Фермер-рекордсмен из Херсонщины налаживает выращивание экзотической люфы под Киевом

Из-за оккупации семья Ждановых вынуждена была бросить свой бизнес по выращиванию экологических мочалок, стать переселенцами и начать все заново.

familyloofa.com

«У нас есть две новости. Одна не очень приятная, а другая приятная и позитивная. Не очень приятная новость заключается в том, что, к сожалению, в этом году мы не сможем вырастить люфу дома в Херсонской области. Часть Херсона все еще временно оккупирована. Приятная новость и позитивная – вы можете вырастить люфу на своих участках, получить доход и дать людям люфу, которую они так ждут. Для этого у нас есть все, что нужно», - такой пост появился на ФБ –странице некогда херсонского, а сейчас киевского предпринимателя Владимира Жданова.

Семья Ждановых из Херсона — одни из немногих фермеров, кто решил выращивать «экзотическую» люфу в Украине. Из этого растения, похожего на пористый большой кабачок, производят натуральные мочалки, кухонные губки и диски для умывания.
С 2019 года семья выращивала люфу в селе Каиры Херсонской области. Свою безвредную для окружающей среды продукцию фермеры начали продавать под торговой маркой Family Loofa. Бизнес потихоньку пошел, появились клиенты, первые успехи и достижения…
После полномасштабного вторжение и оккупации Херсона люфу пришлось поставить на паузу: семья была вынуждена покинуть родные места и переехать в более. На восстановление семейного дела нужно время. О пользе люфы, выезде из Херсона и попытках выращивать ее под Киевом KP.UA рассказал Владимир Жданов.

«Семейное дело началось с 50 «золотых» семян»

- Владимир, давно ли вы семьей занимаетесь люфой? Как с этим сейчас, учитывая то, что вы переехали из Херсона в Киев?

- Мы давно погружены в общественную деятельность. Одним из ее направлений было экологическое. Например, с 2011 года занимались красным калифорнийским червячком, который помогает утилизировать органические отходы — биогумус — организовывали различные акции.

В 2015 году впервые увидели такое прекрасное растение, как люфа. Она росла у друзей во дворе, в селе Любимовка Каховского района. Я спросил тогда: что это за интересное растение? Друг ответил: из него мы делаем мочалки.

Я решил, что делать такие мочалки как альтернативу синтетическим очень крутая идея. Мы взяли 50 семян. С 2015 до 2018 года у нас эти семена просто лежали: одно дело идея, другое  реализация.

В 2018 году попробовали высадить семена для себя. Посадили эти 50 семечек между кустами винограда: люфа — лиана, а значит, она плетется и ей нужны опоры. Из 50-ти семян взошло 25. Мы довели люфу до такого состояния, чтобы на растении появилась мочалочка.

То, что выросло, использовали сами и дарили друзьям. Поняли, что нам это очень нравится.

Со временем начали заниматься люфой уже не аматорски. У нас был небольшой участок на 1,5-2 сотки. Там мы успешно вырастили мочалочки, но не смогли в тот год реализовать их в полной мере. Несмотря на то, что цена была довольно демократичной, люди мало знали о люфе. Начали объяснять, что она может дать людям, природе, окружающей среде — и это сработало.

Люфа — не просто мочалка ради мочалки, а хорошая альтернатива мочалке синтетической. Она компостируется, служит дольше синтетических и полезна. Люди заинтересовались, начали пробовать — и снова возвращались к нам за люфой.

Так наше хобби переросло в небольшой семейный бизнес. Мы начали приглашать к нам людей на «день открытых дверей», сделали сайт, один проект помог нам с раскруткой, — и дело пошло. К нам приезжали журналисты и блогеры: это было что-то интересное и новое.

- Вы первыми стали выращивать люфу в Украине?

- Мы не первые, кто выращивает люфу в нашей стране, но, возможно, первые, у кого из выращивания люфы стал складываться небольшой семейный бизнес.

Позднее (декабрь, 2021 года – Ред.) стали рекордсменами Национального реестра рекордов Украины. В нем зафиксировано, что у нас — самый большой участок люфы в стране.

- Все начиналось с 2-3 рядов между виноградом, а до какого размера участка с люфой дошло?

