Томатная долина на Закарпатье: Из-за отсутствия херсонских наши помидоры забирают подчистую

Фермеры очень сочувствуют херсонским коллегам, говорят, они им не конкуренты - а теперь приходится перекрывать дефицит.

barra.com.ua

Если бы существовал томатный рай, то определенно он был бы в селе Боржавском на Закарпатье. Если выйти на один из холмов в округе – перед глазами раскинутся гектары пленки, под которой в теплицах созревают помидоры. Круглобокие и с носиком, они каждый день тоннами отправляются отсюда на украинские рынки.

Для местного рынка помидоров нет

Раньше фермеры в Боржавском, а помидорами здесь занимается каждый дом, работали, в основном, для потребителя на западе Украины. Основные поставки шли на Волынь, Львовщину и другие соседние области, иногда везли в Киев. Сейчас из-за потери херсонских помидоров вследствие подрыва Каховской ГЭС скупщики «с руками отрывают» закарпатские томаты у фермеров – ни один захудалый томат не остается лежать на второй день после сбора!

Хоть раньше дальше столицы из Боржавского помидоры не везли – здесь сорта вкусные, но мягкие, а потому не очень подходящие для долгой транспортировки. Но на днях в окрестностях уже заметили фуру с днепропетровскими номерами. Она, говорят, приезжала за капустой в соседнее село, но вполне вероятно, что вскоре за помидорами приедут и гости из городов, где раньше потребности рынка закрывал Херсон.

- У нас помидор вкусный, его легко узнать по круглой, немного похожей на конус форме с носиком, - рассказывает KP.UA местный фермер Иван Тернынко. – Когда появляются наши томаты – поставки из Турции или Испании, уж не знаю, откуда везут эти помидоры, которые сохраняются по два месяца, прекращаются – нет спроса. Но наш помидор долго не лежит.

С херсонскими томатами, уверяют фермеры, закарпатские никогда не соперничали, хоть те и сбивали спрос в конце июля и в августе. Тогда как раз созревает сорт «сливка», который хозяйки берут на консервацию, – его в большом количестве выращивали в Херсоне.

- Но все равно и наш продолжали покупать, так что конкуренции за рынок у нас не было, - отмечает Иван Тернынко. – Херсон очень жаль… По правде, на наш помидор такой большой спрос сейчас пошел потому, что херсонских нет. Там беда… А у нас все помидоры подчистую забирают – ни одного не остается. В прошлые годы, бывало, лежали, тяжело было продать – потому и цена падала. Сейчас цена высокая – и держится.

Раньше фермеры сами грузили помидоры и отвозили их кто на оптовый рынок в Мукачево, кто – во Львов и другие области. Теперь же грузовики с соседних областей забирают весь собранный за день урожай в самом селе. Это – две-две с половиной тонны в день.

Закарпатские помидоры даже в самом Закарпатье сегодня найти трудно – в Мукачево на оптовом рынке ни одного ящика! Иван Тернынко подтверждает – на днях звонил на рынок, ответили: «Вообще нет томатов из Боржавского».

Выращивают с 1960-х годов

В Боржавском нет ни одной семьи, которая бы занималась чем-то другим, а не помидорами. Здесь даже не сажают капусту и свеклу – разве что для себя. Все труды уходят на помидоры – этот продукт востребован круглый год. Это то ремесло, которому были научены еще бабушки-дедушки современных фермеров. Ведь всем известно, что вырастить томат – дело непростое, просто так расти, как кабачок, он не будет.

- Здесь еще при Советском Союзе при колхозе работала овощная бригада, которая занималась выращиванием помидоров, капусты, перца, - вспоминает, как начиналось томатное дело в селе, Иван Тернынко. - Когда распались колхозы, люди остались без работы и начали самостоятельно на огородиках выращивать помидоры – сначала на своих участках, а потом получили паи. Все сами, без какой-либо помощи, понемногу выкарабкивались из безработицы и безденежья. Ведь нужно жить дальше.

52-летний Иван Тернынко работает в томатном бизнесе с 1994 года. Его дети уже тоже привлечены к делу.

- Работа очень тяжелая, но помидоры у нас вкусные, - продолжает наш собеседник. - Помидор еще называют яблоком любви (так попавший к нам из Испании и Португалии овощ прозвали французы за окраску и напоминающую сердце форму. – Авт. ). Наши люди и в других селах ищут себе землю под помидоры - кто-то покупает, кто-то арендует. 

