Селекционер ирисов из Одесской области: Хочу, чтобы мир узнал про украинские сорта

За 10 лет увлечения Юлия Михлюченко собрала у себя 350 сортов и вывела несколько своих.

личный архив Юлии Михлюченко

Юлия Михлюченко из села Овидиополь в Одесской области около десяти лет выращивает ирисы. За этот период девушка собрала около 350 сортов, среди которых есть коллекционные виды.

Несколько лет тому назад Юлия начала выводить новые сорта самостоятельно. Весной один из ее сеянцев – шестифоловый ирис плоской формы – был представлен на Всеукраинской выставке бородковых ирисов в Национальном ботаническом саду в Киеве. Он получил почетное отличие «Лучший сеянец отечественной селекции».

KP.UA пообщалась с Юлией и узнала, как ухаживать за ирисами и выращивать новые сорта цветов.

На 6-7 сотках уместилось более 1000 кустов

– Юлия, как давно вы занимаетесь цветами? С чего все началось?

– Началось около 10 лет назад. В детстве я не обращала внимания на цветы. А потом вышла замуж, переехала и увидела у соседки ирисы. Ходила, смотрела на цветы, и мне это так понравилось! Сначала купила 2-3 штучки, а потом с каждым годом моя коллекция становилась все больше. Цветы у меня сейчас растут разные, но ирисы попали в самое сердце.

- Интересно, хватает ли места для каких-нибудь других растений, того же картофеля, например?

– Катастрофически не хватает: коллекция с каждым годом пополняется, ирисы разрастаются, плюс я начала заниматься селекцией, выводить свои сорта ирисов, которые планирую в будущем зарегистрировать.

Также у меня растут другие цветы. Мы немного перенесли нашу грядку, уменьшили площадь картофеля, но там еще и другие овощи...

– А когда вы занялись селекцией – как-то изучали этот вопрос? Наверное, это сложно?

– На самом деле опылять ирисы совсем несложно. Берется материнский цветок и, так скажем, «отец» - и производится опыление. С одного цветка берется тычинка и в определенное место другого цветка мы сыплем пыльцу с него, а на материнском цветке обрываем стандарты и фолы для удобства.

Опыление лучше делать утром, во время сухой погоды, чтобы цветок был свежим и только распустился. После этого подписываем, кто у нас мама, кто папа – и наблюдаем.

– А когда же появляется новый цветок? Как вообще происходит процесс?

– Дальше завязывается коробочка, но это происходит не всегда. В этой коробочке созревают семена, которые в конце июля - начале августа мы высеем в землю.
На следующий год семена прорастают. Затем мы рассаживаем эти маленькие побеги. В следующем году снова наблюдаем. И только на третий год, а иногда и четвертый, они зацветают.

Из этих сеянцев у меня получилось около 10 кустов – ирисы плоской формы. У них нет верхних стандартов. Есть только фолы – это нижние лепестки. Вышли фоловые ирисы. Их вывести очень сложно. Но, как говорится, новичкам везет. Мне, вероятно, повезло: с первой попытки так вышло.

В Украине зарегистрировано только два таких ириса, и то один я никогда не видела. Один сорт – COSMIC LULLABY (ЧЕРНОГУЗ*18), а второй сорт я не знаю названия. Надеюсь, что через пару лет я свои зарегистрирую, и эти сеянцы будут иметь свое имя.

Бывает, что цветы не дотягивают до эталона. Например, цветок неправильной формы или что-то еще с ним не так.

– А какого цвета получились ваши «первенцы»?

– В моих ирисах преобладает голубой, сиреневый цвет, темно-темно синий. Цветок – 23 см с массивной тарелочкой.

– Название уже придумали?

– Если все будет хорошо, хочется, чтобы мой ирис ассоциировался с Черным морем. Возможно, Глубина Черного моря или что-нибудь в этом духе.

- Много времени занимает уход за растениями?

– Когда их было 5-10, это было несложно. Но теперь, когда у меня растет около 350 сортов плюс мои сеянцы, а это более 1000 кустов, в таком масштабе тяжеловато. Если идешь копать, то это либо на несколько дней, либо с утра до вечера. Это касается обработки и посадки цветов.

– Более 1000 кустов размещаются на небольшом огороде?

– Да, а еще там картофель, помидоры, морковь.

– На шести сотках?

– Да, но огород больше 7 соток. На 6 сотках у меня растет основная часть ирисов. Еще есть участки с элейниками, пионами, но их гораздо меньше.

– А что с этими цветами происходит зимой?

- Зимой они не нуждаются в особом уходе. Это не георгина, которую нужно выкопать и отнести в подвал.

Другое дело весной. Нужно систематически делать обработку, следить за тем, чтобы цветы не атаковала ирисовая муха, чтобы не появлялось пятнистостей на листьях.

