Музей военных трофеев в Гданьске продает экспонаты для помощи ВСУ

Организаторы музея не только помогают войскам, но и помогают полякам увидеть последствия войны в Украине своими глазами.

предоставлен Светланой Хачатрян

Недавно в Гданьске на базе благотворительного фонда «Фонд Gremi Personal» открылся уникальный музей. Его экспонаты - трофеи, собранные военными ВСУ во время боевых действий. Все их можно купить: каждый экспонат – это одновременно лот благотворительного аукциона.
О музее, его экспонатах, реакции польских СМИ и местных жителей на трофеи украинских военных KP.UA рассказала менеджер проектов фонда Светлана Хачатрян.

Музей начался с обломка "несбиваемого воздушного танка"

– Светлана, почему вы решили открыть музей? С чего все началось?

– Официально музей работает с 6 июня. В этот день мы пригласили польских журналистов по радио и телевидению. Были приятно удивлены огромным интересом к нашему музею. К слову, в день открытия было даже прямое включение. Такой интерес со стороны Польши к нам был одновременно неожиданным и приятным.
Пока не хочу называть наш музей грандиозным, потому что там около ста экспонатов. Но для личного музея он классный. Если сравнивать с музеем Второй мировой войны, который есть в Польше, то мы маленькие. Но мы быстро растем.
Наш фонд был основан при агентстве трудоустройства для украинцев в Польше и имеет два основных направления помощи.
С самого начала мы решили помогать ВСУ. То есть часть прибыли компании совет директоров направлял на помощь военным.
С начала полномасштабного вторжения два-три месяца мы возили родных наших работников, то есть занимались гуманитарной помощью. Параллельно стали помогать ВСУ. А потом сосредоточились именно на военных.

- Почему вы решили сосредоточиться именно на помощи ВСУ?

– Потому что в Европе есть такой момент – здесь очень осторожно относятся к помощи ВСУ, закупке прицелов, дронов: якобы это разжигает войну.
У нас другая позиция. Мы считаем так: чем больше оснащена наша армия – тем быстрее мы придем к победе – тем меньше помощи потребуется именно гражданским. Такую тенденцию мы держим все 15 месяцев.
Большую часть запросов мы реализуем именно для родных наших сотрудников, которых более 5000 по всей Польше. Если у нашей сотрудницы папа, муж или брат на фронте, мы ищем помощь ему.

Ежемесячно мы реализуем более 30-40 запросов. Знаем всех, кому помогли. Печатаем каждую фотографию, которую присылают военные. Их у нас уже сотни – в каждом офисе все стены завешены реальными фото ребят с фронта.
Где-то после трех-четырех месяцев после начала полномасштабного вторжения одна из бригад, которой мы помогали, звонит нам и говорит: слушайте, вы столько для нас сделали! У нас есть для вас очень значительный трофей. Мы такие: супер, а что? Оказалось, что наши ребята на востоке сбили российский вертолет Ка-25, который в армии РФ называют “танком в воздухе” и говорят, что это “несбиваемый вертолет”.
Говорили, что сбить их невозможно. Но украинская армия их не просто сбила – а сбила многое. А именно этот Ка-25 сбили еще и “Перуном”, изготовленным в Польше. Ребята добрались до тех обломков и решили сделать нам такой подарок. Конечно, мы не стали отказываться.
Заказали одну полочку, чтобы поставить обломок, весящий килограмм 20. Решили, что можем просить всех ребят присылать нам трофеи.
От этого вертолета началась история музея, и сейчас у нас есть уже более ста экспонатов. Кстати, все трофеи в музее можно приобрести. Все средства идут на помощь ВСУ.

– Что вы хотели рассказать местным с помощью вашего музея?

– В музее у нас представлена ​​русская часть и украинская. Но больше все-таки русских экспонатов. К нам приходит много поляков. Им интересно. Они приобщаются, смотрят.
С помощью этих экспонатов мы хотим показать, что, во-первых, война продолжается. И не по тем законам, которые были когда-то прописаны. Российская армия использует запретные кассетные мины. Также у нас есть обломок ракеты "Искандер". А если у нас есть от нее обломок, значит, она разорвалась где-то в Украине.
У нас есть такие экспонаты, которые доказывают, что то, что люди видят по телевизору, существует не только на экране.
Еще один мотив, который нам хочется передать - "вторая армия мира" совсем не вторая армия мира. И это не о том, что мы недооцениваем нашего противника. Нет, они делают много бед в нашей стране. Мы понимаем, что их много, они обладают силой, оружием и тому подобное. Но в то же время нам из разных уголков оккупированной и освобожденной Украины присылают разнообразную оснастку, медицинские вещи, форму, в которой были русские пленные или уже сбитые российские захватчики. И что мы видим? Все в плохом состоянии.

