На смену Георгию Змееборцу придет Смиренный ангел. Не успел глава Киевской областной администрации Руслан Кравченко рассказать о презентации нового герба и флага Киевщины, как уже началось тихое сопротивление. Разогретое спорами вокруг музея Голодомора и герба на щите "Родины-Матери" общество получило еще один повод для подозрений в бессмысленном расходовании денег во время войны.
Новая символика уже прошла экспертизу и одобрена Институтом истории НАНУ. Однако глава Киевской области обещает, что без широкого обсуждения в общинах окончательное решение не примут.
О том, чем именно – в деталях - не угодил старый герб, почему новый такой не воинственный и какое значение имеют изображения в нашей жизни, мы говорим с координатором рабочей группы по разработке символов, известным геральдистом, заслуженным художником Украины Алексеем Руденко.
Святой Георгий никогда не был гербом Киевской области
– Алексей, как вы присоединились к этому проекту и почему предлагаете именно такой образ?
- Мы с учеными, в частности известными историками Олегом Однороженко, Александром Алферовым, Валерием Томазовым, давно обсуждали, что действующий герб Киевской области, который был утвержден в 1999 году, неуместен. Святой Георгий на нем изображен именно таким образом, как на гербе города Москва. Это совершенно недопустимо. Тем более что никогда Святой Георгий не был гербом Киевщины.
С начала XV века это был серебряный белоснежный ангел на синем фоне. Когда к нам с вопросом замены герба обратилась Киевская областная военно-гражданская администрация, у нас уже была научная концепция, оставалось только воплотить ее визуально.
Мы это сделали и представили депутатам Киевщины новый герб. В дальнейшем назначено общественное обсуждение. В любом случае, мы на правах специалистов будем настаивать, что герб Киевской области нуждается в изменениях. Областное руководство в этом не сомневается.
– Пока что отзывы на пост Руслана Кравченко не очень положительные. Люди подозревают, что большие деньги снова пойдут мимо военных нужд.
- Во-первых, наша группа разработчиков работала на волонтерских началах. Даже планшеты для презентации я печатал за свой счет, если кого-то это интересует.
Во-вторых... Ну, давайте так и оставим, чтобы герб Москвы был гербом Киевской области! Я считаю совершенно бессмысленными мнения, что на монументе над Днепровыми склонами тоже нужно оставить советский герб. Или что монумент (речь идет о "Родине-Матери". - Ред.) надо снести. Есть диванные эксперты, а есть профессиональные заключения, что эту фигуру невозможно разобрать. Она весит 500 тонн, демонтаж будет стоить просто безумных денег. Следовательно, ее нужно украинизировать.
Возвращаясь к символике Киевской области, утверждаю: не может быть в украинском регионе, пострадавшем от российского нашествия, герб, подобный московскому. Это аксиома.
Ангел молится, и никакого меча!
– Тем временем люди защищают Святого Георгия. Вот журналист, политтехнолог Юрий Дорошенко возмущается, что святого, приносящего победу, меняют на ангела, грустно сложившего руки. Другие настаивают, что из рук ангела убрали меч, который там должен быть.
– Это эмоциональные характеристики, все они разбиваются о геральдическую логику. Если идти за эмоциями, то давайте во все гербы украинских городов, сражающиеся с врагом, воткнем мечи и другие атрибуты вооружения.
Мы сохраняем национальную историю, мы знаем, как выглядел первобытный герб Киевской области, и пытаемся это возродить. На гербе начала XV века была фигура молящегося ангела. Все, точка. Город Париж за свою историю воевал не меньше украинских городов, может, и больше. Как у него в средние века появился на гербе корабль на волнах, так они это и сохраняют. И никто туда не дорисовывает пушки или что-нибудь другое.
У нас очень свободно относятся к такой точной дисциплине, как геральдика. И очень самоуверенно считают, что можно по собственному мнению или прихоти менять исторические изображения. Это у нас было 70 лет при советской власти, и нынешнее время, к сожалению, не исключение.
Не как на Руси, а как в Московии
- Есть еще такое мнение: почему мы должны менять герб, когда Юрия Победоносца первыми начали уважать и изображать христиане Киевской Руси. Это Московия у нас его скопировала.
– Московия не взяла образ Святого Юрия таким, каким он был во времена Киевской Руси. Герб Москвы исполнен в символике, которая использовалась в русской империи. И на гербе Киевской области всадник развернут именно так, как на московском, хотя это противоречит правилам.
Всадник должен ехать в противоположную сторону. Ибо есть понятие о почетной и непочетной стороне геральдической композиции. Почетная – это та, которая находится с правой геральдической, то есть левой для зрителя стороны.
– Люди, которые будут участвовать в общественном обсуждении новой символики, не знают таких тонкостей.
– Поэтому я очень скептически отношусь к такой процедуре, как общественное обсуждение символики. Геральдика – это специальная научная дисциплина. Люди, не имеющие исторической подготовки, будут говорить по собственному усмотрению.
Вот представьте, что на общественное обсуждение выносится диагноз, который проставил профессор медицины, и принимается во внимание мнение людей с улицы, как лечить больного. Не представляете? А здесь именно так!
Еще раз повторяю: анализ символики Киевщины проведен выдающимися учеными нашего времени – докторами, кандидатами исторических наук. Моя работа заключалась лишь в том, чтобы зрительно закрепить образ.
