Задержание бывшего главного военного комиссара Одесчины Олега Борисова взбодрило общество: не все потеряно, не все куплено, есть место вере в справедливость! Однако раздаются и скептические реплики: снова по борьбе против коррупции сделали показуху, а на выходе будет пшик. Вон и "бриллиантовые прокуроры" на свободе, и "янтарные депутаты", а "золотой чиновник" Николай Романчук оправдан. Неужели такой человек, как областной военный комиссар, даст себя просто так посадить?
Так что это за должность такая, легко ее получить и есть ли по "делу Борисова" скорая судебная перспектива, разбиралась kp.ua.
В Испании не дождались
Слухи о бегстве Евгения Борисова за границу не подтвердились, но и не были безосновательными. Во второй половине декабря 2022 года после лечения в госпитале он самовольно (по крайней мере, так говорит следствие) выехал за пределы Украины, путешествуя по Молдове, Турции, Сейшелах и Испании.
Лишившись должности и не будучи еще под подозрением, Борисов вполне мог повторить этот путь. Тем более, что в Испании его ждет теща с виллой более чем в 4 миллиона евро и жена с офисом стоимостью 737 тысяч евро.
Однако бывший военком направился в Киев. По сообщению ДБР, здесь он прятался, меняя адреса, автомобили и номера телефонов. В комментариях к новости пользователи фейсбука высказывают версию, что в столице Борисов искал возможность "решать вопросы". Еще не до конца отдавал себе отчет, насколько влип.
А защитники у военкома, наверное, были. Напомним, когда вокруг имения в Испании и коллекции элитных автомобилей семьи Борисова разгорался скандал, когда Госбюро расследований уже открыло дело, в оперативном командовании "Юг" отрапортовали, что служебная проверка не нашла нарушений и оснований для отстранения его от должности. Своего кресла полковник лишился только по прямому указанию Владимира Зеленского главнокомандующему Валерию Залужному. А в прошлом году – в апреле, ни дня не пробыв в зоне боевых действий, в зоне АТО-ООС, полковник получил орден Богдана Хмельницкого.
Как утверждают в Национальном агентстве предотвращения коррупции, все приобретения жены и тещи военкома были сделаны во время войны. Сам он, по данным НАПК, стал рекордсменом в незаконном обогащении, заработав в своей должности 188 миллионов гривен.
"Плюшки" заносят до самого верха
Евгения Борисова можно считать профессиональным военным комиссаром. По данным прессы, в этой области он с 1996 года, предпоследней была должность главы ВК Малиновского района Одессы. Назначение главой терцентра комплектации и социальной поддержки получил летом 2019 г.
Мы обратились к кадровым военным с вопросом, легко ли получать такие должности.
– Легко, но очень дорого, – ответил подполковник Игорь К. (по понятным причинам, собеседник просил не называть фамилии). - "Плюшки" нужно заносить до самого верха. Молодой парень, который пошел в военный вуз с мечтой работать в военкомате (ныне ТРЦ и СП. – Ред.), без шансов получить даже самую низкую должность, если не имеет влиятельного отца или дяди.
Согласно положению, назначение на должности военных комиссаров Крыма, областей и города Киева осуществляется по представлению главнокомандующего ВСУ. Областные военные комиссары делают представления на районных, которые также утверждаются в Генштабе.
– Связи и симпатии здесь играют большую роль. Речь идет не только о взятках за отмазку от службы. Военный комиссар не мотается по гарнизонам – максимум командировка на сборы или в учебный центр. Он оказывает влияние на решение ВЛК, а за признание призывника ограниченно пригодным к службе можно получить не только деньги, но и услуги, полезные знакомства. Военный комиссар районного, а тем более областного уровня – это влиятельный человек, который входит в мир власть имущих. Он без проблем с разрешениями и проверками может раскрутить на подставное лицо собственный бизнес, оставаясь при этом на службе, получая звание и причитающиеся военным льготы.
Игорь говорит, что такая система осталась в наследство от старых времен, и считает, что разрушить ее можно только при увольнении всех работников ТЦК, вплоть до уборщицы, и нового набора кадров.
– Но это невозможно, особенно во время войны. Поэтому все остается как есть, и это всех устраивает. Борисов слишком переборщил. Должен был залечь на дно, когда в прессе начали обсуждать его незаслуженный орден. Но, вероятно, был убежден в собственной неприкосновенности, – высказывает свое мнение Игорь.
