Убитые города Украины: как выглядит «освобождение» по-российски

На карте страны становится все больше точек, о которых говорят - "место, где был город такой-то".

REUTERS

Оккупанты не прекращают методично стирать с лица земли Купянск, Харьковской области. Ежедневно идут бои вокруг Авдеевки, обстрелы Орехова приносят скорбные сводки, а несуществующий уже Бахмут продолжает оставаться местом ожесточенных стычек. Что осталось от этих городов? 

Это называется «освобождение» или «демилитаризация», а возможно, именно так выглядит «денацификация». Не смущает россиян даже то, что уничтоженные города они вроде как объявили «своими», российскими, при этом недрогнувшей рукой превращают их в хлам. Как и все, к чему прикасаются в этой жизни.

Авдеевка (Донецкая область)

Город оккупанты постепенно стирают с лица земли, но взять не могут. Для россиян крохотная Авдеевка стала таким же бельмом на глазу, как в 2014 году – Донецкий аэропорт, который 242 дня сопротивлялся, окруженный со всех сторон пророссийскими боевиками. Авдеевку забрасывают всеми видами снарядов, бомбят ФАБами с самолетов, но город еще дышит и ждет освобождения.

В Авдеевке практически нет мобильной связи и интернета, Сеть изредка появляется на Химике - микрорайоне, застроенном многоэтажками. Население – преимущественно пожилые люди, все кто мог – покинули город. Из 33-тысячного предвоенного населения сейчас в Авдеевке осталось примерно 1700 человек. Их опекают волонтеры, которые привозят продукты и лекарства, а живут авдеевцы преимущественно в подвалах домов. Лишний раз на улицу выйти страшно – обстрелы идут плотной чередой.

- Ночью практически все время стреляют, утром и вечером тоже. Днем – мы называем это «перерывом на обед» - есть небольшая передышка. Особенно достается старой части города, Химику с его многоэтажками, недавно попали в морг больницы, - смогли рассказать жители Авдеевки по телефону. – У нас есть пара работающих магазинчиков, но до них не дойти тем, кто живет далеко. Поэтому вся надежда на волонтеров и военных.

Инфраструктура Авдеевки полностью уничтожена. Как заявил начальник городской военной администрации Виталий Барабаш, в городе нет ни одного уцелевшего здания, а 80% жилого фонда полностью разрушено.

Из-за страшной ситуации старики не могут получить свои пенсии как в Авдеевке, так и за ее пределами – покинуть город уже невозможно. Россияне пытаются окружить Авдеевку с трех сторон, считая, что так «противник истощится». Взять не могут, зато готовы уничтожать до последнего кирпича. При этом в своих телеграм-каналах они ноют, что «их» город Авдеевка превратился в груду камней. Комментаторы тут же интересуются, а кто именно превратил город в груду камней и не желает ли этот "кто-то" унести ноги из Украины, пока живой, или предпочитает уехать в черном пакете?

Пока держится Авдеевка – держатся и украинцы. Еще один символ стойкости - с 2014 года город стал мишенью для россиян. Они могут добить Авдеевку до состояния Бахмута, но она никогда не станет «их» городом.

Бахмут (Донецкая область)

Название города уже стало синонимом самой горячей точки и страшным раздражителем для российских вояк. «Взять русский город Бахмут» мечтали они, и в итоге им ненадолго удалось зайти туда, только превратив город в непригодную для проживания местность. Вокруг Бахмута постоянно ведутся жестокие бои, сам город лежит в руинах. Сколько там сейчас человек – сказать трудно, известно, что несколько сотен бахмутчан были вывезены в города на оккупированной территории Донецкой области и содержатся в пунктах временного размещения Дебальцево и Светлодарска. В мае было известно о чуть более 500 оставшихся в городе гражданских. До войны в Бахмуте проживало больше 70 тысяч.