К святым вопросов нет, к копью и змею - есть
– А если общественность действительно не утвердит герб с ангелом? Можно как-нибудь переделать Георгия? Вернуть в другую, почетную, сторону?
- Так как вы задаете вопрос – это диктат толпы. Придут люди со своими болями, бедами, с желанием перенести проблемы со своей головы на главу местных властей и скажут: нам не нравится. Вы, господа историки и художники, должны изобразить, как мы хотим. Вот кенгуру нарисуйте – будет весело.
Мы не возражаем против внесения в проекты корректив, имеющих научную или художественную основу. Но ложиться под мнение общественности в профессиональной сфере – это нонсенс.
– Юрий Змееборец присутствует на гербах многих украинских городов. Как с этим быть?
– Юрий Змееборец есть на гербе Нежина, Каменца-Подольского. Да, этот символ много использовался. Другое дело, что он иначе нарисован. Вопрос не к фигуре Святого Георгия, вопрос именно к этому изображению.
Повторяю: никогда Георгий, или Юрий Победоносец, не был гербом Киевщины. Это первая проблема. И вторая: в том виде, в каком он изображен, он явно заимствован из герба города Москва. Расположение копья, змей под ногами коня – все детали тяготеют к московскому рисунку.
Герб Киева: Архистратиг... "нелегитимен"
- То есть желания менять другие гербы со Святым Георгием у вашей научной группы нет.
– Речь не о желании. Речь идет о необходимости, если она есть. Мое твердое убеждение: если герб того или иного города или района не соответствует историческим традициям, его на определенном этапе придется менять. Если мы действительно стремимся беречь национальное культурное наследие и традиции, мы должны откорректировать символику под эту задачу. Потому у нас уже были попытки внести нормализацию в герб Киева.
- Что касается Киева. Помнится, были споры, что Архангел Михаил то ли не так одет или даже "нелегитимный" на столичном гербе.
– Архистратиг Михаил тоже исторически не был гербом города Киева. Он появился, когда Украина попала во власть Московского государства. Впервые Архистратиг упоминается в титуляре царя Алексея Михайловича в 1672 году.
Исторический герб Киевского магистрата, Киевской общины – это лук или арбалет. Нам с этим жить.
Один похож на Косаковского, второй – на Черновецкого
– Писали, что на киевском гербе была еще рыцарская перчатка.
- В одном из изображений печати прослеживалось, что рука, держащая арбалет, якобы в доспехе. На самом деле никакой перчатки не было. В собрании киевского знаменитого коллекционера Алексея Шереметьева есть несколько старинных печатей Киева. Это самая древняя, самая оригинальная версия. Там облако, из облака выходят руки, натягивающие лук со стрелой.
- Исходя из логики исторической справедливости, столица тоже должна изменить герб?
– Я могу сказать следующее. Символика территориальных общин согласно закону является исключительно компетенцией территориальной общины. Если киевское общество решит внести коррективы в герб, мы сможем помочь. Или хотя бы сделать тюнинг.
Такая попытка уже была во времена Черновецкого: на щит Архистратига Михаила предлагалось поставить тот же киевский лук или арбалет. Но непопулярность фигуры мэра гробила все, даже хорошие проекты, потому что они ассоциировались с Леней-Космосом.
Уровень критики был таков, что в образе Архистратига мы вывели портрет Черновецкого. Также в 1993 году критиковали эскизы автора первого герба с Михаилом Георгия Куровского за то, что святой будто напоминает своими чертами тогдашнего мэра Леонида Косаковского.
По сути, в вопросе никто не хотел разбираться. Так и сейчас.
Люди всегда думают, что их обманывают
- Обычные люди мало разбираются в том, что такое геральдика. Максимум - представляют коллекционные собрания.
- Люди и не обязаны разбираться. Для этого им объясняют, что существует специальная научная дисциплина, есть ее исследователи, есть художники, имеющие опыт работы с геральдическими символами.
Но ведь наши люди все время думают, что их обманывают, на любые новации нервно реагируют. Я понимаю, что страсти вокруг герба не касаются нас, художников и историков. Они касаются отношений властной верхушки и народа. Затеяли что-то сделать? Ага, собираются украсть деньги! И начинается...
Поэтому я очень скептически отношусь к ненаучным, непрофессиональным публичным обсуждениям. Если власти Киевщины отважатся сразу провести голосование среди депутатов по гербу, символика изменится. Если не решатся – мы продолжим пользоваться символикой, похожей на московскую. Выбор такой.
– Для многих символика – это только рисунок. Почему ей придается такое значение?
- Мой любимый учитель – профессор Василий Чебаник создал прекрасный проект шрифтов "Рутения". Он апеллирует к историческому написанию букв, известному еще в Киевской Руси. На это тоже есть критики, но я не о том. В преамбуле к книге Василия Яковлевича написано: "Символы и знаки правят миром, а не закон и благодать".
Под каким символом мы ходим, так и развивается наша жизнь. Может, это мистика, но мне кажется, что правда. Условно говоря, если сейчас победит мнение, что не надо ничего менять, а оставить все, как есть, в частности, на монументе "Родина-Мать", мы будем и дальше развиваться под гербом бывшего Советского Союза.