Реставраторы «тропы Сковороды»: делаем это вопреки войне

В поселке через речку от Харькова местные жители своими силами облагородили и открыли туристический маршрут.

личный архив Татьяны Магерко

Семитысячный поселок Бабаи прижался к берегу речки Уда на противоположном берегу от Харькова. Название поселку дал один из древних родов, ранее живших здесь, носивший фамилию «Бабай».

В заброшенной усадьбе до сих пор живут

Несмотря на неутихающие взрывы, доносящиеся из обстреливаемых районов в Харькове и области, местные жители решили не сидеть по домам, а, захватив лопаты и мусорные мешки, заняться благоустройством своего поселка. Проект, разработанный местными активистами, не поставила на паузу даже война, а недавно здесь открыли новый туристический маршрут – «Тропу Сковороды».

В селе сохранилась 200-летняя усадьба, где Григорий Савич написал свои знаменитые «Байки харьковские» - большую часть сборника. Философ останавливался здесь в 1773-1774 годах и ходил по той самой тропе вдоль речного берега, которую сейчас активисты превратили в туристический объект. В самой усадьбе по сей день живут люди, хотя ее состояние оставляет желать лучшего – крыши местами нет, кое-где стоят лишь стены. В одной комнатке с кухонькой ютится женщина с инвалидностью, в другой, чуть просторнее, еще одна семья. Из благ цивилизации только свет. Вода в колонке, удобства тоже на улице. Газа нет.

- Усадьба стоит на балансе поселкового совета, - рассказывает KP.UA одна из инициаторов создания туристического маршрута «Тропа Сковороды» в Бабаях, глава инициативной группы «Сковорода Крок» Татьяна Магерко. – На ее полную реставрацию нужно приблизительно миллионов 20 , понятно, что этот вопрос не ко времени. Денег на нее не было и до войны, а сейчас уж тем более, и мы это понимаем.

Это усадьба Щербининых. Когда-то она принадлежала помещику Петру Щербинину из знатного рода – он получил поселок Бабаи как приданое супруги, дочери полковника Харьковского слободского казацкого полка и стольника Григория Донца-Захаржевского. Петр Щербинин поселился здесь в 1746 году, а его род жил в этом доме до Октябрьской революции. Сковорода, говорят, имел приятельские отношения со Щербиниными.

Поляна с дикими грушами

Волонтеры собственными силами не могут отреставрировать усадьбу, хотя общаются по этому вопросу и с реставраторами, и с властями. А вот расчистить старые колодцы, убрать свалки, обустроить клумбы, поставить лавочки, что-то где-то подкрасить и подрихтовать – им вполне по силам.

Обустройством маршрута «Тропа Сковороды», говорят местные, занялись почти что случайно. Все началось с того, что решили восстановить три года назад старый колодец – его назвали «Вербный». Он находится в низине – с одной стороны холм, с другой – лес. Это очень тихое место с удивительной акустикой – ничего не слышно, кроме пения птиц и журчания воды.

Этим летом открыли новый туристический маршрут.

- Отдел культуры раньше водил туристов другой дорогой, но по этой тропе – лучше и быстрее, - отмечают местные. – Здесь так устроен ландшафт, что дорожки пролегали именно здесь.

Внешний вид поселка за последние семь лет, когда им вплотную занялись активисты, это доказывает. Да и на местных бесплатный труд соседей производит впечатление – перестали мусорить.

- Хочется, чтобы у нас росли не только липы и березы – мы посадили деревья гинкго билоба, разные виды кленов, больше 300 кустов хризантем, десять ящиков тюльпанов, - перечисляет Татьяна Магерко. – Некоторые растения дарят местные жители.

«Тропа Сковороды» начинается с центра поселка и заканчивается в лесу возле колодца, который называют «холодным сковородиновским». На протяжении четырех километров маршрута туристы могут посмотреть не только дом Сковороды и колодец, но и Бабаевский пруд, пруд Гайдучка, лесное озеро и панский грушник. Это особенное место в лесу – идеально ровная поляна, на которой столетиями растут дикие груши, и больше ничего. Ни одна береза или дубок здесь почему-то не приживается.

- Почему грушник называют панским, можем только догадываться – наверное, здесь когда-то был панский сад, - размышляет Татьяна Магерко. – Также непонятно, почему там растут только груши – это остается загадкой без ответа. Мы общались с историками, краеведами, которые изучают историю нашего поселка, но и они не нашли такой информации.

Ровная поляна еще с 90-х привлекала сюда организаторов разных соревнований и праздников. Кстати, ежегодный фестиваль «Сад песен Сковороды» проходит именно здесь.

Война на планы не повлияла

О развитии туризма в селе местные активисты мечтали еще до войны, когда и задумались об открытии туристического маршрута «Тропа Сковороды». Удивительно, но война не повлияла на их планы и даже почти не сместила график.

- Мы отменили только первую толоку, которая была запланирована на субботу, 26 февраля, так как в четверг началась война, - отмечает Татьяна Магерко. – А уже в апреле собрались на нее. Тогда мы уже, конечно, думали не о туризме. Это было нашим спасением – люди были в стрессовом состоянии, остались без работы. На толоках мы друг друга поддерживали, а не сидели и плакали над новостями. Это в самом деле очень помогло.

За все время работы местные жители сами расчистили колодец, засыпали грязные места на тропе щебнем, убрали свалки, обустроили парк, создают веломаршрут вдоль речки, сделали и поставили лавки – это помимо других работ, типа подкрасить-полакировать, постричь траву или посадить деревья. Пройти маршрут можно самому – не заблудишься. В его начале в центре села возле памятника Сковороде жители установили баннер и карту. А еще можно спросить местных.

Развивают поселок самые обычные люди в свободное от работы время – никто им за труд не платит и из офиса не отпускает. Например, Татьяна – офтальмолог.

- Помогают местные жители, которые могут поделиться, например, цветами для высадки, и власти, которые выделяют краску или щебень, инструменты, бензин – сейчас надо косить много травы, - отмечает Татьяна. – Остальное покупаем за свой счет. У нас есть общая касса, откуда мы берем деньги на то же питание во время толоки – люди заняты целый день, и хочется, чтобы, возвратившись домой, они были хотя бы не голодными.

В инициативной группе пригорода Харькова – ни одного человека, которого бы профессия связывала со сферой туризма или культуры.

- Хотелось бы, чтобы у нас появился отдел туризма – чтобы люди работали официально, - вздыхает Татьяна. – Тогда мы могли бы хоть каждый день принимать туристов, возить экскурсии, был бы обслуживающий персонал. У нас есть биолог-травница, которая на толоках рассказывает нам о растениях, по которым мы ходим. Оказывается, из них и салат можно сделать, и чай заварить, а есть и лечебные. Это тоже было бы интересно. Сейчас все делаем своими силами и отдаем свободное время. А чтобы получилось хорошо, надо вкладываться по полной.

Приглашение посетить Харьков с туристической целью во время войны звучит странно, но даже сейчас в Бабаи идет вереница жителей города и области – пешком и на велосипедах. Украинский Сократ, как еще называли Сковороду, постоянно подпитывает интерес к этому месту. А теперь туристы смогут не блуждать по болотам и лесам, пытаясь найти «Тропу Сковороды», а смогут пройти маршрут с комфортом, наслаждаясь видами и возможностью отдохнуть. «Бахи» здесь хоть и слышны, но все же подальше от самого Харькова.