Отмена коронавирусных ограничений в Украине с 1 июля прошла у нас незаметно – все и так давно сняли медицинские маски и перестали протирать антисептиком руки каждые полчаса. Никто не заставляет вакцинироваться и соблюдать карантин. Минздрав, правда, советует избегать больших скоплений людей и носить маску, но нам сейчас не до того. На фоне войны все пандемийные перипетии мы сейчас называем «старые добрые коронавирусные времена».
Сейчас все возвращается, но не в том виде, как раньше.
Как изменятся проверки
На днях Ощадбанк сообщил, что с 1 сентября возобновляет проведение физической идентификации пенсионеров и получателей социальной (адресной) помощи из числа внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), прекратившееся во время карантина. Владельцам электронных пенсионных удостоверений и ВПЛ снова надо лично проходить идентификацию в любом отделении Ощадбанка каждые 6 месяцев: с паспортом и удостоверением провести операцию на кассовом POS-терминале (например, снять деньги или посмотреть остаток средств на карте), что требует введения пин-кода. То есть зафиксировать себя на подконтрольной территории Украины.
При отсутствии такой идентификации Ощадбанк обещает приостанавливать расходные операции по карточным пенсионным счетам – до момента прояснения ситуации, тогда карта вернется к жизни на следующий день. Банк не блокирует и не останавливает начисление пенсий и соцвыплат – этим занимаются социальные ведомства, а вот остановить движение средств по карте ему по силам.
Украинским пенсионерам, и уж тем более ВПЛ, к постоянным проверкам не привыкать. В апреле этого года Пенсионный фонд Украины и Министерство финансов уже проверяли получателей социальных выплат, в том числе и пенсионеров. Точнее, начали проверять, сообщив, что процесс затянется на несколько лет, поскольку шерстятся все базы данных и реестры. Предлагается оставить без выплат тех, у кого есть ошибка в фамилии при оформлении документов, а также, если выплаты оформлялись не по всем правилам оформленных справок.
Кроме того, пенсии должны убрать тем, кто жил за границей, а также если кто-то не получал выплаты 6 месяцев (предполагается, что человек умер, но если вдруг объявится среди живых – то выплаты восстановят). Ну и если гражданин-переселенец поменял место жительства и не сообщил об этом, то тоже пенсии ему не видать.
А если вернулись?
Вообще, в Украине быть пенсионером-ВПЛ – похоже, просто наказание. За твою «огромную» пенсию в 8-10 тысяч гривен (210 долларов, или 195 евро, а у многих и того меньше) тебя будут проверять вдоль и поперек. Пока пенсионер-переселенец будет читать новости об очередном воровстве из госбюджета на сумму в миллиарды гривен, строгие программы учета будут искать информацию: жив ли, не выезжал ли, не покупал ли чего дороже 100 тысяч гривен, не имеет ли жилья на законной территории Украины, а вдруг есть открытый депозит? Срочно забрать у него эти 200 долларов, спасти госбюджет!
Но самое неприятное – это пенсионеры-переселенцы, вернувшиеся на прежнее место жительства, то бишь на неподконтрольные территории. Не потому, что жаждут упасть в объятия «русского мира», а только из-за того, что там есть своя крыша. Давно ведь не секрет, что помощь на проживание (2000 грн взрослому и 3000 грн ребенку до 18 лет) не покрывают и половины аренды жилья в некоторых регионах и уж явно не учитывают постоянный рост цен на продукты и товары первой необходимости.
Эти люди не смогут пройти физическую идентификацию, поскольку выехать из оккупированных регионов Украины сейчас практически невозможно. Либо настолько дорого, что делает весь процесс бессмысленным – через полгода его надо повторять, а затраты в 500-600 долларов за проезд туда-обратно никакими пенсиями не покроешь.
Враг получает шанс
То есть значительная часть украинских пенсионеров останется без законных выплат. Понятно, что Минфин и ПФУ отсекут от выплат умерших, которые не снимали пенсий со своих карт годами, но что делать с живыми, которые оказались в заложниках у россиян?
Ощадбанк, понятное дело, на этот вопрос не ответит: его дело - клиентов пересчитывать и идентифицировать. Остальные ведомства, вероятнее всего, напомнят, что переселенцами считаются только те, кто переселился из оккупации.
Но если нет возможности? Огромное желание переселиться – есть, а возможности – нет? Или кто-то серьезно заболел, оказался прикованным к постели, стал инвалидом… А военное положение, которое никто пока не отменял?
И вот тут на арену выходит Россия, которая вмиг начинает верещать о том, что Украина бросила своих стариков в ОРДЛО, в Запорожской и Херсонской областях. Не платит им пенсии и пособия, значит, не заинтересована, чтобы они выжили. А вот она, Россия, не даст им умереть – даст и пенсии, и пособия, только одну крохотную формальность надо будет сделать – в гражданство РФ вступить, но это сейчас быстро делается. И вперед, по всем каналам связи: Украина - плохая, Россия - хорошая. А как показывает жизнь, союзники у нас представительные и солидные, но… маленько жидковаты. Могут и дрогнуть.
Ряды всех ВПЛ серьезно проредят
Внутренне перемещенным лицам также закрутят гайки – это называется «сделать помощь ВПЛ более эффективной и сфокусировать ее на тех, кто больше всего в ней нуждается».
Поэтому 11 июля правительство приняло постановление, по которому уже получающим помощь ВПЛ выплаты продлеваются автоматически до конца января 2024 года, то есть на полгода. Начиная с 1 августа 2023 года новым получателям помощи она будет назначаться на срок в 6 месяцев. И с этого же момента прекращаются выплаты тем, кто:
- находится за границей больше 30 календарных дней подряд,
- фактически вернулся в покинутое место проживания,
- отбывают наказание в местах лишения свободы,
Также право на выплаты с 1 сентября теряют те, кто приобрел автомобиль младше 5 лет или имеет на депозитном банковском счете больше 100 тыс. грн, или купил валюты на эту же сумму. Касается правило и ВПЛ, у которых есть в собственности жилье на свободных территориях! И, кстати, уточнений в тексте постановления об этом жилье - можно ли жить в нем или нельзя после прилета ракет, даже если от жилья осталась груда кирпичей, - нет. Так что жилье вроде как есть, значит, и помощь на проживание не положена.
- Будет проведена верификация получателей выплат, по результатам которой определенная часть ВПЛ может прекратить получать выплаты, о чем им будет сообщено надлежащим образом (каким именно – не уточняется, возможно, узнаете, просто не получив денег. - Авт.). Остальным внутренним переселенцам выплаты будут продолжены автоматически, никаких дополнительных действий совершать не надо, - сообщили в Министерстве по вопросам реинтеграции оккупированных территорий.
И вроде бы все правильно, и вроде все, как надо, но… Почему-то не проходит ощущение, что государство старается оградить себя от своих же граждан, сбрасывая их, словно шелуху от семечек. Безусловно, есть надежда на корректировку этого процесса, но будем честны: за девять лет отношение к переселенцам и жителям оккупированных территорий лучше не стало. И это большая ошибка. А война ошибок не прощает, даже таких.