- В 2019 году уже было 1,5-2 суток. Развились почти до 30 соток — 0,27 гектар. При этом мы не гнались за количеством люфы, а шли к своей цели шаг за шагом.

- Вам кто-то помогал выращивать люфу?

- Мы и родители занимались этим самостоятельно — и выращивали, и делали мочалки. Многие люди стали заказывать у нас люфу, и оно так плавненько шло...

- А потом началось полномасштабное вторжение...

- Когда началась война, история с люфой мгновенно остановилась. Херсон был оккупирован — уже никто ничего не мог ни отправить, ни принять. Да и было не до того.

Через 3 недели после того, как зашли оккупанты, мы выехали к родителям в село. Сперва там было чуть тише, но потом армия РФ зашла и туда: военные были в посадках, порой заходили в село. Тогда мы решали, высаживать люфу или нет: верили, скоро все закончится, жили такими надеждами.

Однако со временем становилось только сложнее: быстрого мира не наступало, ситуация усугублялась.

Кто-то из друзей выкладывал тогда фразу австрийского психотерапевта Виктора Франкла о том, что выживал в концлагерях: «Первыми сломались те, кто верил, что скоро все закончится. Потом – те, кто не верил, что это когда-то закончится. Выжили те, кто сфокусировался на своих делах, без ожиданий того, что ещё может случиться». Так я решил, что нужно концентрироваться на том, что мы делаем.
Поэтому мы высеяли люфу, хоть и вдвое меньше, чем планировали. Довели растения до того времени, когда за ними уже не нужно следить. А после собрали все вещи и выехали из оккупации.

«В Киев привезли семена, свои знания и желание развивать наше дело дальше»

- Как вы выезжали?

- Тогда уже можно было выехать только через Запорожье или Крым. Второй вариант мы не рассматривали. «Всего» 5 дней дороги — и вот мы в Киеве.

- А как же люфа?

- То, что мы высадили уже никто не собирал. Пропал и тот товар, который оставался у нас до войны. Но немного нам все же удалось вывезти из оккупации. Нас предупредили: если чего-то будет слишком много, оккупанты это выбросят или развернут вас обратно. Поэтому много мы не набирали. А то, что удалось вывезти — дарили друзьям в Киеве.

С собой взяли семена, свои знания и желание развивать семейное дело дальше.

- Удалось ли вам найти участок и посадить люфу в Киеве?

- По приезду мы приняли решение высадить люфу под Киевом, искали партнеров. Частично нам удалось это сделать, но не в той мере, как хотелось бы. После безуспешных попыток сконтактировали с Национальным университетом биоресурсов и природоиспользования, высадили экспериментальный участок под Киевом. Нужно учитывать, что здесь немного другой климат, нежели на юге Украины.
Поскольку я занимаюсь общественной деятельностью, у меня не хватает времени заниматься люфой. Да и не было такой поддержки, какая была дома. В Херсоне было проще: нужно полить растения? Родители польют. Пока у меня и семьи не хватает на люфу времени.
Кроме того, мы живем в Киеве, а наши участки находятся за Киевом — нужно время на дорогу. Из-за таких нюансов подбираем такой вариант сотрудничества, который бы устроил и нас, и людей. Надеемся, осенью подготовим специальный участок с партнерами уже не спеша: весной на толковую посадку не хватило времени.

- То есть пока непонятно, будет ли люфа в этом году?

- Мы высадили меньше сотки люфы: университету это интересно. Но на продажу в текущем году ничего вырасти не успеет.

- Значит, в Херсоне у вас уже наладился семейный бизнес, а на новом месте на это потребуется время.

- Да. В Херсоне многие интересовались люфой, заказывали ее. Начинается все с интереса. Чем больше людей узнают об этом, тем лучше. Второй шаг, когда люфа появляется на полках магазинов.
До появления нашей люфы на рынке можно было найти турецкую люфу — она на порядок дороже, но точно не лучше нашей. Люди также пользовались китайской. Но, после того, как мы начали заходить в магазины и общаться с экоактивистами, многие от нее стали отказываться и переходили на нашу.

- А что не так с китайской люфой?

