Одесса встретила семилетних Дашу, Сашу, Давида, Влада, Дениса и их старшую десятилетнюю сестру Алису с мамой Оксаной и бабушкой Ольгой взрывами. Обстрелы города начались аккурат в первую ночь после их возвращения. Может, другой бы даже не распаковывал чемоданы, но Оксана с мамой Ольгой приняли другое решение – раз приехали, остаемся. И принялись драить запылившуюся после долгого отсутствия квартиру.
Спящих детей ночью переносит в коридор
Оксана Кобелецкая признается – из-за звуков прилетов с мамой вообще не спят. А вот детей «бахи» не будят.
- Они по ночам от взрывов не просыпаются, хотя у нас в районе их хорошо слышно – мы недалеко от моря, - отмечает KP.UA Оксана Кобелецкая. – В нашем доме есть подземный паркинг - его можно использовать как укрытие. Но пока детей спящими переношу в коридор. Сами не ложимся до отбоя.
Последние месяцы в Португалии, где семейство из восьми человек прожило полтора года, прошли в ожидании отъезда в Украину - дети считали дни.
- Сейчас детей воспитывает Youtube, там они много чего слышат, несмотря на цензуру, и все понимают, - отмечает Оксана Кобелецкая. – Они очень мудрые. Мы, когда сюда ехали, казалось бы, были готовы к тому, что могут быть обстрелы, взрывы… Дети очень хотели вернуться домой, каждый день спрашивали, когда уже поедем. Ну почему было спокойно, а когда мы приехали – такое начало происходить?.. Может, я за это время стала фаталисткой, но раз уж приехали, надо решить как можно больше вопросов, которые нельзя решить в Португалии.
Оксану с детьми в Украину привела не только тоска по Родине, есть и насущные проблемы: надо подлечить маму, у которой проблемы с ногами. За границей помочь ей не смогли. Да и стоматолога не помешает посетить – цены здесь гораздо ниже. А ездить по отдельности, бросая шестерых детей на одного, невозможно.
«Первым делом побежали за пельменями и варениками»
Оксана признается – несмотря на взрывы и постоянную угрозу, дома она как будто бы ожила. Жизнь снова заиграла красками.
- Честно: хоть мы и не высыпаемся, хоть бомбят, там я была - как в затяжной депрессии, - откровенничает Оксана. - Нет сил, нет цели… А тут вернулась домой - и энергия появилась!
Дома дети нашли свои новые-старые игрушки, а Оксана, наконец, поняла, почему зимой платила такие большие счета за коммуналку в пустой квартире. Оказывается, дедушка пустил в квартиру пожить беженцев из Харькова, не сказав дочке.
- Сейчас, кроме уборки, надо еще много чего решить, но все равно это - свой дом, - отмечает Оксана Кобелецкая. - Совсем по-другому - когда ты живешь за чей-то счет и не можешь ничего сделать в арендованной квартире. А это свое.
В Одессе семейство первым делом рвануло в супермаркет – соскучились за пельменями и варениками. Лепить их времени особо нет – разве что изредка.
- Бабушка делала нам вареники, но пельмешки - это святое, - улыбается Оксана. – В Португалии есть пельмени и вареники, но килограммовая пачка стоит 10 евро. Очень дорого. Та же гречка стоит 4,5 евро. Пшеничной крупы нет вообще – ее даже не завозят. Дети ее очень любят. Вчера бабушка нашу любимую кашу сварила – так не хватило даже, все умяли.
К португальской еде привыкали долго. Там популярны морепродукты и улитки, но их дети не очень-то жалуют.
- Украинские улитки куда вкуснее, а из морепродуктов дети едят разве что кальмаров, - отмечает Оксана.
Из мяса выбирали курицу (по 2,80 евро за кг) и индейку – португальская говядина, по их мнению, обладает странным запахом. По выходным варили борщ – это доступно.
