К традиционным для начала августа хлопотам – покрасить, отремонтировать, вымыть - война второй год подряд добавляет актуальные: готовность убежищ, эвакуационных путей, школьных систем безопасности и оповещений о тревоге. Учителям же приходится осваивать новые для себя функции - быть немного медиком, чуть больше психологом и готовым стать в любой момент спасателем. Особенности подготовки к началу учебного года сегодня во всей Украине схожи, независимо от того, где расположено учебное заведение - в относительно безопасной западной части страны или вблизи с линией фронта, в городе или селе. Без разницы. Безопасность везде стоит на первом месте.
О том, что нужно успеть сделать за оставшееся время и как видят перспективы ближайшего будущего, нам рассказали сами педагоги.
Бомбоубежище советского времени
В школе №21 в центре Львова идут завершающие работы по подготовке к новому учебному году. Укрытие здесь давно обустроено – в нем уже приспособились проводить уроки. Большой извилистый подвал с отдельными помещениями в старом австрийском здании вмещает всех учеников. В мае в этой школе училось 455 учеников, до войны – 530. Укрытие рассчитано на 470 человек. Если детей будет больше, в школе будет смешанный тип обучения – один или два класса на дистанционке.
Как рассказывает KP.UA заместитель директора школы №21 Зоряна Кучма, в прошлом году в укрытии провели ремонт, провели свет и воду, сделали туалеты, кабинет медсестры – она спускается вниз с лекарствами и прочим необходимым для оказания помощи. Прошлой осенью поставили буржуйку. В укрытии – два выхода.
- Генератор тоже есть – когда отключали свет, у нас дети учились, как обычно, - отмечает Зоряна Кучма. – В течение всего года улучшали условия в убежище. В этом здании школа работает уже больше сотни лет, а в глубоких подвалах когда-то, в 1960-1970-х годах, был тир. Там максимально приближенные к настоящему бомбоубежищу условия. По проекту здесь укрытия не планировалось – дом старый, австрийский, тогда их еще не делали. Но судя по тому, что в одном из помещений мы нашли запыленный ящик с противогазами, в советское время эти подвалы могли использоваться именно как бомбоубежища.
Родителей приглашают посмотреть перед 1 сентября, где будут прятаться их дети во время тревоги.
Уроки не прерывают
В подвалах поставили парты и скамейки – если во время контрольной звучит сирена, дописывают работу уже в укрытии.
- Учебный процесс не прерываем, - продолжает Зоряна Кучма. – Досок там нет, но учителя все скидывают в вайбер, объясняют – дети записывают.
Когда тревога – с детьми в подвале сидят и повара. Так что питание педагоги просят каждый день брать с собой – в тревожном рюкзачке. Он есть у каждого школьника из 21-й львовской школы.
- Однажды тревога была с девяти утра и до трех дня – а дети из начальной школы и родители привыкли, что их кормят, - объясняет замдиректора. – Но когда тревога – никто не готовит. Конечно, в укрытии всегда есть печенье и вода, но мы все-таки просим, чтобы родители давали перекус с собой.
Кроме еды и воды, в тревожном рюкзаке или на одежде школьника обязательно должен быть бейджик с телефонами родителей. Еще часто берут с собой легкие пледы – в убежище дети укладываются на лавки. Пледы в укрытии также есть, если кому-то понадобится. Но здесь тепло.
«Плачут за оставленным в классе пеналом»
Как говорить и вести себя с учениками в военное время, учителя поняли в прошлом сентябре. До этого с началом полномасштабного вторжения школьников перевели на дистанционное обучение.
- С младшими школьниками учителя по 30 раз спускались в убежище в учебных целях, - вспоминают педагоги. – Потому что дети, пока их множество раз не проведешь туда и обратно, не запомнят. Учили, что нужно взять тревожный рюкзак – и все, бегом вниз! Этого было тяжело добиться, так как они плакали за своим рюкзаком, пеналом, не хотели ничего оставлять. Пока довели до автоматизма, прошло время.
Что еще беспокоит учителей в плане подготовки к учебному году – это влага в одном из углов в укрытии. Это самое низкое место в помещении, а может, и на этой улице – сюда могут подступать даже подземные воды.
