Учитель года из Ровно: Из-за войны дети стали другими. Более серьезными

Лауреатом конкурса среди лучших учителей страны стал педагог-полковник Сергей Гапанчак.

armyinform.com.ua

Едва ли 59-летний Сергей Гапанчак из Ровно когда-то мечтал работать в школе. Почти три десятилетия своей жизни он посвятил армии.

Сначала хотел просто помочь

В образовательном заведении, где вместо вышколенных курсантов или солдат его встретила орава мальчишек и девчонок с задорным блеском в глазах, оказался почти что случайно. Последовал просьбе друга помочь знакомой - директору школы - и взять на себя предмет «Защита Украины», потому что вести его было совсем некому. Это было около 15 лет назад, но с тех пор, говорит учитель-полковник, он еще ни о чем не пожалел.

В этом году Сергей Гапанчак в третий раз принял участие в конкурсе «Учитель года» и стал его лауреатом.

- На конкурсе тебя оценивают как учителя в абсолюте, там довольно много испытаний, - делится с KP.UA Сергей Гапанчак. – Тестируют на профессиональное и методическое мастерство, знание предмета, основы педагогики и психологии. Также нужно провести урок и мастер-класс на тему, которая определяется по результатам жеребьевки, и не для своих учеников. Мне выпало проводить урок для учеников киевской гимназии.

Тема попалась новая – ее ввели только в прошлом году, и довольно сложная – кибербезопасность. На подготовку к студенческому мастер-классу школьному учителю отводится два часа – под прицелами камер, так что не спишешь. По итогам мастер-класса Сергей Гапанчак опередил коллег.

Сегодня учителей предмета «Защита Украины» готовят только в Николаеве. Раньше была возможность освоить это направление еще в Луцке и Виннице. Это – если вы гражданский. Преподавать предмет также могут офицеры запаса или в отставке или военнообязанные учителя с высшим образованием, служившие или нет.

Победа в конкурсе «Учитель года» позволяет вне очереди получить следующую учительскую категорию.

Сергей Гапанчак также воспользовался этой опцией – после своего первого успешного участия в конкурсе в 2016 году.

- Если занимаешь первые места, предусмотрены ежемесячные надбавки к зарплате, премии, наш город дает стипендии и одноразовые выплаты за победу, - продолжает учитель года. – Эти деньги – не лишние для молодых учителей. Меня таким к участию уже не мотивируешь.

«Мы идем не за премией»

Местные власти выплачивают вознаграждение учителю года в размере двух учительских окладов. От государства за первые места победителям положены выплаты в размере 8, 9 и 10 окладов. Это – с повышением с 2021 года.

- В США за победу в таком конкурсе положено 100 тысяч долларов, - рассказывает Сергей Гапанчак. – На подведении итогов конкурса сказали, что предусмотрены деньги в бюджете, но в связи понятно с чем премирования не будет. Не знаю, как будет – может, пошутили. В любом случае, мы-то идем не за премией.

В этом году среди победителей и лауреатов – только учителя физкультуры, основ здоровья, младших классов и «Защиты Украины». Каждый год соревнуются в разных категориях, которые повторяются каждые четыре-пять лет.

- Когда я пришел в школу, у меня был большой опыт работы – но с солдатами, а не с детьми, - вспоминает Сергей Борисович. – Пришлось понять, что школа – это не армия… Но, согласно документам, образец взаимоотношений у нас – как между военнослужащими. У нас не классы, а взводы, назначаются командиры, детям также рекомендована военная форма на уроках. На физкультуру же ходят в спортивной – так и здесь. Но это зависит от учебного заведения.

На этом предмете старшеклассникам с десятого класса преподают тактическую и огневую подготовку, военную топографию, основы самозащиты и гражданской защиты, физическую и строевую подготовку.

Девушки дают фору парням

Также изучают, как работает оружие массового уничтожения, и запоминают план действий и способы уберечься во время ракетной атаки.

