Задержки зарплат: какая ответственность грозит работодателям

В случае принятия законопроекта работодателей обяжут погасить всю задолженность и заплатить пеню, но попутно создадут еще одну «кормушку».

Julia Berezovska/ Press office NBU

На днях в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №9510, который усиливает ответственность за задержки зарплаты. Как известно, в начале войны работодателей освободили от наказания за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если это нарушение произошло в результате ведения боевых действий. То есть, фактически военное положение дало работодателям возможность не платить своим сотрудникам, и они с готовностью этой возможностью воспользовались.

Насколько своевременно сейчас усиливать ответственность за невыплату зарплаты и можно ли это считать «работой над ошибками»?

Ситуация с зарплатами

Война вызвала на рынке труда настоящий шок, от которого, несмотря на позитивные тенденции, рынок не оправился до сих пор. Это и рост безработицы, и обвал зарплат, и их невыплаты, на которые работодатели во время войны фактически получили индульгенцию.

Напомним, что военное положение освободило украинских работодателей от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если это нарушение произошло в результате ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы. Как мы уже писали ранее, освобождение работодателя от ответственности не освобождает его от обязанности выплаты заработной платы после того, как предприятие заработает в полную силу, но сегодня так далеко практически никто не загадывает.

При этом справедливости ради надо сказать, что и до войны наказание за задержки зарплат если кого-то и пугало, то не слишком сильно.

Последние данные Госстата относительно задолженности зарплат датированы 1 февраля 2022 года – тогда долги 129,5 тыс. работникам активных украинских предприятий составили 3,1 млрд грн. В том числе 1,3 млрд грн задолженности было накоплено на государственных предприятиях и 165,9 млн грн – на коммунальных. При этом работникам промышленности задолжали 2,2 млрд грн, или 72,7% от общей суммы задолженности.

За время войны статистика не обновлялась ни разу: возможно, нет достоверных данных, а возможно, эти данные настолько пессимистичны, что публиковать их не хочется. Хоть какое-то представление о ситуации с зарплатами дают опросы конкретных людей, которые регулярно проводятся среди украинских сотрудников различными организациями.

Например, ранее мы писали о результатах исследования, проведенного компанией Gradus. И зарплатная статистика, полученная «из первых уст», оказалась совсем не позитивна. В частности, две трети опрошенных отметили, что их зарплата стала меньше, чем до войны, а о проблемах с выплатой зарплаты говорит каждый седьмой-восьмой респондент. При этом 43% (!) совершенно не уверены в том, что им будут выплачивать деньги в будущем, что, конечно, в целом не добавляет уверенности в завтрашнем дне.

Война все спишет?

Эксперты, опрошенные KP.UA, говорят, что задолженность по зарплатам на уровне 1-1,5% от выплат в условиях войны можно вполне оправданно считать не такой уж и большой. Правда, есть подозрение, что долги давно перешагнули этот рубеж, но, как уже говорилось выше, официального статистического подтверждения этому нет. К тому же экономисты задаются очевидным вопросом: а где компаниям брать деньги на зарплаты?

- Наши предприятия не печатают деньги, - говорит аналитик Даниил Монин. - Если нет продаж, то и денег на зарплаты тоже нет. Поэтому считаю, что усиление ответственности за невыплату зарплаты сегодня несвоевременно. Создается впечатление, что наши депутаты взяли курс на утверждение «войны нет» и решили повышать налоги, вводить проверки и штрафы по любому поводу. Только все это приведет к обратному эффекту и будет способствовать еще большему ухудшению состояния предприятий во время войны и уменьшению числа работодателей из-за банкротств. Наемные сотрудники от этого никак не выиграют.

С экспертом трудно не согласиться. Из-за полномасштабной войны с Россией немало отечественных предприятий понесли колоссальные экономические потери, и у них действительно нет возможности выплачивать зарплаты вовремя и в полном объеме. Но в то же время есть немало работодателей, которые не доплачивают своим сотрудникам без всяких на то «военных оснований», рассчитывая, что война все спишет. И вот с ними действительно было бы неплохо разобраться на законодательном уровне.

