В конце июня киевлян шокировали новостью о том, что в Экспоцентре ВДНХ уничтожили мозаичное панно «Огнеборцы», посвященное спасателям, о чем сообщил киновед, защитник модернистского наследия Дмитрий Соловьев. После огласки в Государственной службе по чрезвычайным ситуациям и на ВДНХ пообещали обновить мозаику. Но пока они рассуждают, как это сделать, киевляне снова бьют тревогу.
Под угрозой уничтожения вот уже несколько лет находится другая уникальная мозаика – украинской художницы-монументалистки Елены Гнедаш, ученицы Татьяны Яблонской. В советское время красивая художественная композиция украшала столовую преуспевающего завода "Электронмаш", а сейчас пылится среди опустошения.
Можно ли спасти это художественное произведение и сохранить ему подобные, в чем ценность мозаичных произведений советской эпохи и сохранилась ли техника, которой владели тогдашние мастера, выясняла KP.UA.
Разбиты «Мечта» и «Полет»
Бывшее Киевское научно-производственное объединение "Электронмаш" слыло флагманом по производству электронно-вычислительной техники во всем Союзе. В государственной собственности независимой Украины завод оставался до 2021 года, но единственным источником прибыли к тому времени была сдача помещений в аренду.
Судьбой работ Елены Гнедаш на территории "Электронмаша" неравнодушные киевляне прониклись, когда стало известно, что после первой продажи предприятия кто-то разбил цветные витражи "Полет" и "Мечта", которыми художница украсила Дом культуры завода. Летом прошлого года на сайте президента появилась петиция дизайнера Анны Куц, где речь шла о необходимости сохранить мозаику и гипсовые панно в столовой бывшего завода, однако призыв не получил большой огласки и собрал только 666 голосов.
Когда стало известно, как безразлично и жестоко строительные молотки прошлись по мозаичным пожарным на ВДНХ, проблема стала очевидной. К этому времени завод уже третий раз пустили с молотка. Новый собственник, по неофициальной информации, собирается построить на месте промзоны новый жилой комплекс. К спасению произведений искусства присоединилась депутат Киевсовета Ксения Семенова.
Перенести в музейное пространство
- Имущественный комплекс "Электронмаша" купила компания, которая является бизнес-партнером моего коллеги Игоря Баленко. Поэтому я решила, что это хорошая возможность пообщаться с ним по поводу сохранения мозаики, - рассказывает Ксения KP.UA. – Игорь положительно воспринял идею и пообещал устроить встречу с новыми владельцами. То есть шансы есть.
Депутат видит два варианта сохранения мозаики.
– Когда будет разрабатываться проект застройки промзоны, в него можно интегрировать мозаику. К примеру, возвести не жилой дом, а бизнес-центр, который будет украшать эта композиция. Если застройщик не примет такое, мозаику нужно переносить в музейное пространство.
Вот только пространства такого пока не существует. Идея создания музея советского монументализма обсуждается давно, ВДНХ готова предоставить площади. Все зависит, говорит Ксения Семенова, от политической воли Министерства культуры, а воли той нет.
Недавно демонтированные памятники Чкалову и Ватутину были перенесены на задний двор Музея авиации в Жулянах. Цветное панно, никак не напоминающее коммунистическую пропаганду, а рассказывающее о красоте, любви и жажде жизни, грустно было бы видеть в таком месте.
Кто будет платить?
Но прежде чем думать, куда перенести творения из смальты, нужно решить, как это сделать. Большие размеры композиции исключают возможность легко вырезать ее из стены.
– Технологии есть. Мозаику нужно покрыть специальным раствором, чтобы она не осыпалась, и разрезать на фрагменты по линии наложения смальты, – говорит художница Анастасия Лелюк, одна из основательниц сообщества Monumental Soviet Art in Ukraine. – Есть специалисты, реставраторы, которые с радостью приступят к такому делу. Проблема в бюджете. Я не могу назвать точную цифру, но думаю, что нужно будет около миллиона гривен.
Анастасия не припоминает случая, когда на подобные работы деньги выделялись из городского бюджета.
– Как правило, платит владелец помещения. Когда мы реставрировали мозаики на столичном Центральном автовокзале, владелец согласился оплатить только материалы, основные работы выполнялись на волонтерских началах. Честно говоря, я даже удивилась, как много было желающих поучаствовать в них.
Над возобновлением мозаичных картин на Центральном автовокзале работали профессиональные реставраторы Даниил и Антон Гурины. В 2022 году под их руководством были законсервированы и отреставрированы панно и композиции в здании Речного вокзала. Эти работы оплатил новый вуз «Американ Юниверсити Киев», получивший сооружение в аренду.
Между тем искусствоведы утверждают, что все советские мозаики нуждаются в профессиональной реставрации.
Агитировали за образование, науку, спорт
– Стыдно признаться, но я не помню, как выглядел Речной или Центральный автовокзал во времена моей юности. Мы росли среди тех мозаик, но не считались с ними, как не учитываем привычные предметы интерьера. Сейчас помню, что мозаики были чуть ли не повсюду – на школах, в пионерских лагерях, на торцах общежитий, научных институтах, кинотеатрах, домах культуры, в кафе, на остановках транспорта... Только теперь, когда встал вопрос о возможном уничтожении и необходимости сохранения этих творений, я понимаю, что за каждым произведением был художник, живой человек с душой, - поделилась с KP.UA 63-летняя киевлянка Елена Згубич.
