Авторынок в Украине: активность сокращается, но Maserati и Bentley продолжают покупать

Эксперты рассказали о проблемах в отечественном автобизнесе.

ТГ Укравтопром​

Хотя в стране война, спрос на автомобили в Украине не уменьшился. Для многих это вопрос собственной безопасности, чтобы оперативно эвакуироваться, также волонтеры регулярно покупают авто на фронт. Так, по данным Укравтопрома, в июле украинцы купили более 1,5 тыс. легковых авто (причем новых – 62%) – это рекордный показатель за последние 19 месяцев. И это только гибридные автомобили.

По сравнению с июнем-2023, в Украине в июле на 9% увеличилось количество регистраций подержанных легковушек, ввезенных из-за границы (18,8 тыс.).

То есть нельзя сказать, что авторынок стоит, хотя, как и все другие отрасли, сталкивается с большими проблемами. KP.UA выясняла у экспертов состояние автомобильного хозяйства в стране и интересовалась его перспективами.

Все сложнее найти «живой» автомобиль

– Сейчас наблюдаем колебания и нестабильность рынка. Иногда бывают хорошие скидки на авто, но в основном цены на автомобиль, по сравнению с довоенным временем, выросли на несколько тысяч долларов в зависимости от модели. На продажу влияют также ракетные и дроновые атаки: люди, планировавшие продать авто, часто покидают места массированного обстрела, и продать авто не так легко, - говорит эксперт компании по подбору авто AutoHelp Ярослав Шевченко.

И «живой» автомобиль найти все сложнее и сложнее.

- Реальных продавцов мало, они либо уехали, либо держат свой хороший автомобиль при себе. На рынке в основном встречаются автобизнесмены, у которых не очень ликвидные или некачественные авто, – объясняет Ярослав Шевченко.

По мнению руководителя развития продуктов подержанных авто AUTO.RIA Ирины Кобернюк, ситуация сложная, но не катастрофическая.

– После сентября 2022 года ситуация на автомобильном рынке в основном остается стабильной – так называемое «статистическое плато». Объемы, конечно, меньше, чем до полномасштабной войны, где-то на 25-35% в зависимости от сегмента авто, но автомобильный рынок пока «живой» и продолжает развиваться.

По ее словам, главное доказательство тому – официальная статистика сделок по продаже за месяц.

- Среднее количество импортированных легковушек с пробегом в «ковидные» времена достигало более 40 тысяч авто в месяц, сейчас – около 16 тысяч авто в месяц (учитывая авто для частного использования или для бизнеса).

Эти данные касаются именно официального импорта подержанных легковых авто, которые были поданы на первую регистрацию в сервисные центры МВД для частного использования или для бизнеса. Они не учитывают автомобили всех типов, приобретенных (или переданных) для ВСУ через государственные каналы или волонтерами. В  военное положение эти данные не обнародуются.

Электромобили по-прежнему в моде

По словам Ярослава Шевченко, количество ввозимых автомобилей не увеличилось, потому что цены выросли на несколько тысяч, что связано с усложнением логистики – через Литву вместо Одессы. Но некоторые тенденции сохранились на уровне довоенных.

– Многие завозят и популяризируют электротранспорт, который пользуется стабильным спросом, – говорит Ярослав Шевченко. - Если раньше везли из США (в основном "Теслу"), то сейчас это Китай и Корея, их автомобили с запасом хода, как у "Теслы", стоят вполовину меньше американского бренда. Тенденция, как для военного времени, интересная. В июле 2023 года украинцы приобрели 924 легковых автомобиля, ввезенных из Китая. Из них 616 – новые и 308 – подержанные.

По данным Укравтопрома, в июле украинцы приобрели 3464 электромобиля (новых - 586, подержанных - 2878), что на 11,5% больше, чем в июне. А с начала года первую регистрацию прошли более 16 тысяч электромобилей, что почти в три раза больше, чем за первые семь месяцев 2022 года.

Авто сейчас только средство передвижения, не роскошь

На вопрос, есть ли смысл сегодня приобрести автомобиль как вложение денег на перспективу, эксперты отвечают единодушно: "не на часі".

– Как объект вложения средств авто рассматривать сейчас не стоит. Того количества людей, которые могли бы заинтересоваться покупкой, сегодня нет, поэтому может быть сильная задержка с продажей или не продать вообще, - объясняет Ярослав Шевченко.

Ирина Кобернюк согласна с коллегой и приводит дополнительные аргументы.

- В Украине автомобиль можно рассматривать, в основном, как транспортное средство со всеми присущими ему, как товару, особенностями: износом, старением, увеличением пробега и потерей цены со временем через упомянутые моменты. Поскольку у нас до сих пор отсутствует рынок ретроавтомобилей, которые с увеличением своего возраста могут приобретать большую ценность как редкие предметы и интересовать коллекционеров, остается только упомянутая транспортная функция, - говорит она.

Что касается элитных авто, то они также продаются, хотя и гораздо меньше, чем до февраля 2022 года.

– По данным ГСЦ МВД Украины, ежемесячно видим единичные продажи автомобилей, которые можно отнести к группе «премиум», – говорит Ирина Кобернюк. – Например, на июль 2023 года нашлись покупатели на 21 Maserati, 12 Bentley, 4 Rolls-Royce, 2 Lamborghini, 2 Maybach и 1 Ferrari (авто с пробегом и новые). До полномасштабного вторжения в этом сегменте объемы были в 2-3 раза больше.

Кстати говоря

Лидеры среди брендов в июле 2023 года:

(По данным Института исследований авторынка. )

В ТЕМУ

Будьте бдительны

Автоэксперт Ярослав Шевченко рассказывает о схеме, используемой автомошенниками.

- Новинка в законодательстве – отмена обязательного прохождения автоэкспертизы при переоформлении автомобилей. И это несет большую угрозу для людей, которые не разбираются в автопродаже и могут стать жертвами мошенников. А именно – купить авто с перебитым номером или двойника. Например, многие автомобили сгорели в Ирпене во время боевых действий, а документы остались. И по таким документам можно подделать автомобиль, который при переоформлении даже не приезжает в сервисный центр МВД. Поэтому важно привлекать экспертов к проверке перед покупкой любого транспортного средства.