- Она немного другая. Более жесткая, плохо впитывает влагу. Когда я взял ее в первый раз в руки, мне казалось, что она не натуральная. Потом я узнал, что ее обрабатывают каким-то специальным раствором. На вид она красивая, белая, но это не натуральный цвет.
Китайская люфа нам точно не конкурент. Турецкая и египетская действительно очень похожи на нашу, но стоят они дороже. Хотелось бы, чтобы люфа снова появилась в «Сільпо» и других магазинах, а со временем отправлялась на экспорт.

- Что для этого нужно?

- Менять формат работы. У нас было семейное дело (скорее все же дело, чем бизнес: мы общественные деятели, пока бизнесменами себя не считаем). Для бизнеса нужен другой уровень и подход.

- В какие города вы отправляли свою люфу?

- Во все города Украины. В областные центры точно. Во Львове и Днепре заказывали партиями побольше.

Плюс мы подготовили пособник, с помощью которого люди смогут сами выращивать люфу для себя и на продажу.

Меня спрашивают: а вы не боитесь конкуренции? Нет, не боюсь. Чем больше люфы, тем лучше. Тот, кто захочет заработать, будет искать что-то новое: из люфы можно делать не только мочалки. Тут важен полет фантазии и желание.

- А сколько стоила у вас люфа?

- По ценам, мочалка 30-40 см около 100 грн., побольше — 125, губка — 25 грн. Если сравнивать с турецкими, у них 10-12 см стоит 80 грн. Крошечные диски для лица — 59 грн и т. д.

Девушки брали люфу у нас, обрезали и сами делали диски для пилинга. Выходило намного экономнее.

- Я так понимаю, люфа хороша не только для окружающей среды, но и полезна для кожи?

- 100%. Перед тем, как мы начали реализовывать мочалки из люфы, использовали их для себя: любим баню и ходим туда с нашей люфой. Кожа после такой мочалки, особенно после бани, бархатная и приятная на ощупь.

- И для мытья посуды ее можно использовать...

- Конечно. Она пористая, хорошо очищает поверхности и не наносит повреждений тефлоновым поверхностям. Пользоваться ею можно как минимум месяц. А при грамотном использовании и дольше. Главное, не оставлять мочалку из люфы в воде. Вытрусил — поставил — она подсыхаем и снова принимает исходную форму.

- Наверное, ваши постоянные клиенты ждут, когда снова смогут у вас заказать товары из люфы.

- Да. Когда мы выезжали, написали об этом пост. Тут же начали спрашивать: а люфа есть? Мы говорили: извините, но пока нет.

- Пока люфы нет, но скоро появится.

- Дай Бог, дай Бог.

- Значит, вы сейчас не люфой занимаетесь, а где-то работаете.

- Да. Нужно жить, работать, снимать жилье и много чего еще. Занимаюсь, как и прежде, общественной деятельностью как проектный менеджер. Ездим в Херсон, помогаем людям. Поэтому люфа пока на паузе. Но это пауза с мыслями о ней.
Одно дело, когда у тебя есть время и определенный доход — тогда ты кидаешь свои ресурсы в это дело. Сейчас немного сложнее: нужно балансировать. Но все равно небольшими шагами мы вернемся к люфе.

- Вы из Херсона. Не осталось ли у вас там родственников или знакомых, которые пострадали от наводнения?

- Наши родные жили выше дамбы — от Каховки и выше в сторону Запорожья. Потому они, слава Богу, в порядке. Но вода отошла, поэтому там сейчас очень печальная картина. Недавно вернулся из Херсона — передавали помпы и генераторы. Также наши волонтеры помогают маломобильным людям в Херсоне вместе с военной администрацией.

Справка Коротко про

Люфа или мочалочная тыква — однолетнее травянистое растение из семейства тыквенных. Плоды растения используют для изготовления губок и мочалок. Их использование способствует удалению ороговевших частиц и хорошо массирует кожу.

Мочалка из люфы стимулирует кровообращение, очищает кожу, помогает в борьбе с целлюлитом и растяжками.

Срок службы мочалки из люфы не ограничен. Ее можно менять по своим ощущениям, когда жесткость мочалки станет недостаточной.

Кроме того, люфу можно есть. Ее употребляют в пищу в сыром и обжаренном виде. Также едят листья, побеги, бутоны и цветки.