Настоящий взрыв мозаичного искусства при СССР произошел в 60-х годах прошлого века. Анастасия Лелюк объясняет это несколькими факторами:
- При Союзе у нас работали три мощных завода, которые массово производили смальту и плитку. То есть было доступное и дешевое сырье. Плюс началось модернистическое течение. В архитектуре убирали излишки сталинского ампира, дома возводились типичными, без украшений. Мозаика выполняла роль украшения и в то же время монументальной пропаганды.
Но пропаганда – это не только партия и вожди. Тематические панно прославляли трудовые и научные достижения, агитировали за образование, спорт, здоровый образ жизни. Мускулистые рабочие и пышногрудые крестьянки со снопами, будем справедливы, не несли негатива.
Каждое предприятие имело в своем бюджете средства на декоративно-прикладное оформление. Работы художников прилично оплачивались, поэтому возникали монументалистские школы, цеха и творческие направления. Даже выполняя идеологические заказы, украинские художники старались вкладывать в свои работы национальные мотивы и собственное видение мира, которое отчасти существенно отклонялось от линии партии.
Так, в 1970 году было уничтожено панно в кафе «Хрещатик» («Хрещатый Яр» на пересечении улиц Крещатик и Свердлова, сейчас Прорезная. – Ред.) авторства Бориса Плаксия. Изображенные на нем Иван Дзюба, Иван Драч и Василий Симоненко были в немилости у власти.
Не "коммунистический контент"
Сейчас только по частным коллекциям и исследованиям можно делать вывод о том, что дожило до наших дней, а что пропало. Мозаику сбивали при реконструкции домов, зарисовывали краской, закрывали утеплителями. Смальта и мозаичная плитка вышли из массового производства, в Украине остался один завод – в Лисичанске, которого тоже не стало. В моду вошли более простые в изготовлении муралы.
– Но технология мозаики не потеряна, творческие мастерские работают, – говорит Анастасия. – Один из моих друзей научился изготавливать смальту в муфтовой печи. У меня есть мечта, чтобы в Украине все это возродилось. Мозаика - очень древняя техника, древнее художественной живописи. Она теплее и долговечнее современных муралов.
Настоящее движение за сохранение памятников советского монументализма началось с 2014 года, когда над произведениями нависла угроза декоммунизации. С горячей руки началась волна уничтожения "коммунистического контента".
Если в Киеве мозаичные изображения Ленина и красноармейца в метро забили досками, то в Прилуках просто снесли бульдозером композицию художника Семена Кантура, которая была единственным артобъектом в городе. Не спросили, не предупредили ни искусствоведов, ни общественность, ни самого художника.
В Ровно недавно демонтировали мозаичную стелу с фигурами двух украинок в национальных костюмах. Все потому, что кому-то из местных властей одна из девушек показалась русской. В Макарове разрушили мозаику, чудом пережившую российские обстрелы во время осады Киева. Сейчас ее восстанавливают волонтеры.
- Такое сейчас происходит едва ли не каждую неделю, - констатирует Анастасия, - просто не все случаи получают огласку. – К сожалению, у нас нет традиции переосмысления истории для ее сохранения. Я понимаю, что это из-за того травматичного опыта, который пережила и переживает Украина. Но в этой борьбе должно воспитываться понимание, что разрушение – это не верный путь, и войну нельзя использовать как повод "снести все". Для того мы и защищаем сейчас свою землю, свою волю, чтобы становиться лучше.
Без статуса
Несмотря на все движения и сообщества, сплотившиеся вокруг сохранения советских артобъектов, не существует программы, которая бы поддерживала энтузиастов на государственном или местном уровне.
Даже в столице ни одно произведение признанных мастеров не имеет охранного статуса. Неужели кто-нибудь против, чтобы мозаики признали по крайней мере памятниками местного значения?
- Никто не против, - отвечает на наш вопрос депутат Киевсовета Ксения Семенова. – Я считаю, что Департамент охраны культурного наследия КГГА не выполняет свою работу. Там производят документы максимум на 3 – 4 объекта в год. При том, что в Киеве в охранном статусе нуждаются не только мозаики, но и многие исторические дома, которые сейчас просто сносят. По-моему, это похоже на саботаж.
По словам Ксении Семеновой, в ближайших планах - создание реестра монументальных объектов вместе с сообществом Ukrainian Modernism.
– Кроме мозаик, это будут барельефы, скульптуры. Будет решение, что такие объекты на зданиях коммунальной собственности нельзя трогать, что их можно только реставрировать. А вот о частной собственности говорить сложнее, – констатирует депутат.
Что касается частной собственности, то есть иллюстрация: на доме напротив Национальной оперы разрушается патриотическая мозаика "Украинская песня", созданная в 1967 году. В 2019-м средства на восстановление панно вызвался дать ФК "Шахтер", но владелец дома не дал согласия на работы.