Потянуло к родственным душам: зачем Шойгу поехал в КНДР

Искали и находили общие черты исторически близких тоталитарных режимов .

REUTES

27 июля в Северной Корее отмечают «День победы» в Корейской войне, точнее – в этот день в 1953 году было подписано сообщение о прекращении огня между Северной Кореей и Южной, а не мирный договор. Так что официально страны еще в состоянии войны. Но кого это останавливает, когда надо устроить масштабные торжества по случаю победы? Так что отмечать начали еще 23 июля, а тут и высокие иностранные гости приехали. Ну, как высокие…

Поездка министра обороны РФ Сергея Шойгу в Северную Корею – не визит вежливости, а шанс прицениться. Коль уж военный министр занялся внешней политикой – прерогативой президентов и министров иностранных дел, значит, дела у «второй сильнейшей армии мира» совсем плохи. И визит в Пхеньян, да к тому же на оружейную выставку – это прямая просьба пособить ракетами в имя общей борьбы с мировым гегемоном - Западом. Официальный повод – участие в торжествах, посвященных 70-летию окончания Корейской войны.

А еще причина – надо же посмотреть, как живет страна при полной диктатуре и изоляции, при масштабных санкциях и Уголовном кодексе, в котором каждая вторая статья – расстрельная или пожизненная. Этот опыт Россия сейчас активно перенимает. Что ж, исторически, действительно, здесь много похожих моментов. К тому же Россия уже пару веков пытается вмешаться в судьбу Кореи.

Появление империи

Итак, много веков подряд жила-была одна-единая Корея. Взращенная «старшим братом» Китаем, страна долгое время была закрытой для проникновения извне, медленно варясь в своем корейском соусе и ни на что особо не претендуя и не рассчитывая.

В XVII веке китайская правящая династия Мин сменилась на династию Цин, и в Корею потихоньку начали проникать западные идеи, потому что Китай воевал и торговал так активно, что по-другому и быть не могло. О свободе, равенстве и братстве корейцы задумывались мало, а вот потенциальная независимость от Китая народ впечатлила.

Первым пошло корейское королевство Чосон, провозгласившее независимость от династии Цин аккурат после поражения Китая в Первой китайско-японской войне (1894-1895) – момент был подходящий. В воздухе запахло независимостью, но не демократического разлива - такой анархии корейцы не понимали. Им вполне подходила империя, тем более что и император имелся – Кочжон из королевства Чосон, который все это время вместе с сыном прятался в доме российской миссии в Сеуле после убийства японцами его жены. Для Кочжона настал звездный час: он был коронован как император и прославлен как автор новой корейской конституции, в которой вся власть принадлежит императору - и точка.

Мир отнесся к появлению Великой Корейской империи негативно, мол, слишком слабенькой она получилась, не по чину другим государствам с многовековыми историями. А когда Корея дала понять - все, что происходит за пределами империи, ее не волнует, - вообще обиделись. Политика и экономика новой империи были направлены исключительно внутрь. Не без исключений, конечно.

Шли реформы, народ в них участвовал активно, однако и консерваторы не дремали, размахивая приверженностью традициям как штандартами. Бои между старыми и новыми чиновниками изрядно подрубили хилые основания новой империи, плюс еще один факт. В это, наверное, трудно поверить, но в дела Корейской империи активно вмешивалась Российская. Если верить одной депеше из Шанхая, Россия пыталась сделать Корейскую империю своим протекторатом. Хотя известно, что император Николай II говорил в 1901 году принцу Генриху Прусскому, что не хочет захватывать Корею, но и ни при каких обстоятельствах не может позволить Японии там утвердиться – это станет поводом для войны. А Япония имела виды на Корейский полуостров, и еще какие.

Параллельные миры

Опасаясь, что нарастающая конфронтация между Россией и Японией из-за Маньчжурии и Корейского полуострова ударит по Корее, страна рассылала по миру заверения о своем военном нейтралитете. США, Россия и Япония их проигнорировали, и во время войны Страна восходящего солнца отправила свои войска на полуостров. В итоге в 1910 году, после окончания российско-японской войны и разгрома России Корея была присоединена к Японской империи, и Великая Корейская империя прекратила свое существование.

