Сын Нины Данилейко, позировавшей для «Родины-матери»: Эта шумиха – мама к ней не стремилась

Мы нашли художницу, которая, согласно истории в соцсетях, полстолетия назад позировала для самой высокой статуи Европы.

коллаж REUTERS/old.honchar.org.ua

История о художнице, послужившей моделью для монумента «Родина-мать»  широко разлетелась по соцсетям.  

Якобы дело было так: в 1972 году 21-летняя студентка Нина Яценко (после замужества – Данилейко) подрабатывала сторожем в киевском ботаническом саду. Там  ее и увидела группа скульпторов, работавших над проектом «Родины-матери». Скульпторы остановили девушку со словами: «Это она! Какая шея! Вот типичная украинка!».

KP.UA разыскала Нину Николаевну, чтобы расспросить ее, как все было на самом деле.

«Не ко времени»

Сегодня Нина Николаевна живет в Польше – выехала с невестками и внуками в начале войны. 29 июля ей исполнилось 72 года. Месяц назад приезжала в Украину – повидаться с большой семьей.

Нина Данилейко – художница. Сейчас она поглощена подготовкой к выставке своих картин, которая пройдет в Польше, также помогает с воспитанием внуков.

Обсуждать нашумевшую замену герба СССР на украинский трезубец на щите «Родины-матери» и участие в создании ее образа не хочет… Это, как она отметила KP.UA, совершенно не ко времени, в стране ведь война. Да и история о ней, бродящая по интернету, якобы искажена…

Позировала для «Родины-матери» с ребенком

KP.UA пообщалась с младшим сыном художницы - Данилом Данилейко.  

- В последние дни только и разговоров, что о «Родине-матери». Как вы и Нина Николаевна относитесь к декоммунизации статуи во время войны?

- Я с мамой говорил об этом, и, я думаю, она, если захочет, сама может дать комментарий. По поводу декоммунизации статуи, я поддерживаю мамину позицию: эти деньги сейчас лучше направить на победу.

Такие вопросы надо позже решать. Нашему министерству стоит определиться, что именно мы хотим сделать – украинизировать каким-то образом все то советское наследие, которое мы имеем, или мы должны избавиться от него? Если у нашего государства есть деньги на то, чтобы избавиться от советского наследия, – тогда надо действительно это сделать, как сделали с памятниками Ленину или Пушкину.

Если говорить о том, что это работы украинских скульпторов, то для этих памятников, в том числе и «Родины-матери», можно создать музей тоталитарного режима. И территория для этого есть - в городе Припять или Чернобыль. Там прекрасно может разместиться аллея памятников Ленину или Сталину и все остальное… Это мое мнение.

- Нина Николаевна, говорят, также позировала для статуи революционерки, которая стояла рядом с Лениным в Киеве (вероятно, обелиск Октябрьской революции, снесенный в 1991 году)?

- Нет, я такого не слышал. По поводу истории создания памятника «Родина-мать», то там было несколько композиций, и для одной из них действительно позировала моя мама. Это композиция, где «Родина-мать» с ребенком на руках, она не прошла конкурс - выбрали другого исполнителя. И сделали собирательный образ. То есть это не образ конкретной женщины, это собирательный образ, насколько я знаю.

Главная на холмах – Лавра, а не «Родина-мать»

- А насколько эта история вообще важна для вашей мамы и семьи? Нина Николаевна гордилась тем, что стала одной из прототипов «Родины-матери», или жалела, что согласилась позировать, или не придавала особого значения?

- Я не думаю, что мама жалела, что участвовала в создании этого образа. На публику мы не выносили эту информацию, но в семье знали, что эта история была. Чтобы она ходила и флагом махала - «Это – я!» - такого не было. Тут надо спрашивать общественное мнение - оно сейчас довольно сильно разделилось по этому поводу. Особенно, когда сказали, что на трезубец нужно 28 миллионов гривен. Сейчас каждый собирает деньги, донатит на Вооруженные силы Украины, чтобы у нас было преимущество над врагом, а в это время выделяются аж такие деньги… Потом, правда, оказалось, что деньги не выделялись и что «Запорожсталь» дала бесплатно металл для трезубца…

- А как ваша мама относится к монументу? Многих возмущает, что он благодаря расположению кажется выше, чем колокольня Лавры, хотя на самом деле это и не так.

- Насчет этого не могу сказать. Многие из руководителей, из мыслителей, творцов, художников Киева считают, что этот монумент на холмах не является в этом месте слишком нужным. Там главная - Лавра.

«Лучше бы знали о ее выставках»

- История о художнице, позировавшей для «Родины-матери», сейчас активно тиражируется в соцсетях. Как отреагировала Нина Николаевна на свалившуюся популярность? Ей приятно такое внимание или наоборот?