Не стоит ждать быстрого результата
Ну не будем утверждать, что всех все устраивает. Только на прошлой неделе, когда история Евгения Борисова входила в стадию кульминации, стражи порядка задержали за взятки работников военкоматов в Днепропетровской области и на Волыни. Такие задержания были при АТО-ООС, когда объявлялись волны мобилизации или призыв на срочную службу. Говорить, что все без исключения военные зарабатывают на взятках, мы также не имеем права, потому что есть презумпция невиновности.
Но вот интересная деталь: информация о возбуждении уголовных дел в публичном пространстве есть, а о судебных приговорах для работников военкоматов – нет.
- И это не удивительно, - говорит военный адвокат Олег Леонтьев. – Я знаю дела, которые тянутся по шесть лет. По принципу "или падишах умрет, или ишак подохнет".
Юрист предполагает, что определенная часть дел, как и с гражданскими коррупционерами, закрывается по соглашению со следствием, обвиняемый получает условный срок.
Следовательно, и от дела Евгения Борисова не стоит ждать скорейшего результата. Прокуратура будет просить об аресте без альтернативы залогу, однако суд, скорее всего, ее назначит, потому что речь идет о ненасильственном преступлении. Следствию нужно будет документально доказывать все подозрения, а когда начнется (если начнется) суд, дело имеет все шансы войти в разряд долгоиграющих. В кучу с “бриллиантовыми прокурорами” и остальными весьма резонансными в свое время делами, к которым интерес общества уже утрачен.
Кухарки и любовницы – это перебор
Своим коллегам Евгений Борисов подложил свинью. НАПК обещает в течение трех месяцев проверить всех – всех! – руководителей ТЦК относительно незаконного обогащения. И не только их самих, жен и тещ, а также братьев, сестер, племянников, водителей, кухарок и даже любовниц с любовниками. Именно так сказал на пресс-конференции глава агентства Александр Новиков.
- Сейчас проверки усложнены, потому что электронное декларирование закрыто из-за войны, деклараций за 2021 и 2022 годы нет, - говорит юрист Нина Грицина. – Но НАПК может провести мониторинг образа жизни – проанализировать, совпадают ли доходы с расходами. В частности, и у лиц, не относящихся к членам семьи. Это насчет любовниц. Что касается водителей военных комиссаров, то они на государственной службе получают деньги из бюджета. Если есть банковские счета или большие расходы, выходящие за пределы зарплаты, это справедливо может вызвать подозрения.
Адвокат Александр Бабиков – бывший заместитель начальника ДБР – считает, что борцы с коррупцией превысили свои планы:
- Мониторинг образа жизни можно проводить только в отношении лиц, подлежащих декларированию. Военные комиссары подлежат, они должны декларировать доходы и расходы близких родственников, но никак не братьев, племянников, кухарок и любовниц. И как НАПК докажет, что такое-то лицо – любовница? В конце концов это не уголовное расследование, в агентстве нет законных инструментов, чтобы до такой степени вмешиваться в частную жизнь людей. Подобные заявления делаются для развлечения публики, – говорит адвокат.
Итак, не прячем поп-корн – ждем.
Конкретно
Что инкриминируют Борисову
- Приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, активов, стоимость которых более чем на шесть тысяч пятьсот тысяч рублей превышает его законные доходы - ст. 368-5 УК.
- Неявка вовремя на службу без уважительных причин военнослужащим, совершенная в условиях военного положения – ч. 5 ст. 407 УКУ.
- Уклонение военнослужащего от военной службы путем обмана, совершенное в условиях военного положения – ч.4 ст.409 УКУ.
По этим подозрениям бывшему военному комиссару грозит до 10 лет лишения свободы.
Вероятно, что Евгению Борисову может быть предъявлено еще одно подозрение. 3 мая этого года ДБР сообщило об открытии уголовного дела по факту злоупотребления служебным положением начальником Одесского областного территориального центра комплектования и социальной поддержки во время мобилизационных мероприятий.
"По оперативным данным, за вознаграждение должностное лицо давало указание подчиненным не призывать тех или иных лиц", - говорится в пресс-релизе.
Самая высокая санкция по этой статье - 12 лет.