После Второй мировой войны и капитуляции Японии руководство союзных сил благородно решило освободить Корею одним махом, отдав страну под международную опеку, пока корейцы не будут признаны готовыми к самоуправлению. В последние дни войны США предложили разделить Корейский полуостров на две оккупационные зоны (южную - американскую и северную - советскую) с разделительной линией по 38-й параллели. Вялые попытки двух зон соединиться в единую Корею ни к чему не привели, и в 1948 году были сформированы отдельные правительства: социалистическая, просоветская Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) на севере и капиталистическая, прозападная Республика Корея на юге. Оба правительства утверждали, что являются единственным законным правительством всея Кореи, и ни одно из них не признавало границу постоянной.

Повоевали – и заморозили

В итоге, бывшие части единой Кореи решили выяснить в бою, кто сильнее и, следовательно, легитимнее. Война началась 25 июня 1950 года, когда северокорейские солдаты после благословения своего лидера Ким Ир Сена пересекли границу и оказались в Южной Корее с целью немедленно ее победить и присоединить. Победоносное шествие армии Севера по Югу при негласной поддержке СССР и Китая закончилось в декабре того же года, когда за Южную Корею «вписались» ООН и США. Постепенно линия боевого столкновения, сдвинутая на юг, вернулась к той самой 38-й параллели, то есть на исходную точку, и последующие два года война на земле шла просто на истощение армий. При этом в воздухе продолжалась бойня – американские пилоты сражались с советскими во имя идеалов капитализма/коммунизма. 

В итоге две Кореи так ничего и не решили. Под давлением своих союзников, уже решительно не понимавших, какого черта они делают на этом проклятом полуострове, Северная и Южная Кореи подписали Соглашение о перемирии 27 июля 1953 года и создали демилитаризированную зону шириной в 4 км на границе двух Корей.

Подсчитали количество жертв с обеих сторон – их оказалось больше 3 миллионов человек (и это не окончательные цифры) плюс разрушенные практически все крупные города и массовые убийства правительственными войсками, с одной стороны, заподозренных в симпатиях к коммунистам (Южная Корея), с другой – пытки и убийства военнопленных (Северная Корея).

Последняя оказалась еще и самой разбомбленной страной в истории, лишившись к тому же еще и 1,5 млн граждан, бежавших с севера в ходе войны.

Мирное соглашение заключили, но договор так и не подписали. Так что две Кореи технически все еще находятся в состоянии войны – имеет место быть замороженный конфликт. В апреле 2018 года лидеры Северной и Южной Кореи встретились в демилитаризованной зоне и договорились работать над соглашением, чтобы официально положить конец Корейской войне. Но что-то подсказывает: очередной виток любви России к Северной Корее обычно ничем хорошим не заканчивается, и конца этому замороженному конфликту пока не видно.

Мало друзей и свободы

Собственно, 70-летие со дня подписания соглашения, не подкрепленного договором, и отмечается сейчас в Северной Корее. При этом 23 июля упорно именуется «Днем Победы в великой Отечественной освободительной войне». Впрочем, мы уже привыкли, что северокорейцы живут в своей реальности и по-прежнему не особо любят взаимодействовать с внешним миром. Не любят, не хотят и не могут – интернетом, как и мобильными телефонами, в этой стране может пользоваться весьма ограниченный круг людей из власти, а телевизор показывает строго цензурированные новости.

И вполне естественно, что глава Северной Кореи Ким Чен Ын устроил министру обороны России Сергею Шойгу экскурсию именно на оборонную выставку в Пхеньяне, где представлены все виды вооружения от межконтинентальных баллистических ракет «Хвасон» до новейших беспилотников, похожих на американские RQ-4 Global Hawk и MQ-9 Reaper. При этом северокорейские баллистические ракеты запрещены резолюцией Совбеза ООН, которую в числе прочих одобрила и Россия.

Центральное телеграфное агентство Кореи сообщило, что Шойгу назвал армию Северной Кореи сильнейшей в мире. Корейцам приятно, конечно, а вот россияне напряглись – в смысле, «северокорейская армия сильнейшая в мире?»

Есть подозрение, что глава российского военного ведомства приехал в КНДР, чтобы убедить ее руководство поставить России артиллерийские снаряды 152 мм. Дружба двух ядерных держав (точнее – трех, в визите участвует и Китай) должна заставить Запад содрогнуться. Но с другой стороны, мы видим, насколько мало союзников у России. Китай вообще в этот короткий список внесен курсивом – Поднебесная дружит только тогда, когда ей это выгодно. И как только эта выгода исчезнет, Китай сразу же проявит невиданную гибкость в политических и экономических предпочтениях.