Законный колл-центр – это фактически бывшая диспетчерская, где обрабатывают входящие звонки. Так работают экстренные службы, коммунальные организации, банки, все «горячие линии». Незаконный, или так называемый «черный» колл-центр, действует с точностью наоборот – звонки исходят от операторов с одной только целью: выманить чужие деньги. А таких способов, увы, немало, и даже предупрежденный человек может быть застигнут врасплох.
В последние месяцы информационные ленты пестрят сообщениями о разоблачении мошенников. Только в Киеве за одну неделю их обнаружили как минимум в трех районах, а еще прошли спецоперации в Днепре, Одессе, Харькове…
Тема оказалась настолько острой, что в Верховной Раде вот уже третий месяц работает Временная следственная комиссия (ВСК), посвященная борьбе с незаконными колл-центрами. О том, связана ли ее деятельность с активностью правоохранителей, чего не хватает в законодательстве и чего хотят добиться депутаты, KP.UA беседует c членом ВСК Максимом Бужанским.
Завтра это может стать элементом государства
- Мошенничество через колл-центры – это не новость сегодняшнего дня, оно существует давно. Максим, почему именно этим летом в Раде создали следственную комиссию?
- Потому что есть понимание: эти колл-центры приобрели характер массового явления, особенно во время войны. Речь идет уже не о формировании нового вида преступного бизнеса, а о формировании криминальной элиты, которая вписывается в структуру взаимодействия с правоохранительными органами и местными властями. Если не пытаться помешать этому явлению сейчас, то завтра оно станет элементом государства.
Вы посмотрите, какое чудовищное количество несовершеннолетних вовлечено в работу этих колл-центров, какую школу обмана они там проходят!
- Свежа память о скандале между двумя народными депутатами (Николаем Тищенко и Олегом Семинским. – Ред.) из-за колл-центра на Подоле. Подозрения серьезные – пособничество России, сдача информации о нашем ПВО... Вы на комиссии это обсуждали?
- Я не комментирую персоналии. Отношения между народными депутатами не может быть предметом обсуждения на заседании ВСК. Наша задача - сделать так, чтобы ни один незаконный колл-центр не мог работать.
Что касается этого конкретного факта, то Национальная полиция открыла уголовное производство, и нас это устраивает – во всем должно разобраться следствие. Если есть вопросы, связанные с национальной безопасностью, то этим займется Служба безопасности Украины.
Нужна юридическая формулировка
- Если роли распределены, зачем понадобилась специальная комиссия в парламенте?
- В законодательстве есть большие прорехи, которые позволяют свободно рекрутировать персонал для колл-центров, свободно рекламировать их в соцсетях – Телеграме, ТикТоке, брать помещения в аренду, получать доступ к серверам, различным финансовым транзакциям. Свободно вовлекать в преступную деятельность несовершеннолетних.
Борьба с колл-центрами по одной статье Уголовного кодекса «Мошенничество» была явно неэффективна. Почему никто не рассматривает это явление как преступное сообщество, которым оно на самом деле является?
Приняв закон № 8235, Верховная Рада усилила ответственность за мошенничество в период военного положения. А сейчас мы готовим еще серию законопроектов, которые позволят действенно бороться с колл-центрами. В том числе разработаем документ, который даст им юридическую формулировку. То есть обозначит, что такое противозаконный колл-центр, какие имеет признаки.
С одной стороны, неправильно расписывать каждый отдельный вид преступлений, достаточно общей квалификации. Но с другой - мы видим, что сегодняшней правовой базы недостаточно. Необходимо четкое определение и отдельная статья.
- Кстати, депутатов еще в прошлом году критиковали за то, что ответственность за имущественные преступления во время войны усилили, а за мошеннические действия, которых развелось множество, – нет.
- С Уголовным кодексом нужно обходиться очень аккуратно. К сожалению или к счастью, автоматическое усиление наказания не всегда приводит к повышению КПД. Но действительно бывает, что какая-то статья давно не обновлялась, не индексирована ответственность. Вот сейчас у нас появилась уверенность, что необходимо внести коррективы в статью «Мошенничество», и это уже работает.
Не ждать потерпевших
- Нынешним летом правоохранители рьяно взялись за колл-центры. Это связано с работой вашей комиссии?
- Вы же сами видите, что сообщения о разоблачениях поступают едва ли не каждый день. Такой резкой активности со стороны правоохранительных органов раньше не наблюдалось.
- На недавнем заседании вы заслушивали представителей Нацполиции, Офиса генпрокурора. Что они говорили?
- Говорили то же, что и раньше: для эффективной работы по колл-центрам необходимы заявления от потерпевших, то есть, чтобы был ущерб, от которого можно танцевать. Эта позиция нам понятна, но в данном случае она выглядит как попытка самоустраниться.
По такой логике завтра кто-то станет продавать наркотики перед отделением полиции, потерпевших не будет, и можно ничего не предпринимать.