- Что я совсем не понимаю – в Португалии вообще не умеют готовить, - удивляется мама одесских пятерняшек. – Когда мы были проездом по дороге домой в Румынии, вкус кухни - почти как родной! Даже тех же супов. В Португалии есть праздник сардин – эта рыба у них как национальный символ, но они ее не умеют готовить. Почему они не знают, как ее готовить, учитывая, что у них 33 рецепта с той же сардиной?! Или - 40 рецептов риса с фасолью… Детям пришлось менять привычки, хотя мы старались готовить для них привычную еду.
А вот искусству кофепития у жителей Португалии украинцы могут поучиться. Привычного латте или капучино нет, но другие рецепты – не менее вкусные.
Из квартиры выселили, предложив комнату на восьмерых
Еще одна причина, почему Оксана Кобелецкая решила навестить родную Одессу именно сейчас, – окончание срока аренды квартиры. Жилье для них арендовал горсовет. Договор был заключен на год – и этот год закончился. Продлить не смогли. Волонтеры подыскали семье другое жилье, но это – одна-единственная комнатка на восьмерых в другом городе. Но хотя бы своя ванна там есть.
- Мы поэтому не уверены, что будем возвращаться, но с другой стороны – мы не можем не вернуться через два месяца, так как начинается учебный год, и тогда мы потеряем все, - отмечает Оксана. – Пока в размышлениях. Еще не известно, переведут ли детей в новую школу…
До этого многодетная семья жила в двухуровневой квартире с четырьмя спальнями и видом на море в 200-тысячном Кашкайше в 30 км от Лиссабона. Переезжать придется в 12-тысячный городок Мафра – он тоже в получасе езды от столицы.
- Городок очень красивый, тоже туристический, но маленький, - рассказывает Оксана. - Там есть развитая инфраструктура для детей, бесплатные городские автобусы. Для детей устраивают праздники бесплатно, возят их вместо физкультуры в бассейн, выдают футболки... Это поддерживает мэрия.
В Португалии у детей остались друзья – тоже украинцы. Половина класса – это дети из Украины, Беларуси, Молдовы. Оксана с мамой также заимели хороших знакомых среди соотечественников. Познакомились с теми, кто девять лет назад нашел здесь новый дом, уехав из Донецка и Луганска.
«Пусть папа идет защищать страну»
Папа Алисы и пятерняшек Сергей Семенов за время войны ни разу не поинтересовался, в безопасности ли его дети и есть ли деньги на их содержание. Впрочем, он и до этого алименты не платил, за что еще до лишения его родительских прав три года назад стал невыездным.
- Честно, за время войны даже ни разу его не вспомнила, - признается мама близняшек. – Это абсолютно чужой человек. У него еще есть старшая дочка – он и на нее алименты не платил, но подписал согласие, чтобы выехала из страны. Она жила в Донецке. Подписчики пишут мне, что он прячется в квартире… Меня спрашивали, не писал ли он мне, чтобы он, как многодетный, мог выехать. Нет, не писал, но я и не разрешу. Пусть идет защищать страну. А мы уже давно привыкли все проблемы решать сами.
А мелкие и не очень жизненные неурядицы и проблемы приходится решать постоянно. Даже радостный повод, день рождения, превращается в вызов. А попробуйте организовать праздник с подарками сразу для пятерых детей, и если каждый хочет на день рождения смартфон! В этот раз (24 июня им исполнилось семь лет) удалось обойтись куклами и лего, но в следующий – не факт, что такой презент удовлетворит детей.
Раньше день рождения пятерняшек был общегородским праздником в Одессе – гуляли всем городом, проводили фестиваль близнецов. Так продолжалось три года, пока не грянула пандемия коронавируса, а за ней – война. Праздник пришлось свернуть.
- Я с ностальгией вспоминаю то время, - признается Оксана. – А в этот раз мы ездили в аквапарк за 300 км – там есть шоу дельфинов, шоу с морскими котиками, пираты, горки, бассейны…
Эту поездку организовывала украинская субботняя школа. Также детям накрыли стол с разными вкусностями.