Чтобы избежать влаги во время сильных дождей, которые во Львове не редкость, в подвалах решили постелить покрытие. На плитку и ее укладку денег нет, но купили невоспламеняющийся рулонный материал, который между собой учителя называют линолеумом.
Все учителя получили сертификаты на два года о прохождении курсов по оказания неотложной помощи, в школе проводили практику, как действовать при угрозе с воздуха, при химической атаке, при минно-взрывной опасности. Учитель химии проводит с детьми занятия по оказанию неотложной помощи.
«Хотели расширить укрытие, но в школе снесло крышу»
Директору школы в поселке Гусятин Тернопольской области Александре Демкуре пришлось отложить свои планы по расширению школьного убежища этим летом. Непогода, которая накрыла область 25 июля, снесла крышу школы.
- Хотели, чтобы укрытие было свободнее, но непогода внесла свои коррективы, - вздыхает в разговоре с KP.UA Александра Демкура. – Так что деньги используются на ликвидацию последствий стихийного бедствия.
Уже в ближайшие дни привезут металлочерепицу и накроют крышу. После этого школа будет готова к началу нового учебного года и к проверке, которую проведет комиссия в середине августа. Осталось только проверить исправность и наличие огнетушителей и других средств для ликвидации пожаров.
В прошлом году Гусятинская школа не переходила на дистанционное обучение – все учились очно. Укрытие, которое обустроили в подвальных помещениях, вмещает всех 766 детей.
- Мы обустроили там систему вентиляции, оповещения, сделали вай-фай, туалеты, - рассказывает Александра Демкура. – Помещаются все, но немного плотно… Поэтому хотели сделать более просторные помещения, чтобы начальные классы посадить в отдельных помещениях, а не в общих. Но все нормы соблюдены.
В Гусятине школьников ждет настоящая подземная школа. В подвал снесли парты, повесили школьные доски. Дети сидят по классам, и можно проводить уроки. Правда, полноценные занятия здесь все равно вряд ли получатся.
- Там два помещения, отдельных классов нет, но можно посадить детей, и учителя могут проводить занятия, - отмечает директор школы.
Первое, чем займутся педагоги в этой школе после 1 сентября, это обновление знаний детей о путях эвакуации. В коридорах висят указатели и планы эвакуации, но все равно нужно напомнить правила.
- Это мы делаем во время учебной тревоги, дай бог, чтобы не было настоящей, - отмечают учителя. – Хотя их сейчас хватает.
Отдельно – кабинет медсестры с кроватью и необходимым медоборудованием. Также в укрытии есть вода и покрывала для детей. Это самое теплое помещение в школе.
«Полноценные уроки в укрытии невозможны»
В селе Вербка Волынской области в школе обустроили укрытие на 500 квадратных метров – более чем достаточно для пяти сотен местных учеников. Так что можно учиться в одну смену. Правда, уроки еще не проводили: говорят, для письменных там темновато, а вот устные можно запросто. В убежище есть вода, санузлы, интернет, интерактивная доска, стулья, парты – мебель предоставила польская школа, с которой сотрудничают волынские педагоги.
- Один корпус школы у нас сейчас в стадии реконструкции – ждем, пока доделают, - рассказывает KP.UA директор школы Людмила Дрыпа. – Последние несколько дней там интенсивно идут работы - строители нам обещают, что успеют закончить до 1 сентября. Но время покажет - не будем забегать наперед.
Если корпус закончат – дети смогут учиться в одну смену. Если нет – придется в две. Но точно известно, что учеба в этом году начнется, как положено, с 1 сентября. В прошлом году волынские школьники из села Вербка сели за парты только 12 сентября.
Три недели назад здесь обустроили еще одно дополнительное укрытие в другом помещении.
- Полноценный урок, как требует программа, в этом укрытии, конечно, провести нельзя, - вздыхает Людмила Дрыпа. - Но частично - можно. Смотрим по обстоятельствам, как учителя запланировали уроки. Если контрольная – то откладывается, потому что там не те условия. Да и дети во время долгого пребывания в укрытии не настроены на учебу. Задействуем их в играх, проводим что-то такое, чтобы детей отвлечь.
Здесь педагогов учили оказывать неотложную медицинскую помощь сотрудники Красного Креста. С детьми также проводят тренинги, в том числе по минно-взрывной опасности – и в школе, и на улице, совместно со спасателями.