Украина в войне с Россией надеется не только на поставки западного оружия, но и сама активно разрабатывает новые образцы современных вооружений. Особо продвинулись отечественные разработчики в создании самых разнообразных беспилотников, которые могут работать как в воздухе, так и на земле, и на воде.
В Украине разработали «кошмар» для российских кораблей
Государственное предприятие ГП «СпецТехноЭкспорт» продемонстрировало новый морской автономный беспилотный роботизированный аппарат украинской разработки MAGURA V5 (Морской автономный охранный беспилотный роботизированный аппарат (Maritime Autonomous Guard Unmanned Robotic Apparatus).
Он представляет собой многоцелевой надводный беспилотный корабль, способный выполнять различные боевые задачи. Это может быть наблюдение, разведка, патрулирование, поисково-спасательные работы, противоминная борьба, охрана морского флота, а также другие боевые миссии.
«Беспилотный корабль легко запускается с любого места. MAGURA V5 сводит к минимуму потребность в человеческих ресурсах для выполнения миссий, уменьшая потенциальную угрозу жизни при работе в боевых условиях», – заявили разработчики. Гидродинамический корпус и изящный профиль V5 позволяют беспилотнику передвигаться скрытно с превосходной маневренностью.
Американские журналисты CNN уже даже опубликовали репортаж о применении украинских надводных дронов MAGURA V5, которые могут атаковать российские корабли и другие цели в водах Черного моря.
Их используют как для нанесения ударов по целям, так и для доставки грузов и разведки. Дроны способны перевозить до 300 кг взрывчатых веществ на расстояние до 800 километров.
Морской дрон имеет серый, гладкий корпус, его длина достигает чуть более пяти метров, а узкая форма напоминает широкое каноэ. "Эти военно-морские беспилотники, которые никогда раньше не показывали журналистам, все чаще позволяют украинцам атаковать россиян в Черном море и на Крымском полуострове и вести наблюдение за ними", - говорится в материале.
Пульт управления этим морским беспилотником выглядит достаточно компактным, не больше по плоскости, чем современный ноутбук. Пульт помещен в кейс, чтобы обеспечить ударопрочность аппаратуры при транспортировке.
Надводные беспилотники-камикадзе уже работают
Источники в украинском оборонном ведомстве подтвердили CNN, что морские беспилотники были задействованы как минимум в двух недавних атаках: на Крымский мост в июле этого года и в порту Севастополя в октябре прошлого года.
"Эти дроны - полностью украинское производство. Они спроектированы, изготовлены и протестированы здесь. Это наше собственное производство корпусов, электроники и программного обеспечения. Более 50% производства оборудования происходит здесь (в Украине)", - рассказал разработчик.
По его словам, россиянам трудно попасть в такой маленький беспилотник и обнаружить его. "Скорость этих беспилотников превышает скорость любого морского судна в Черноморском регионе на данный момент", - добавил он.
Характеристики MAGURA V5:
- Длина: 5,5 м;
- Ширина: 1,5 м;
- Крейсерская скорость: 22 узла (40,7 км/ч);
- Максимальная скорость: 42 узла (77,8 км/ч);
- Дальность: 450 морских миль (примерно 833 км);
- Полезная нагрузка: 320 кг;
- Связь: Mesh-радио с воздушным ретранслятором или спутниковая связь.
Этот беспилотник уже показали на международной оборонной выставке IDEF 2023 в Стамбуле.
Американцы разрабатывают беспилотные носители дронов-камикадзе
В мире также идет активная разработка USV (безэкипажный надводный аппарат) – беспилотных надводных аппаратов. Но в отличие от Украины там разрабатывают полноценные корабли, которые могут нести на своем борту дроны-камикадзе.
В США уже показали беспилотный надводный корабль большой дальности (LRUSV), который на борту может нести до 8 дронов-камикадзе. LRUSV предлагает Корпусу морской пехоты США дополнительный инструмент для поражения целей на суше и море. Морские силы Атлантического флота показали один из таких беспилотных кораблей с пусковой установкой с дронами-камикадзе Hero 120.
