В скором времени выехали в Кременчуг, начали все с начала, переориентировались.

- Почему Кременчуг? У вас там были знакомые-друзья?

- Нет, никого не было. Выбрали место поспокойнее. Сначала думали, что скоро вернемся домой, но примерно через месяц стало понятно, что возвращаться некуда. Поэтому устроилась на работу портнихой, а потом решила снова с нуля открывать свое дело. Мы с семьей начали заниматься розницей. Марка у меня уже была, но на розницу не хватало времени. Сейчас появилось время - активно развиваем это направление. Пока все идет успешно.

- Продолжаете шить на заказ?

– Нет, сейчас у нас есть интернет-магазин, сайт - мы продаем уже готовую продукцию.

– А что, по вашему мнению, главное в одежде, что люди ищут?

- Удобство, комфорт, качество, доступность.

- Кстати, любопытно, носите ли вы сами одежду вашего производства? Вы же стройная.

- Да, конечно, ношу (смеется).

Самое трудное - собрать команду

- Вы получили еще один грант от "Дії" - сложно было его получить и на что хватило денег?

- Хватило его на плоттер. Это такая вещь, которая печатает лекала. На остаток средств приобрели немного оборудования, несколько машин, сырье. Поэтому получила грант - и начала все сначала. К счастью, опыт есть, поэтому начинать снова с нуля было легче.

– Какие были условия получения гранта?

- Нужно, чтобы работали минимум два человека в течение трех лет. Сумма гранта определяется налогами - мы получили 250 тысяч гривен.

Конечно, этого недостаточно для всех наших желаний. Со временем хочется и хороший офис, и маркетинг отлаженный, и сервис. Но все постепенно.

- Поделитесь, что оказалось трудным в вашем бизнесе?

– Персонал. С нуля нужно собрать команду - на сегодняшний день это самая большая сложность.

FaynaLady - наше семейное дело. Я могу положиться на членов своей семьи - на дочь, сына, мужа. Это тоже важно. Дочь - дизайнер, занимается визуальным дизайном. Сын - менеджер, занимается SEO, контактами с клиентами и фирмами, которые продвигают сайт, контролирует отправки. Муж контролирует производство, а я - все процессы.

– Вы планируете развивать страницы в соцсетях, Instagram. Но ведь это отнимает много времени…

– Да, очень много. Еще очень много нужно сделать. Instagram и сайт у нас уже есть, занимаемся Facebook. Для соцсетей у нас есть отдельный человек.

Когда развиваешься - на уныние не остается времени

– Как вам на новом месте? Вы планируете оставаться в Кременчуге? Или хотели бы вернуться домой после окончания войны?

– Возвращаться в Рубежное, конечно, не будем: просто некуда возвращаться, не с кем работать. Война изменила приоритеты, а переехать жить в другое место сейчас не проблема.

- То есть вы готовы и дальше менять место жизни, если потребуется?

– Да. Там, где будет комфортно, там мы будем работать и жить.

– Как вам удалось не впасть в депрессию, а продолжать идти дальше?

– В депрессию легко впасть, когда ничего не делаешь. Когда делаешь что-то новое, развиваешься - на уныние просто не остается времени.

- То есть вы сохраняете положительное настроение и, несмотря на трудности, двигаетесь дальше.

– По-другому нельзя, только так.

– Это характер?

– Это характер. Иногда бывает непросто, но вот так.