- Это элементарные вещи, которые необходимо знать и, что самое главное, уметь делать, - объясняет Сергей Гапанчак. - Вот вам очень пригодились логарифмы в профессии журналиста? Нет, не пригодились и не пригодятся. А если ракетная атака - вы будете знать, как действовать. Это нужно для выживания. Этот предмет должен быть в заведениях всех типов.

По словам учителя, современные девушки дают фору парням по этому предмету. Во многом с ними легче работать.

- Это плохо. То есть раньше парни были более организованы, а сейчас на них надо больше времени тратить, - отмечает педагог. - Я говорю только о своем опыте. Вообще война - не женское дело, это однозначно, но у нас такие девушки и женщины, что даже танковыми взводами командуют.

Пока парни изучают строевую подготовку и стрельбу, их сверстницам преподают медицину и основы гражданской защиты. Но если старшеклассница хочет изучать военное ремесло – разрешают после письменного согласия родителей.

Современные школьники, по наблюдениям учителя-военного, отличаются от поколений тех лет, которые еще не знали войны.

- Этот постоянный фон на них отображается, они более серьезные, - вздыхает Сергей Борисович. - Эти все тревоги, сидение в бомбоубежищах не проходят зря. Если б вы были там с ними, особенно, с младшими или с пятыми-седьмыми классами, где их полтысячи сидит - и еще свет выключается… А если свет выключается, то и вентиляции нет. Дети становятся серьезнее, более организованными. Детское все равно пробивается… Дети есть дети. Но разница чувствуется очень сильно.

Секрет успеха: любить детей и любить учиться самому

Чтобы быть хорошим учителем, по мнению Сергея Гапанчака, нужно самому любить учиться.

- Не может учить тот, кто не любит учиться сам, - убежден Сергей Борисович. – А еще нужно очень любить детей – другого мотива здесь нет. Без этого на учительской ниве вообще никак. Настоящий учитель должен работать на будущее, а не с сегодня на завтра.

Молодые специалисты в школе появляются не так часто - не идут из-за низкого обеспечения. Ставка учителя высшей категории – около семи тысяч.

- Все держится на людях среднего и старшего возраста, - продолжает педагог. - Но у тех молодых, кто все-таки выбирает этот путь, я вижу характер. Они очень быстро делают карьеру. Они не хотят стоять на месте и идут вперед. Но – да, их мало.

Самым тяжелым в школьной работе Сергей Гапанчак считает не учебный процесс, а то, что за детьми и их увлечениями нужно постоянно поспевать. А ведь школьники меняются из года в год.

- Надо быть с ними «на одной волне», быть в тренде, - откровенничает учитель. – Это постоянная динамика. Прошлогодние методы мотивирования сегодня уже не подойдут. Учитель может отлично знать предмет и быть специалистом своего дела, но трудности заключаются еще и в воспитательном процессе.

Еще один минус школьной работы – бумаги.

- Хорошо, что есть уже электронные журналы, не нужно заполнять бумажные ведомости и нет обязательного утверждения планирования на бумаге, - продолжает Сергей Борисович. - Цифровизация – это огромный позитив. Но в школе остается много работы, которая мешает - не хватает времени подготовиться к урокам, организовать учебный и воспитательный процесс…

«Плохих» учеников, которых невозможно научить, по мнению педагога, нет. Но есть учителя, которые путают обучение с преподаванием.

- Учитель и преподаватель – это совершенно разные профессии, - объясняет Сергей Гапанчак. – У некоторых молодых учительниц в журнале – двойка на двойке или единицы. Старшие коллеги им советуют: «Ты посмотри, что у тебя написано, ты – учитель. А поступаешь, как преподаватель. Преподала материал - они не усвоили, ты пошла дальше, и двойки только ставишь. Задача учителя – научить».

И с этой задачей Сергей Борисович справляется на «отлично». Педагог поддерживает связь со своими выпускниками, многие из которых уже могут похвастать офицерскими званиями и орденами.