Сейчас Бахмут - это одна большая руина. Ни о каком восстановлении оккупанты и речи не ведут, дескать, рядом идут бои. Но такая же ситуация не мешает им что-то строить в Мариуполе, например. Складывается ощущение, что россияне не уверены, что Бахмут останется «русским городом».

Если весной город был еще в повестке дня, то сейчас ушел из новостного поля. Зато в Донецке в центре оккупанты повесили баннер о том, что снова будут «пить любимый брют за то, что снова Артемовск, а не Бахмут»... Наверное, это должно кого-то воодушевить, но владельцы паспортов с бахмутской пропиской, живущие сейчас в Донецке, очень сильно растеряны. Уложить в голове тот факт, что Россия разрушила их же дома ради того, чтобы называть город Артемовском, никак не получается.

Марьинка (Донецкая область)

Город уже разбит в щепки, однако с западных окраин оккупированного Донецка туда, а также в Красногоровку, постоянно летят снаряды. Там не осталось ни одного целого здания и нет ни одного жителя, а цепляющие душу фото и видео, снятые дронами, можно увидеть в интернете.

Особенно это рвет сердце тем, кто помнит, какой была Марьинка в мирное время. Зеленый оазис, уютный город, куда ехали на выходные из шумного Донецка.

С 2014 года Марьинка была форпостом для вынужденных переселенцев – в подконтрольном Украине городе старались осесть, чтобы быть поближе к родному Донецку и иметь возможность хотя бы изредка приезжать к оставшимся родным. В Марьинку, прорываясь через блокпосты, ехали за украинским продуктами и документами и, попав в городок, шумно вдыхали «воздух свободной страны».

Сейчас Марьинка разрушена до основания и вряд ли будет отстроена, как и другие убитые города и поселки Украины. Россияне разрушают и уничтожают все, до чего не могут дотянуться и забрать – это уже аксиома.

Орехов (Запорожская область)

Изо всей области Орехову досталось больше всего. В мае прошлого года враг ударил по больнице, стремясь добить раненых и убить врачей. Затем под обстрелы попали школа и исторические здания города… Из-за близкого расположения позиций оккупационных войск город находится под непрекращающимся огнем. Эвакуация мирных жителей проходила в условиях, приближенных к боевым. А 12 октября прошлого года Орехов был обстрелян рекордное количество раз – россияне стреляли по городу 324 раза, методично уничтожая инфраструктуру. К концу месяца стало понятно, что 70% инфраструктуры Орехова разрушено, а из 13 тысяч человек населения осталось едва ли 2000.

В мае по Орехову был нанесен удар фосфорными бомбами – пострадал частный сектор. В начале июля сбросили на город управляемую авиабомбу во время выдачи гуманитарной помощи, а в конце месяца с воздуха ударили снова по больнице и по жилым пятиэтажкам. Орехов повторяет печальную судьбу Марьинки – не могут захватить, поэтому уничтожают.

Попасная (Луганская область)

Весной и летом 2014-го этот 20-тысячный город успел побывать в оккупации, освободиться и вынести уроки. Как Мариуполь в Донецкой области, так и Попасную в Луганской начали постепенно превращать в образцовый украинский город. Несмотря на то что Попасная находилась на самой линии разграничения и город постоянно слышал звуки выстрелов и взрывов, здесь умудрялись не просто выживать, но еще и развиваться, строить планы на будущее…

В феврале-мае 2022 года город был практически полностью разрушен Россией и с 8 мая находится в оккупации. На начало вторжения в Попасной оставалось около 2000 человек (до войны – 20 тысяч), сколько сейчас – неизвестно. Как утверждает экс-глава Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай, целые дома в Попасной отсутствуют. В октябре прошлого года оккупанты заявили, что не планируют восстанавливать город, а лучше переселят людей в другие оккупированные города – Первомайск, Золотое, Лисичанск, Северодонецк. Не «привлекают» захватчиков ни железнодорожная станция, ни локомотивное депо, ни другие необходимые объекты. Так стремились  «освободить» город, что разрушили его до основания.