«Война гордыню приземлила»
В первую неделю после приезда семейство отправилось собирать урожай ягод на даче – уродила смородина. Дача тоже возле моря, так что взрывы слышно, а в округе уже падали обломки «шахедов». Так что безопасным место не назовешь. Хотя многие во время войны выехали за город.
- Но дома у нас хотя бы есть паркинг, где можно спрятаться, - вздыхает Оксана. – Вы знаете, иногда я себе с такой гордыней говорю: «Я уже столько прошла, преодолела, что меня уже ничего не возьмет!» Но мою эту гордыню война приземлила... Потому что я понимаю, что есть вещи, с которыми я не смогу справиться.
Как и любая мама - в тревоге за детей. Оксана многое принимает близко к сердцу, а кое-какие события вызывают преследующий ее потом страх. Например, когда в лагере «Виктория» в Одессе во время пожара погибли три девочки, наибольший ужас вызывал именно огонь. Это был 2017 год – пятерняшкам был всего год, а Алисе - четыре.
– Мы тогда жили в квартире на 16-17-м этаже – с бабушкой и шестью детьми, пять из которых еще не ходят, - вспоминает Оксана Кобелецкая. – Если что - что мы будем делать? Бабушка придумала, чтобы их выносить в одеяле большом… Вот такие мысли были. Был страх, что упадут, что материально не справлюсь... А страх детских болезней у меня атрофировался – они болели все время, постоянно… Мы несколько лет жили в больницах. Все время этого бояться - тоже тяжело. Сейчас уже легче – если заболели, это необязательно означает больницу, не обязательно есть осложнения… Но есть другие проблемы – учеба.
Мечта – путешествовать в автодоме
Одесская супермама – не из тех, кто зачеркивает дни в календаре в ожидании, когда же дети вырастут. Смеется – «я тогда уже буду пенсионеркой». В этом году ей исполняется 44. Но отмечает: если помечтать, чем она займется, когда дети вырастут, она бы выбрала путешествия.
- У меня всегда была мечта больше путешествовать, - делится Оксана. - С появлением детей каждый раз с завистью смотрела на тех, кто сажал ребенка в слинг и бежал на самолет. Для меня все это было невозможным. Теперь иногда думаю: «Мечтала путешествовать - и вот домечталась»…
Тем не менее Оксана не стирает из памяти список тех стран, которые она хотела бы посетить.
- Кстати, Португалии там никогда не было, - Оксану смешит, что судьба забросила ее с детьми именно туда. – Я хотела бы посетить Доминикану, побывать в Азии, очень хочу увидеть Лондон, Дублин. А еще я фанат Чехии и Праги – я там была четыре раза, и каждый раз мне хочется туда вернуться.
Впрочем, женщина знает, как воплотить свою мечту в жизнь уже сейчас. Решить это помог бы автодом – фургон-жилище, в котором можно колесить по миру всей семьей. Вопрос – в деньгах.
- В Португалии это очень развито, для таких автодомов есть отдельные парковки, - делится Оксана. – Так что и у меня появилась мечта: может, взять в аренду большой автодом и так поехать путешествовать.
Варит сыры и мыло
Когда дети немного подросли, наконец появился часик-другой для себя. Свободное время Оксана Кобелецкая не пролеживает на диване – занялась сыроделием.
- Этим я увлеклась еще перед войной, - отмечает она. – Делаю для нас брынзу, адыгейский сыр и уже даже замахнулась на твердый. Я окончила технологический вуз - изучала много химию, и такие процессы мне очень нравятся. Когда-то и мыло варила.
Ставить на поток и продавать мыло ручной работы и домашние сыры Оксана пока не планирует – дома не те условия, чтобы открывать производство. Сама она по профессии – винодел-технолог, что является популярной профессией не только на юге Украины, но и в Португалии. Но зарплата – ниже, чем выплаты на шестерых детей и двух взрослых. Поэтому карьера пока – на паузе.