- По наркотикам проводятся оперативные закупки, внедряются агенты. Можно то же самое делать по колл-центрам?
- Внедрить агента в серьезный колл-центр довольно сложно, там мощная система безопасности. О том, какие методы использовать, должна думать полиция.
Я же напомню, что в Украине действует закон о преступных сообществах, и его нужно применять. Преступлением является само членство в таком сообществе. А дальше речь идет о степени вины, о роли, об ответственности каждого участника. Нужно менять философию борьбы с этим злом.
Надо, чтобы боялись
- Если кого-то и задерживают, то это организаторы, администраторы. А ведь операторы на телефонах тоже сознательно обманывают людей, чтобы украсть их деньги.
- Конечно. Они и совершают это преступление – мошенничество.
- Но наказания нет. Молодые люди потому и идут в эти колл-центры, что не боятся.
- Совершенно верно - не боятся. Наша задача - сделать так, чтобы боялись. Потому что все это сказки, будто колл-центры вредят россиянам. Какой-то процент обманутых россиян есть, но это никак не основная аудитория.
На одном из заседаний ВСК ее глава Александр Куницкий задал вопрос руководителю киберполиции: кто является основной жертвой мошенников? И получил моментальный ответ – наши вынужденные переселенцы. У них стараются отобрать деньги, которые государство дает через "е-підтримку". А еще европейцы – чехи, поляки, литовцы, латвийцы… Наши партнеры уже обращались с претензией: мы вам так колоссально помогаем, а вы ничего не делаете, чтобы пресечь этот наглый грабеж.
«Крышей» все обеспечены
- В соцсетях часто обсуждают, кто крышует колл-центры: полиция, прокуратура, представители власти разных уровней…
- Совершенно очевидно, что у всех есть «крыша». Но искать ее тоже не наша задача. Мы стремимся, чтобы «крыша» просто не была нужна, чтобы сделать работу колл-центров невозможной на территории Украины.
Согласен, это трудно. Много нюансов связано с тем, что полиция забежала, напугала, изъяла технику, а потом через суд все приходится возвращать. Нас это тоже не устраивает. Но также не устраивает, когда проводятся следственные действия, а подозрения никому не вручаются. Нас интересует не количество информационных поводов, а результат.
- Про результат. О «погромах» колл-центров мы часто слышим в новостях. Но вот о передаче дела в суд или о приговорах информации фактически нет. Разве что по маленьким центрикам, где было 5 – 6 человек. Но не по гигантам на 150 рабочих мест.
- Мы в начале пути. Вот недавно мои коллеги Александр Куницкий и Артем Дмитрук добились, что, когда в Одессе полиция штурмом взяла колл-центр, были задержаны 115 человек. На мошенников работало много несовершеннолетних, родители приезжали - за уши их выводили. Надеемся, дело дойдет до суда. И будут новые громкие, эффективные истории.
Хвастаются своим положением
- В телеэфире народный депутат Артем Дмитрук сказал, что в стране действуют порядка 2000 колл-центров. Откуда эта цифра?
- Да, может, 2000 или 1800. Это по данным нашей следственной комиссии и данным полиции. Как видим, полиция мониторит ситуацию, но мы хотим от них большей агрессивности.
- Вы согласны со словами Александра Куницкого о том, что Днепр – столица незаконных колл-центров?
- Есть такой стереотип. Нам бы хотелось, чтобы в результате деятельности нашей ВСК он был опровергнут. И мы этим занимаемся.
- Колл-центры облюбовали мегаполисы. Киев, Днепр, Харьков, Запорожье... Львов стал часто звучать в этом контексте. Если сейчас начнутся облавы, существует ли риск, что мошенники переберутся в тихую провинцию?
- Нет. Им нужна инфраструктура, то есть люди и технические возможности. Это во-первых. Во-вторых - тщеславие. Эти колл-центры стали так резко бросаться в глаза, потому что начали хвастаться своим положением, своим богатством.
У них вереницы машин, корпоративная одежда, гимны. Они снимают большие помещения в престижных бизнес-центрах, демонстрируют свой стиль жизни. Это подается как принадлежность в какой-то касте.
Маленькие города их не устраивают. Я знаю, что часть колл-центров из Днепра в результате действий полиции релоцировалась в Хмельницкую область. Так там они себя плохо чувствовали, по спортклубам бегали искать охранников. Маленький город и миллионник – это разные состояния души.
Бизнес молодых, и это страшно
- А начиналось все с тюрем, с колоний...
- Да, сначала были звонки из тюрем. Но это детский лепет, по сравнению с тем, что происходит сейчас. Преступный бизнес освоили молодые, поставили на поток. Учредили мотивационные тренинги, развернули рекламу, устроили проверки на полиграфе, освоили использование криптовалют для выведения/заведения денег.