Американские морпехи планируют использовать надводный беспилотник, в первую очередь, для разведки, наблюдения и сбора данных, однако при необходимости корабль может совершать длительные поездки, транспортировать боеприпасы. Также он способен "свободно отслеживать и уничтожать цели на море или на суше".
Американцы имеют в своем арсенале и беспилотный катер класса USV Sea Hunter стоимостью порядка 20 миллионов долларов. Это автономный беспилотный корабль, который может революционизировать морские операции США и новое видение военно-морской надводной войны. Беспилотник был разработан в рамках программы агентства Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel (ASW ACTUV).
Sea Hunter в конечном итоге может привести к созданию совершенно нового класса океанских судов и снять потребность в крупных пилотируемых военных кораблях, трансформируя обычную войну на море в сверхсовременную. Имея длину 132 фута (40 м) и способность развивать скорость в 27 узлов, Sea Hunter является самым большим в мире безвинтовым кораблем. Он спроектирован как тримаран, то есть это многокорпусное судно, состоящее из главного корпуса и двух меньших корпусов (или «поплавков»), прикрепленных к нему с помощью боковых балок.
США также разрабатывают и беспилотное надводное судно класса Fleet (CUSV) – это USV четвертого поколения, разработанное Textron Systems Advanced Systems и AAI Unmanned Aircraft Systems при поддержке Maritime Applied Physics Corp (MAPC).
CUSV можно развернуть с прибрежных боевых кораблей класса Freedom и Independence (LCS) для выполнения целого ряда задач, включающих противоминную войну, противолодочную войну, ретрансляцию связи, слежение, наблюдение и разведку (ISR), борьбу с надводными судами и операции запуска и отслеживания БПЛА.
Беспилотное судно имеет возможность самообновления и обеспечивает высокую ремонтопригодность, а также надежность. Оно оснащено автономной системой пуска, буксировки и восстановления. Катер совместим с двумя конфигурациями LCS: длина 39 футов, ширина 10,25 фута, осадка 2,2 фута и буксировочная способность 5000 фунтов на скорости 10 узлов.
Китайцы стремятся не отставать от американцев
Китай также объявил, что совершил прорыв в разработке беспилотных кораблей и уже принимает их на вооружение. Китайские СМИ сообщили, что в стране разработали много беспилотных судов, включая патрульный катер проекта L30 с дальностью 220 морских миль (407 км), продемонстрированный на авиашоу в 2022 году. Транспорт подстраивается под погодные условия на море и выполняет разные типы миссий: патрулирование, борьба с терроризмом и преступностью, разведка, а также поиск и спасение людей.
Исследовательский корабль Zhu Hai Yun называют первым носителем морских БПЛА в Китае. Он может нести более 50 дронов, дистанционно управляя ими в небе, под водой и на поверхности моря. Армия Китая несколько раз применяла новейший беспилотный катер во время учений по высадке десанта. На подходе к плацдарму десантные корабли сбрасывали дрон, который затем устраивал взрывы, обнаруживал препятствия и открывал путь к берегу.
Еще в Китае построили многоцелевой боевой корабль JARI водоизмещением 20 т и длиной 15 м. Он призван подавлять угрозы с моря и воздуха, применяя радар с фазированной антенной решеткой, а также систему запуска торпед и ракет.
Израиль уже поставил на вооружение свои беспилотники
В Израиле разработан проект Protector USV - патрульный катер, который является интегрированной морской боевой дистанционно управляемой системой. Он разработан совместно компаниями RAFAEL Armament Development Authority, Lockheed Martin и BAE Systems. Катер основан на базе фиберглассового десантного катера, способного нести более тонны груза. Стандартное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета.
Он оснащен широким спектром сенсоров и датчиков, которые позволяют ему обнаруживать, идентифицировать и отслеживать как прибрежные, так и морские объекты. Кроме того, он способен доставлять морской спецназ в необходимое место, участвовать в спасательных акциях и охранять крупные морские суда.
Находится на вооружении ВМС Израиля и с 2005 года - ВМС Сингапура. В 2017 году ВМС Израиля получит 4 катера третьего поколения Protector производства Oregon Iron Works и концерна «Рафаэль».