"Взаимодействовать с экспонатами "от россиян" люди готовы только в перчатках"

– А кто ваши посетители?

– Музей находится прямо в офисе, где мы работаем. Поэтому пока для гостей с улицы мы совершили один день посещений: работаем в усиленном режиме, особенно после Каховки и начала контрнаступления.
В планах – записать аудиогид и видеоэкскурсию, где за любой донат люди смогут посмотреть музей и узнать историю каждого экспоната. Все донаты пойдут на помощь ВСУ. Также у нас нет человека, который будет заниматься посетителями музея. Остановить работу фонда, чтобы рассказывать об экспонатах… Мы не можем себе этого позволить.
Гости, которые были у нас в прошлую пятницу, - это взрослые поляки 60+, которых здесь называют сеньорами. Но после учебного года начнется волна туризма в Гданьске – это город-порт на берегу моря, сюда приезжают отдыхать многие поляки. Ждем новой волны людей. Для них мы будем делать рекламу.

Украинцев у нас еще не было, потому что пятница – рабочий день. Мы планируем по субботам совершить открытые дни музея. Да и на украинскую аудиторию мы пока не пускали рекламу

– А что говорили посетители, которые у вас уже были?

– Для многих поляков проходит встреча с реальностью, которую они видели по телевизору.
В прошлый раз к нам приходили поляки, бывшие военные в отставке. Они рассказывали о своей истории, смотрели на то, что есть, рассказывали о взаимоотношениях польской армии с русскими. Такой интересный и неожиданный контингент.
Но русские экспонаты они смотрели только в перчатках. У нас лежат полиэтиленовые перчатки, как в супермаркете. Взаимодействовать с экспонатами "в русской части" люди были готовы только в перчатках.
Когда мы говорим, что любой экспонат можно приобрести, они отвечают: "Нет-нет, мы лучше задонатим просто так": дома это не хочется хранить.
Люди в шоке от того, как выглядит газета для русских солдат в 2022 году. От того, что на русских солдатах был ремень, носившийся еще в Советском Союзе в 50-х годах. От парашюта, сбрасывавшего запрещенные кассетные мины.

– А какие экспонаты у вас есть с украинской стороны?

– С украинской стороны у нас есть гильзы. Их охотно покупают, донатят, хранят у себя, держат в руках.

– Что еще присылают с фронта?

- Разная оснастка (россиян. - авт.) - камуфляжи, сумки, бронежилеты и т.д. В большинстве это очень некачественные вещи.

Например, с начала войны мы отправили на фронт более 20 000 единиц тактической медицины – очень хорошо на этом специализируемся. И когда нам с юга, востока и запорожского направления присылали трофейные аптечки, мы увидели, что в каждой аптечке русского солдата - жгут Эсмарха, и нет ничего другого.
Это говорит о том, насколько плевать властям в России на своих так называемых защитников, которых они повсюду пиарят и пропагандируют. На самом деле, о жизни своих военных они не беспокоятся. Цинизм зашкаливает.
Еще пример: у нас есть каска, кажется, с 1942 года. Она обгорела, на нее натянута очень некачественная камуфляжная ткань. В ней не дышит тело, очень некомфорно. И таких вещей очень много.
И третий пункт, который мы хотели представить, это то, как преуспевает в том числе пропаганда. Там есть газеты, на которые ты смотришь… Если бы вы увидели эти газеты, вы бы сказали: ну это из Советского Союза. Но там стоит дата: 2022 год. Такие газеты из деоккупированной Херсонской области были у каждого военного российского войска. И такие вещи поражают.

- А часто привозят к вам трофеи? Это не сложно? На границе пропускают?

– Довозить трофеи достаточно долго: нужно оформлять документы при пересечении границы, поэтому не все так быстро.

Не все экспонаты, которые собрали ребята, мы перевезли, но пополняется музей. Компания готова под него выделять большее помещение, и мы видим чрезвычайный интерес, которого не ожидали со стороны польских СМИ.

У нас нет оружия, нет взрывных или подобных вещей. Камуфляж провозится как одежда. На некоторые вещи мы делали специальные бумаги. Это нужно, чтобы доказать, например, что баллистика – это не оружие.
В Украине есть экспонаты, по которым мы только готовим бумаги. И это не скоро. Пока экспонаты находятся на территории Украины, занимаемся логистикой.

