«Оппенгеймер»: взрывная игра Киллиана Мерфи в фильме Нолана об отце атомной бомбы

Только в кинотеатрах – мощная история от культового режиссера с целой плеядой выдающихся актеров. Главная тема – ответственность за свои поступки.

facebook.com/universalpictures

Что бы не снимал Кристофер Нолан – это всегда будет масштабно и эпично. То ли квантовые скачки во времени ради спасения человечества в «Интерстелларе», то ли обратный порядок вещей в «Тенете», то ли построение другой реальности в сновидениях в «Начале» и даже комиксы о Бэтмене. И это вымышленные истории. Что же касается экранизации реальных исторических событий, то Нолан тоже не разменивается по мелочам, и три «Оскара» за «Дюнкерк» – тому доказательство. Но в «Оппенгеймере» режиссер переплюнул сам себя – трехчасовая биографическая драма о создателе атомной бомбы, возможно, не самый лучший, но точно самый масштабный его проект. И самый длинный: высидеть три часа в кинотеатре без перерыва - то еще испытание человеческого организма на прочность.

Впрочем, оно того стоит.

Увлекшись биографией Роберта Оппенгеймера (снят по книге «Американский Прометей: триумф и трагедия Дж. Роберта Оппенгеймера», авторы Кай Берд и Мартин Шервин), Нолан показывает историю об ответственности, расплате за свои необдуманные поступки и тщеславие, раскаяние, которое уже не имеет никакого смысла.

Взлет и падение отца атомной бомбы

Картина показывает нам часть жизни физика-теоретика, лишь отчасти заглядывая в его прошлое или будущее. Акцент сделан на трех центральных эпизодах из жизни Роберта Оппенгеймера: что привело его к созданию атомной бомбы, работе над «Манхэттенским проектом» и расследованию 1954 года, которое лишило ученого допуска к секретным исследованиям, а вместе с тем славы и частично научной карьеры.

Мы знакомимся с героем, когда слушание по обвинению его в государственной измене уже началось. Погружаемся вместе с ним в его студенческое прошлое в Европе, затем работа в университете Беркли, его увлечение коммунистическими идеями (что и вылезло ему боком), и любовница Джин Тетлок (Флоренс Пью), и будущая жена Китти (Эмили Блант) – обе были коммунистками. Впрочем, несмотря на интерес к коммунизму, Оппенгеймеру предлагают возглавить проект по ускоренному созданию атомной бомбы.

Все время, включая успешное испытание и применение атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки, Оппи предстает перед нами как энтузиаст своего дела, активный и веселый человек, бабник и жизнелюб. Правда, свое творение – атомную бомбу – он любит и ценит больше своих детей. И, конечно, понимает последствия ее применения. Но его чрезмерное тщеславие сильнее голоса разума и человечности.

Группа ученых пишет петицию президенту, чтобы тот не сбрасывал бомбу на Японию, ведь погибнет множество невинных людей. Но Оппенгеймер не только не подписывает петицию, но и говорит коллегам, что их дело – создать бомбу, а в политические дела они не вмешиваются.

"Успешное" применение ядерного оружия сделало физика национальным героем. Но вместо того, чтобы наслаждаться славой, он наконец осознает, что натворил. Смерть сотен тысяч людей, угроза уничтожения планеты – это его вина. И все намерения искупить эту вину окажутся тщетными.

Связи с коммунистами ему тоже не простили. ФБР, шпионившее за Оппенгеймером еще с 30-х годов, собрало против него весомое досье. Расследование, превратившееся в бюрократический допрос, ученый воспринял как необходимость мученичества и страдания за совершенное.

Бенефис Киллиана Мерфи и другие звезды

90% процентов экранного времени принадлежит Оппенгеймеру-Мерфи. До сих пор кинематограф не баловал ирландского актера главными ролями. Да, Киллиан Мерфи известен и узнаваем, но до «Оппенгеймера» выдающаяся главная роль у него была лишь в сериале «Острые козырьки». Это не первое сотрудничество актера с Кристофером Ноланом, но впервые в главной роли. Ответственность, с которой актер подошел к работе, впечатляет: за шесть месяцев подготовки перечитал множество книг о своем персонаже, общался с ученым – нобелевским лауреатом Кипом Торном, лично знавшим Оппенгеймера, сильно похудел для пущего сходства и даже изменил голос и походку.