Но это все равно несложно: мы возделываем деревья, другие цветы, делаем некую профилактику с кустами смородины, малины. Все то же самое, те же препараты, только брызнете еще и на цветы. Это несложно, особенно если у вас не такая плантация, как у меня.

А осенью, когда листья начинают желтеть, надо срезать две трети цветка - и все. Ирисы – прекрасные цветы.

– Ирисы могут расти в квартире?

– Нет, эти цветы растут только в саду. Кстати, в букеты ирисы не собирают, в отличие от пионов.

«Я не бизнесмен, а коллекционер»

– Вы часто пополняете свою коллекцию ирисов?

– Да. Каждый год покупаю новые сорта, которые мне нравятся. Новинки коллеги привозят из-за границы, они дорогие. За границей новинка может стоить и 75 долларов. Я заказываю новинки здесь в Украине, чтобы пополнить коллекцию. Тем более, что ирисы быстро разрастаются. Их нужно рассаживать, но для этого нужно место. Потому остатки я продаю и покупаю новые цветы.

- Многие ли покупают у вас ирисы? Откуда они?

– Заказывают их по всей Украине. Одна женщина уже несколько лет приезжает ко мне из Молдовы с подругой. В этом году тоже ее жду. Также мои цветы есть в Швеции.

– Можно ли сказать, что ирисы стали для вас бизнесом и на нем можно зарабатывать?

– Для меня это прежде всего хобби. Летом для семьи мои ирисы – это поддержка: я сейчас не работаю. В теплое время года это неплохое подспорье. Но я не могу назвать это бизнесом, а себя считаю коллекционером. Да, мне это приносит какой-то доход, но эти деньги я снова трачу на цветы. В первую очередь я коллекционер и продаю излишки, чтобы пополнять свою коллекцию.

- Вы говорите, что ваши цветы есть в Швеции и Молдове. А в какие города Украины они отправились?

– Наверное, нет такой области, чтобы я туда не отправляла цветы. Разве что в Крыму нет моих цветов. Я веду свою страницу в Facebook и два года тому назад начала вести TikТок. Там есть бесплатная площадка, оттуда обо мне узнают.

– А сколько стоят ваши ирисы?

– В этом году от 35 до 800 грн.

Те, которые сейчас продаю по 800 грн, покупала еще дороже. Цены падают ежегодно в зависимости от сорта. В целом, у нас, у коллекционеров в Украине, примерно одинаковые цены на цветы.

Цветы продаются лопатками. Каждый сорт я подписываю, подрезаю, а перед отправкой цветы промываю: приятно получить посылку и не видеть там землю. Да и безопаснее – это земля, а в земле есть много всего.

Кроме того, отправляю цветы по всей Украине. В каждом регионе есть свои жучки-паучки, семена травы. В Одесской области одна трава, которой нет где-то в Черниговской области. Человек у себя посадит неочищенный цветок - и у него может появиться какой-то сорняк, которого раньше не было. Зачем? Поэтому цветы я мою, просушиваю, и только после этого упаковываем ирисы без влаги и отправляем «Новой почтой» или «Укрпочтой».

– Недавно у вас была выставка ирисов, расскажите о ней.

– После того как у меня открылись ирисы с плоской формой, мне предложили принять участие в киевской выставке. Ее организовывали члены украинского союза ирисоводов. Я решила рискнуть: из Одесчины на поезде везти цветы, занимающие много места, непросто. Я их упаковала, привезла на выставку и стала участником «Украинского союза ирисов».

Выставка продлилась три дня. Все посетители ботанического сада, у которых была возможность и желание, заходили в шестой корпус и наблюдали за нашими цветами.

- Не страдают ли цветы во время войны?

- Я живу неподалеку от Одессы, и в нашем районе бахает. Зимой и прилетало поблизости. Цветы могут страдать от моего эмоционального состояния: они живы. А физически, слава Богу, им не доставалось.

– Какой у вас самый любимый сорт?

– Ох, их много. Они все восхитительны, сложно выбрать любимцев. Могу назвать Kiss the Princess, Mixed Signals Gathering, Gold Fiasco, FOOLISH DREAMER.

- Помогает ли вам семья ухаживать за цветами?

– Очень помогает. Дети помогают опылять цветы. Самый первый цветок, расцветший, фиолетовый с зубчиками, - опылял мой сын. Тогда ему было 7-8 лет. Поэтому этот сеянец я называю Кирюша, так он у меня и подписан.

- О чем вы мечтаете?

– Мне хотелось, чтобы мои сеянцы получили имена, а я довела свое дело до конца. Для этого требуется не один год наблюдения. Цветов плоской формы не очень много, стандартной формы - тысячи.

И было бы здорово, если бы у них было свое имя, а в мире узнали, что этот сорт выведен в Украине. Мы знаем американских селекционеров, австралийских... Хочу, чтобы тоже знали о нас, украинцах.