Еще один немаловажный момент касается того, что война затягивается на неопределенное время, и жить без зарплаты месяцами просто физически невозможно.

- То, что война затягивается, уже очевидно даже самым большим оптимистам, поэтому сегодня нужно переходить к мерам, которые были до войны, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – В том числе, ужесточать наказание за задержку зарплаты и за зарплату в конвертах – в этих вопросах ждать завершения войны просто нет смысла. Официальная задолженность находится на уровне 1% от общей суммы "белой" зарплаты, так что большой проблемы в этом нет. А вот заставить бизнес платить зарплаты «по-белому» - это проблема.

Что в документе

Так или иначе, но война вполне ожидаемо усугубила проблему задолженности по выплате заработной платы – с этим экономисты не спорят. Да и нардепам это, видимо, прекрасно известно. Эти знания и общая напряженность в обществе сподвигли депутатов на законопроект №9510 о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления защиты требований работников по выплате задолженности по зарплате, в том числе и в случае неплатежеспособности работодателя.

«Война обострила необходимость принятия изменений в законодательство, которые усилят ответственность работодателя за задержку заработной платы, обеспечат надлежащую законодательную защиту права работника на своевременное получение вознаграждения за труд и гарантируют ему первоочередное получение задолженности по заработной плате и адекватной денежной компенсации убытков, понесенных им в результате нарушения сроков ее выплаты», - говорится в пояснительной записке к документу.

Законопроект предусматривает обязать работодателя уплатить работнику пеню, если выплата зарплаты задержана более чем на 15 календарных дней по окончании месяца, за который производится выплата. Размер пени определяется трудовым или коллективным договором, но при этом должен быть не менее учетной ставки НБУ (на сегодня она составляет 25%. - Авт.). Кроме того, работник сможет временно прекратить выполнение работы.

Также документом предусмотрено расширить основания для судебных приказов в том случае, если сотрудник требует взыскать не только задолженность по заработной плате, но и компенсацию и пеню. Плюс предусматривается выплата работнику компенсации в размере трех среднемесячных зарплат работника за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу, в котором возбуждено дело о банкротстве или прекращен трудовой договор. При этом размер компенсации ограничен 12 минималками на 1 января соответствующего года (на сегодня эта сумма равна 80,4 тыс. грн).

Ложка дегтя

Авторы законопроекта структурировали свой документ и коротко перечислили нормы, которые предлагают закрепить на законодательном уровне:

И вот тут-то стала очень заметна «ложка дегтя», которая испортила всю «бочку меда» подозрительно благих намерений наших депутатов. Целью законопроекта обозначено «обеспечение реализации конституционных прав работников на своевременное получение зарплаты», но последний пункт перечисленных норм зарождает смутные сомнения. Не затевается ли все это только лишь с целью создания некоего «гарантийного учреждения»?

Экономист Владислав Банков считает, что фактически мы наблюдаем попытку ввести еще один налог, создав под него новую контору для трудоустройства нужных людей. То есть ни о какой «работе над ошибками» даже речь не идет.

- Несмотря на войну, депутаты продолжают искать новые возможности нажиться на своих нищих согражданах, - отметил эксперт в беседе с KP.UA. – Поскольку фонд будет сформирован именно из средств на оплату труда, это означает, что простой работник получит гарантированно меньше.

В то же время Александр Охрименко успокаивает: даже если этот орган создадут, он не станет очередной «госкормушкой». По крайней мере, большой.

- Это будет неинтересный орган с небольшим бюджетом, и никто никогда даже не спросит, работает он или нет, - считает Охрименко. – Основная цель – «сделать красиво, как в ЕС». Просто пиар, ничего личного. ​