- Знаете, мама - не публичный человек, которому очень интересно быть на первых полосах. И вот эта лишняя шумиха… Мама от этого, я думаю, не сильно в восторге - это во-первых. И второе – было бы насчет чего шуметь.

- Ну почему – история интересная, мало кто знал об этом…

- Лучше бы знали тот факт, что мама – художница, о выставках ее картин. Она сейчас готовит выставку картин. Это было бы интереснее и правильнее.

- А где будет выставка?

- Сейчас готовится в Польше. Перед этим были выставки ее картин в Киеве, в Полтаве, в Германии. 

Нина Николаевна Данилейко
Досье Коротко про

(в девичестве - Яценко) родилась 29 июля 1951 года в селе Гребенки Киевской области. Вышла замуж за старшего на 21 год писателя и этнографа Владимира Данилейко из Полтавы, куда впоследствии переехала семья – родители супруга нуждались в уходе. Владимир Данилейко был знаком с поэтами-шестидесятниками Василием Стусом, Василием Симоненко и Иваном Светличным.

В браке появилось шестеро детей: сыновья Свитослав, Кий, Северин, Данило и две дочери – Соломия и Маруся. У всех – высшее музыкальное образование.

Данило Данилейко – участник фольклорного ансамбля «Гуляйгород», с которым также сотрудничает Северин Данилейко. Ранее с ансамблем работал и их брат Кий. Северин – сооснователь и участник киевского коллектива «Хорея Козацька», в котором пела их сестра Маруся. Также братья и сестры Данилейко – участники коллективов Novemore, «Буття», хора «Гомін».

Супруг Нины Николаевны Владимир Данилейко умер в 2017 году. В начале войны художница с невестками и внуками выехала в Польшу. 

Данило Данилейко в 2022 году служил в Вооруженных силах Украины. Вся семья помогает армии как волонтеры.

НА ЗАМЕТКУ

Меч «железной бабы» укоротили, чтобы не было войны?

«Родина-мать» могла выглядеть совсем по-другому – вместо щита и меча она могла держать ребенка или чашу. Первоначальный вариант также предусматривал покрытие статуи из запорожской стали сусальным золотом. С обеих сторон водопада, который должен был впадать в Днепр, реку форсировали бы стальные 30-метровые воины. После смерти скульптора и первоначального автора монумента Евгения Вучетича киевский скульптор Василий Бородай, которому поручили закончить статую, отказался от этой затеи.

В народе статую прозвали «железной» или «клепаной бабой», некоторые называют «Лаврентьевной» - она стоит на Лаврентийском холме недалеко от Лавры. Кстати, этот холм – одно из «темных» мест Киева, это одна из трех «черных гор» столицы. По легенде, его избегают птицы и животные, а поселения, которые периодически там появлялись, погибали из-за селей или пожаров.

Недовольства статуей были и из-за того что визуально меч «Родины-матери» выглядит выше колокольни Лавры, хотя на самом деле не достает до ее верхушки на 12 метров. Говорят, митрополит Филарет предупреждал первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого: «Оружие, символ войны, не может быть выше креста». Иначе якобы начнется долгая кровавая война. И меч укоротили. Хотя архитекторы заявляют, что это сделали «для архитектурного равновесия», а еще – чтобы клинок не вибрировал на сильном ветру.

КСТАТИ

Есть версия, что прототипом «Родины-матери» была скульптор Галина Кальченко – именно ее лицо изобразил Василий Бородай.

Галина Кальченко - автор киевских памятников Ванде Василевской, Марии Заньковецкой, Лесе Украинке, Ивану Котляревскому, мемориального комплекса «Холм Славы» в Черкассах и других. Она умерла в возрасте 49 лет в 1975 году.

Воплощать в жизнь принятое еще год назад решение - заменить герб СССР трезубцем - начали 30 июля 2023 года. Все работы должны закончить ко Дню Независимости.

 

БУДЬ В КУРСЕ!

Киевская «Родина-мать» – самая высокая статуя в Европе и пятая в мире

Монумент открыли в 1981 году 9 мая – на год позже запланированного открытия к 35-летию победы во Второй мировой войне. На открытие приезжал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Монумент расположен на правом берегу Днепра на территории Музея истории Украины во Второй мировой войне.

Автор – народный художник и скульптор Василий Бородай. Также над статуей работали скульпторы Фридрих Согоян и Василий Винайкин и архитекторы Виктор Елизаров, Георгий Кислый, Николай Фещенко.

Внутри статуи есть два лифта и оборудованы площадки для осмотра. Один лифт поднимается до головы статуи – в ней есть люки, технические и монтажные площадки. Также они есть в руках – со щитом и с мечом.

В 2002 году на статую начали поднимать экскурсии – до отметки 36 и 92 метра. Почти через год произошел трагический случай, когда с высоты 92 метров упал и разбился посетитель. После этого доступ на верх статуи временно закрыли.

ТТХ