Несмотря на анонсированное перемещение боевиков «Вагнер» в Беларусь, этот процесс так до сих пор и не начался. Да и вряд ли массово начнется. Для этого есть несколько причин.
Во-первых, белорусскому диктатору Лукашенко не нужны тысячи вооруженных до зубов, но неконтролируемых наемников, которые по своему профессиональному уровню и опыту значительно превосходят белорусскую армию. А во-вторых, Белоруссия сегодня - это вотчина российской власти, с которой у Пригожина и его «вагнерами» окончательно испорчены отношения.
Поэтому сейчас для них сохранился один путь для ухода – проверенные «пастбища», на которых глава ЧВК Пригожин делал деньги - страны Африки. KP.UA разбиралась в этом вопросе.
«Вагнер» зарабатывает в Африке на нефти, уране, золоте и алмазах
Сейчас интересы Пригожина имеются в более чем 20 стран Черного континента. В каждой из них он пытается взять самый ценный ресурс. Например, север Африки – это нефть и золото, центр и юг континента – это алмазы.
Наемники с опытом военной службы в десанте или спецподразделениях помогали "банановым республикам" и местным диктаторам. Они прикрывают логистические маршруты или нефтеперерабатывающие заводы.
Аффилированные с Пригожиным люди консультируют влиятельные политические группировки в обмен на долю в добыче природных ресурсов, а наемники «Вагнера» предоставляют силовую поддержку и охраняют стратегические объекты.
США, Великобритания и Франция в ООН обвиняют ЧВК в дестабилизации Африки. Итальянская разведка в начале 2023 года говорила, что присутствие российских частных военных группировок в Северной и Западной Африке дестабилизирует регион, чтобы дополнительно стимулировать летнюю волну нелегальной миграции в Европу.
В 2017 году BBC сообщала об участии российских сотрудников нескольких российских ЧВК, включая «Вагнер», в гражданской войне в Судане на стороне правительства Омара Башира. А ведь Судан является третьим после Ганы и ЮАР добытчиком золота в Африке. В Судане ЧВК «Вагнер», согласно отчету Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), «переправляла ресурсы силам режима в обмен на привилегированный доступ к прибыльной добычи золота в стране». В 2018 году министерство горнодобывающей промышленности Судана передало свою долю в будущем золотодобывающем предприятии компании Meroe Gold дочерней компании «М-Инвест» Евгения Пригожина.
В 2020 году мониторинговая миссия комитета ООН по санкциям в отношении Ливии обнародовала доклад, согласно которому до 1200 наемников «Вагнера» поддерживали наступление на Триполи сил Ливийской национальной армии Халифы Хафтара против международного признанного правительства национального согласия. В докладе говорилось, что российские наемники действуют в Ливии в обмен на доступ к сырью, в первую очередь - к нефти.
Наемники ЧВК «Вагнер» с 2018 года находятся в Центральноафриканской Республике (ЦАР), обладающей значительными запасами алмазов, золота и урана, которые Пригожин также стремится взять под свой контроль. Влияние ЧВК "Вагнер" в ЦАР велико настолько, что российские наемники даже обеспечивают личную охрану президента страны Туадере. А в число его советников уже давно входит человек, имеющий тесные связи с главой ЧВК "Вагнер" Евгением Пригожиным.
В 2022 году ЧВК «Вагнер» содействовала военному перевороту в Буркина-Фасо, в результате чего к власти пришел командир спецназа «Кобра» Ибрагим Траоре. Тогда же руководство Буркина-Фасо предложило ЧВК «Вагнер» выгодный контракт на добычу полезных ископаемых в обмен на ее услуги.
Россия заинтересована в перемещении «вагнеровцев» в Африку
Министр иностранных дел Сергей Лавров 26 июня в интервью российским СМИ прокомментировал деятельность "вагнеровцев" в Африке: «ЧВК "Вагнер" хорошо работает в Мали и Центральноафриканской Республике». Он также подтвердил, что развертывание деятельности этого вооруженного формирования в регионе будет продолжаться.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков между тем заверил, что российские военные инструкторы продолжат работать в Центральноафриканской Республике, но не уточнил, имеют ли они отношение к ЧВК "Вагнер".
Газета The Wall Street Journal пишет о том, что Россия решила установить полный контроль над деятельностью "вагнеровцев" в Сирии, Мали и ЦАР. По данным издания, вскоре после завершения пригожинского мятежа заместитель главы МИД Сергей Вершинин даже вылетел в Дамаск, чтобы лично сообщить об этом президенту Сирии Башару Асаду.
Представители российского МИД позвонили и президенту Центральноафриканской Республики Фостену Арканжу Туадере, чтобы заверить его, что бунт главы ЧВК "Вагнер" не окажет никаких последствий на работу группировки в ЦАР. The Wall Street Journal также отмечает, что самолеты МЧС летали из Сирии в Мали и обратно, и делает предположение, что эта активность была связана с деятельностью "вагнеровцев" в Мали.
Более внимательное изучение деятельности ЧВК "Вагнер" в этих африканских государствах позволяет понять, почему для Кремля важно присутствие российских наемников на африканском континенте. Группировка сотрудничает с властями тех стран, где есть источники сырья, и контролирует их.
Для правительства Владимира Путина нет никаких сомнений в том, что это должно продолжаться, заключает бывший депутат парламента Центральноафриканской Республики Жан-Пьер Мара. "Ему нужно центральноафриканское золото, малийское золото, чтобы финансировать войну, поэтому очевидно, что ничего не изменится. Но будут ли это те же самые игроки? Мы не знаем", - цитирует его слова Deutsche Welle.
Мнение эксперта
Тарас Загородний, эксперт-международник:
- Лукашенко, конечно, не высокоморальная личность, но он не дурак. И понимает, что наличие в его стране 8-15 тысяч вооруженных до зубов боевиков – не в его интересах. Никто же не может гарантировать их следующий шаг. Поэтому массово они вряд ли появятся в Беларуси. Лукашенко вырастил верную себе гвардию в своей стране.
Поэтому у «вагнеров» сейчас два пути: либо инкорпорация в российскую армию, либо – на вольные хлеба в Африку. И скорее всего они выберут второе – потому что эта анархическая масса просто не способна влиться в регулярную армию и подчиняться ее законам. И главное – они наемники и привыкли воевать за деньги. Но какие деньги им может предложить Москва, которая даже своих контрактников не может обеспечить. А Африка – это живые деньги: алмазы, золото, нефть.