Это бизнес молодых, и это самое страшное. Всегда есть моральные «красные линии». И надо быть последним подонком, чтобы грабить людей, все потерявших на войне. А они грабят.
- «Красные линии» были нарушены еще до войны. Отбирать у пенсионерки последние сбережения, шантажируя попавшим в беду сыном, – это тоже нечеловеческая подлость.
- Согласен. Поэтому мы стараемся эти линии выставлять и сжимать до капкана. И нам нужна широкая поддержка общества.
Как они зарабатывают
«Вложите ваши денежки»
Одна из самых популярных мошеннических схем. Вы получаете телефонный звонок якобы от брокера фондовой биржи (например, FOREX) с предложением выгодно инвестировать в акции известных компаний. Сумму просят небольшую, а если денег нет, то могут предложить и микрокредит.
Если абонент сразу не бросает трубку, в ход идут психологические манипуляции – печальные прогнозы по инфляции, рассказы о прибыльности компании и т. д. Клиенту предлагают зайти на сайт, подписать онлайн договор и открыть персональный кабинет. Далее в нем псевдоброкер в ручном режиме выращивает «денежное дерево», а вы удобряете его новыми инвестициями.
Финал может иметь несколько вариантов. Акции начинают падать в цене, и вам предлагают оплатить страховку, после чего ваш «личный счет» закрывается. Либо просто сообщают, что фирма потерпела крах вместе со всеми инвесторами. Обратная связь с брокером закрывается.
По подобной схеме жертв уговаривают вкладывать деньги в криптовалюту. Этот вид мошенничества больше рассчитан на иностранных граждан.
В течение последнего года подобные колл-центры правоохранители разоблачали в Киеве, Харькове, Львове, Днепре. Средний доход составлял от 5 и выше миллионов долларов.
Важно: брокерская деятельность в Украине лицензирована. Проверить официальных участников фондового рынка можно на сайте НКЦБФР в разделе «Реестры». Финансовые учреждения можно проверить на сайте НБУ в разделе «Надзор».
«Берегитесь, вас хотят обокрасть!»
Звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка и сообщает о попытках постороннего лица получить доступ к вашему счету. Чаще всего называются Ощадбанк или ПриватБанк, поскольку это дает большее количество попаданий.
Далее делается все для «спасения» ваших средств, на самом деле, конечно же, наоборот. Собеседник всеми уловками пытается выведать номер, срок действия, CVV-код, а в идеале и пин-код вашей карты, чтобы получить к ней доступ.
Может использоваться и такая схема: вам предложат заменить сим-карту, чтобы «перекодировать» счет. Это рассчитано на тех, чей номер не привязан к паспорту. Звонивший будет давать длинные объяснения, присылать СМС с несколькими кодами. Разговор займет минут 10 – 15. За это время мошенники перевыпустят карту от вашего имени и по функции «забыли пароль» зайдут в персональный кабинет.
Важно: Сотрудники службы безопасности банка не общаются с клиентами по телефону и никогда не выпытывают информацию. Перезвоните в банк по известному вам номеру и спросите, выходили ли оттуда с вами на связь.
«Примите помощь»
Данные банковской карты или карты «е-підтримка» также могут выведывать под предлогом перечисления государственной помощи, помощи от стран Евросоюза, от Красного Креста и других благотворителей.
Как вариант – вам эту помощь перечислят на специально открытый счет, когда вы укажите все анкетные данные. А чтобы счет заработал, положите на него символическую сумму. Например, 50 гривен.
Важно: Благотворители не ищут наугад, кому бы дать деньги. О видах государственной или зарубежной помощи информируют официальные источники.
«Закрывается склад: распродажа»
Такие объявления можно найти в интернете либо получить по СМС. Зачастую они подразумевают рекламную акцию, когда хотят сбыть залежавшийся товар, маскируя цены под скидки.
Но под таким же предлогом дают объявления мошенники, заманивая ценами, вполовину меньшими, чем в магазинах. По указанному номеру телефона вам ответит реальный оператор и расскажет все о качестве товара. От покупателя требуется только одно – внести какую-то сумму предоплаты. Покупку он, конечно же, не получит.
Важно: Настоящие продавцы не требуют денег наперед. Расчет происходит либо с курьером, либо посылка оплачивается в почтовых отделениях.
«Ваш родственник попал в беду» (в ДТП, в полицию, в больницу, к бандитам)
Самый старый, самый примитивный, тем не менее действующий способ развести на деньги. Звонки происходят по ночам, попадание рассчитано на пожилых легковерных людей, которые редко посещают интернет.
Звонивший представляется сотрудником полиции, врачом или посредником от вымогателей. Деньги на откуп, выкуп, срочную операцию и так далее предлагается перечислить на счет либо принести в назначенное место.
Важно: Не спешить выполнять условие. Положите трубку, попытайтесь сами выяснить, в порядке ли ваш сын, муж или отец. Если есть повод для тревоги, звоните в полицию.