Помидорами в Боржавском занимаются с 1960-х годов. В Боржавском, где около тысячи дворов и примерно три тысячи жителей, в теплицах и на полях работает каждый. Буквально – и стар и млад. Заставлять и мотивировать здешних детей к работе не надо – они с детства видят, как впахивают взрослые, и, повзрослев, начинают помогать.

Собирают только на рассвете

Фермеры в Боржавском просыпаются ни свет ни заря. Сразу - в поле. Томат надо собирать на рассвете – в девять-десять утра поздно.

- В это время уже стоит жара, а когда тепло - собирать помидоры нельзя. Тогда они станут слишком мягкими, а надо же еще до прилавка довезти, - делится тонкостями Иван Тернынко.

От зари до зари селяне в теплицах. С помидоров, говорят фермеры, с момента высева семян нельзя глаз спускать. Сезон начинается сразу после Нового года, когда высевают рассаду. 

- Дальше надо следить, чтобы не дуло холодом, не перегрело солнце, поливать, удобрять, смотреть, чтобы не завелись вредители или мыши в поле, - объясняют фермеры. – Сами по себе они не вырастут. Удобряем органикой, на которой помидоры отлично растут.

Каждый фермер сажает от 20 тысяч кустов – это вам не три кустика на подоконнике! И это самое меньшее, чтобы было на что прожить зиму.

Мужчин не хватает

Увидеть здесь днем праздного человека – немыслимое дело. Мужики, собирающиеся у пивного ларька по вечерам, отсутствуют как класс. Работа – с утра и до позднего вечера.

- С мужчинами вообще проблема – работников катастрофически не хватает, - вздыхают в Боржавском. – На заработки с других областей к нам не едут. Переселенцев, которые были бы заинтересованы в такой работе, тоже нет. Были из Харьковской области, но уехали, как только ее освободили. Каждый возвращается в свое гнездо, как ласточки.

Часть фермеров плюнули на помидоры после паводка в 2019 году – и уехали на заработки. Тогда вода снесла теплицы и утопила весь урожай. Все это – деньги, и немалые. Только конструкция и пленка для одной теплицы в то время обходилась в тысячу долларов, а если с посевным материалом, торфом, поливом, удобрениями – в несколько тысяч.

Дешеветь пока не будут - половина урожая пропала

Землю после паводка фермеры также завозили за свой счет – плодородный слой вода смыла.

- Тогда нам ничего не компенсировали, - вспоминает Иван Тернынко. – Я не уезжал, а осенью пошли такие томаты - залюбуешься! Их было очень много, пришлось цену снижать. Те, кто уехал, все вернулись – и дальше работают.   

Паводки – это одна из главных бед для закарпатских фермеров. Но иногда, бывает, вода идет на пользу – только если не сильно подтопит и сразу сойдет, как в прошлом году. Тогда на Закарпатье был небольшой паводок - после него, говорят в селе, помидоры удались на славу.

- Но нам про потопы грех говорить: посмотришь на Херсон - там беда страшная, - вздыхает Иван Тернынко.

Сильные ветры, которые посещают Закарпатье, также не способствуют хорошему урожаю. Да и вообще, признается фермер, эта весна очень неблагоприятна для помидоров – холодная.

- И холодные ночи стоят с туманами, а у помидора враг №1 - это туман, - подчеркивает наш собеседник. - Он не выдерживает, и на томатах появляется плесень, как на хлебе. В этом сезоне очень много испортилось из-за погодных условий – погибла половина урожая, а может, и больше. Поэтому томаты сейчас такие дорогие. Так-то уже были бы дешевле. 

Закупочная цена 19 июня в Боржавском составляла 60 гривен. Какой будет завтра – сложно предугадать, зависит, сколько соберут томатов. Каждый день - это разные цифры.

- Цена формируется от спроса и предложения - если помидоров меньше, то цена выше, если много - цена падает, - говорят фермеры. - Таков закон рынка.

Собрать помидоры жители Боржавского спешат до праздника Покрова, когда начинаются первые морозы. Осенние томаты дозревают уже на складах. Хотя морозов, отмечают фермеры, они как раз не боятся. После сбора последнего урожая – подготовка земли к посеву. Так что работы хватает круглый год.