Но так же, как Оппенгеймер не сам работал над созданием атомной бомбы, а в окружении других видных ученых – выдающуюся игру Мерфи поддерживает плеяда других первоклассных актеров. Впечатляет Мэтт Дэймон, который передает свой шарм генералу Лесли Гровсу, военному руководителю Манхэттенского проекта, рисуя его как добросовестного грубоватого служаку, но со своим обаянием.

Неповторимой и сильной можно назвать игру Роберта Дауни-младшего, воплотившего политика Льюиса Страуса, соперника Оппенгеймера за послевоенный контроль над использованием ядерного оружия, такой змеиной подлости от Железного человека мы точно не ожидали.

А еще больше паскудства и подлости сумел втиснуть буквально в две минуты экранного времени Гери Олдмэн в роли президента Трумэна.

Женские роли – то, за что часто критикуют Нолана. В его фильмах женщины – это не личности со своими характерами, а просто функция: красивая женщина, любимая, дочь. Для женских персонажей Нолан не заморачивается с важными и глубокими диалогами. Но в «Оппенгеймере» пришлось уступить. И если Джин Тетлок (Флоренс Пью), любовница выдающегося ученого, изображена лишь несколькими штрихами: красивая и привередливая коммунистка, сама не знающая, чего хочет, то жена Опенгеймера, Китти в исполнении Эмили Блант все-таки немного раскрыла женскую силу. Пусть немного алкоголичка, пусть немного нервная, совсем не заботливая мать, но Китти Оппенгеймер была незаурядной личностью. Так что Блант получила больше экранного времени и возможности раскрыть свою героиню. И она стала отличным партнером для Киллиана Мерфи: может вдохновить его, а может опустить на землю, заставляет его бороться и не опускать рук.

Это она, еще до безвозвратного решения применить бомбу, говорит Оппенгеймеру – «Ты согрешил и теперь хочешь сочувствия за последствия». И эти слова становятся пророческими.

Послевкусие

Картины Кристофера Нолана всегда заставляют зрителя задуматься о том, что они увидели. И еще долго мысленно перебирать фильм, листая научные пособия по физике или истории, чтобы время от времени «прозревать» - ага, вот о чем тот или иной кадр. После Оппенгеймера точно захочется еще раз пересмотреть и переосмыслить историю создания самого ужасного оружия, а также трагедию человека, который хотел стать Прометеем. Но, в отличие от Прометея, думал не о благе всего человечества, а о своих достижениях. И за это пришлось расплачиваться в течение всей жизни и даже после нее. Нолан, возможно, хочет вызвать у нас сочувствие к горько раскаивающемуся за свое решение человеку. Но (не знаю, как там зрители других стран) в украинских реалиях мы вряд ли будем сочувствовать главному герою. А вот желание узнать больше о реальных событиях, однозначно возникнет, хотя бы перечитать Википедию.

Oppenheimer

Студия: Universal

Страна: США, Великобритания

Жанр: драма, биография

Режиссер и автор сценария: Кристофер Нолан («Начало», «Дюнкерк», «Тенет», «Интерстеллар»).

В главных ролях: Киллиан Мерфи («Острые козырьки», «Начало»), Эмили Блант (дилогия «Тихое место», «Дьявол носит Prada»), Мэтт Дэймон («Аутсайдеры», «Одиннадцать друзей Оушена»), Роберт Дауни-мл. («Железный человек»), Флоренс Пью («Солнцестояние», «Черная вдова»).

Также снимались: Гэри Олдмэн, Джош Харнетт, Рами Малек, Кеннет Брана, Густав Скарсгард, Дэвид Дастмалчян, Джеймс Д'Арси, Джек Куэйд, Дэйн Де Гаан.

Продолжительность: 180 мин

В тему

«Барбигеймер»

На 21 июля были запланированы сразу две мировые премьеры самых ожидаемых фильмов года – фэнтезийная комедия «Барби» Греты Гервиг и драматический байопик «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. В обеих картинах – известные режиссеры, выдающиеся актеры, интересный сюжет, и в то же время они совершенно разные и жанрово, и по стилю – попробуй здесь решить, какой фильм выбрать первым!

Напряженную борьбу за то, кто больше перетянет на себя внимание зрителей, а также кто кому перебьет кассовые сборы, окрестили Барбигеймером. В сети появилось множество мемов по этому поводу, звезды-«Барби» хвастались в соцсетях билетами на «Оппенгеймера» - и наоборот.

Но в конце концов этот шум вызвал ожидаемое - внимание к обоим фильмам только возросло. А соответственно и продажа билетов.

Кстати, если вы не знали, стоит ли идти на «Барби», то KP.UA сделала для вас обзор. Спойлер – конечно, идти!