– Какие планы у музея на будущее? Вы планируете существовать до конца войны или и после?

– 100% музей будет существовать и до победы, и после победы. Пока будет работать фонд, будет и музей. Сейчас мы работаем на победу, а после победы будем работать на восстановление Украины. Думаю, музей будет иметь длительную историю.

- А чем еще занимается ваш фонд?

– Мы организовываем самые большие мероприятия в Польше для украинцев. Если не считать концерты, которые собирают тысячи людей, мы проводим фестивали "борща" в каждом большом городе.
Также у нас есть гастролирующие экспонаты, которые мы берем с собой. Это, как правило, тубусы от разнообразного оружия, выпущенного по врагам во время защиты Украины. Используем трофеи в виде фотозоны на мероприятиях, где желающие могут сфотографироваться за донат. Люди делают фото с этими тубусами за донаты. Таким образом, мы собрали более 15 000 злотых (более 136 тыс. грн. – Ред.) на 5 фестивалях.
За почти полтора года войны мы предоставили 40 миллионов гривен помощи ВСУ. Нас спрашивают: как это возможно? Вас работает только двое! Действительно, официально нас работает в фонде двое, но у нас есть целая армия волонтеров. 250 человек по всей Польше, в каждом большом городе.

Все, кто принимает участие в работе фонда, не имеют зарплаты, потому что это - работники компаний. Если нам необходим прицел и мы нашли его в Познани, всегда есть люди, которые поедут, возьмут и отправят его нам.

Центральный офис компании находится в Гданьске. Поэтому географически мы здесь, но сейчас гастролируем по всей Польше. Мы еще будем проводить фестиваль "борща" в Гданьске и в Лодзи. К нам приходит очень много людей. Больше собирает только концерт Вакарчука.

Какие лоты

Обломок ударного вертолета Ка-52. Приехал в Гданьск из Донбасса. Десантник 79-й ОДШБ получил команду сбить вражеский БПЛА "Орлан-10", но "случайно" сбил ударный вертолет Ка-52.
Стартовая цена лота – 30 тыс. злотых (265,5 тыс. грн). Сейчас это самый дорогой экспонат.

Из Бахмута в музей приехал кусок "Малыша". Этот ночной оптический прицел русского производства был найден разведчиками на позициях оккупантов после пятичасового боя.
Стартовая цена лота – 10 тыс. злотых (88,5 тыс. грн).

Еще один интересный экспонат-лот нашли на позициях ПВО оккупанта в Чернобаевке - газета "Красная Звезда" от 18 июля 2022 года. Накануне украинские военные уничтожили четыре российских склада с боеприпасами. Один как раз находился в Чернобаевке. В газете оккупантам рассказывают, что" Киевский режим коварен и бесчеловечен".
Стартовая цена лота – 1 тыс. злотых (8850 грн).

Есть в музее и котелок российского оккупанта. Интересен он прежде всего благодаря написанному на нем позывному. "Демон" - красноречивая точная характеристика. Лот был найден в поселке на Киевщине, где больше месяца жили и мародерили оккупанты. Внутри этого котелка находились какие-то амулеты, не похожие на христианские, а еще – магниты-сувениры: Бахчисарай, Ижевск, Удмуртия.
Стартовые цена – 500 злотых (4425 грн).

Офицерский тактический нож добрался во время рейда в глубокий тыл. Примечательно, что "элита" увешивается дешевыми китайскими ножами из AliExpress.

И что же это за "вторая армия" без жгута Эсмарха, использовавшегося во время мировой войны.

Среди экспонатов также советский шлем образца 1942 года. Он обгорел на погибшем россиянине. Очень показательно, что шлем обтянули новым тканевым чехлом и выдали очередному мобилизованному.

Кстати

Фонд Gremi Personal поддерживает борьбу за освобождение всех оккупированных украинских территорий. В настоящее время он выделил около 40 млн грн на оборудование для Вооруженных Сил Украины, передали на фронт около 50 систем Starlink, 13 автомобилей повышенной проходимости, дроны, антенны, рации, ноутбуки, метеосистемы, одежду, медикаменты и многое другое тактическое оборудование.

Музей военных трофеев находится в Гданьске по адресу ул. Wały Piastowskie 1/1416, 14-й этаж (между лифтами).

Вход бесплатный, но по предварительной регистрации.

Зарегистрироваться можно, написав сообщение на странице Gremi Personal в соцсетях.