Студентка из Новой Каховки отказалась от учебы в США ради чистого Днепра

Свой проект 18-летняя Виктория Панченко начала разрабатывать еще в седьмом классе, а сейчас работает над его реализацией в Украине.

Личный архив Виктории Панченко

Личный архив Виктории Панченко

Изобретение по очищению Днепра нынешняя студентка Национального университета биоресурсов и природопользования из Новой Каховки Виктория Панченко задумала еще задолго до подрыва Каховской ГЭС. 

Самый большой страх стал реальностью

Конечно, цели тогда были совсем другими - предвидеть катастрофу она не могла. Хотя мысли о ней были. Вика признается - кошмары о том, что дамбу сносят и речным цунами затапливает Новую Каховку и другие населенные пункты вниз по реке, регулярно навещали местных жителей. Эта угроза довлела над ними с 2014 года, разговоры о ней не утихали, а в школах детям даже объясняли план действий «на всякий случай» и последствия взрыва на ГЭС.

- К сожалению, оба наших самых больших страха - полномасштабная война и подрыв Каховской ГЭС - стали реальностью, - вздыхает в разговоре с KP.UA Виктория Панченко.

Правда, все пошло не по тому сценарию, о котором рассказывали в школе, – для Новой Каховки затопление было меньшим, чем прогнозировалось. Большая часть воды ушла в другие населенные пункты дальше по руслу.

Биологический фильтр

Днепр в Новой Каховке каждый год досаждал местным - река зеленела из-за цветения, неприятный запах от воды шел по всей округе. Имея в двух шагах самую длинную реку в стране (и четвертую в Европе), местные, чтобы искупаться или покататься на байдарках, были вынуждены ездить за город – на плавни. Здесь их встречала кристально чистая вода. Это и сбивало с толку Викторию и ее старшую сестру Веронику – плавни-то на той же реке.

- Вода, по идее, должна быть везде одинаковая, но почему-то в основном русле она очень сильно загрязнена, а в плавнях – прозрачная, - задумалась тогда еще семиклассница Вика.

Сестры начали изучать вопрос и вскоре нашли на него ответ. Оказывается, что некоторые группы растений могут удалять из воды загрязнения – это явление называется фиторемедиация.

Виктория и Вероника выяснили: с загрязнителями в воде успешно борются высшие водные растения, в том числе хорошо всем знакомый камыш. Он в изобилии встречается в плавнях. Его девочки и решили использовать в качестве биологического фильтра на воде.

«Камышовая» конструкция для очищения воды выглядит как понтон, в который высаживается камыш. Сам «фильтр» обойдется бесплатно – камыша на речке достаточно. Вложения потребуются только на материалы для изготовления понтона.

- Изначально мы ставили своей целью привести Днепр в нормальное состояние, избавиться от цветения воды, - отмечает Виктория Панченко. – Сейчас для очищения реки понадобится больше времени…

Испытания юные изобретательницы проводили на притоке речки Ингулец – разместили там маленький понтон размером метр на метр. Лабораторный анализ воды подтвердил – все показатели после очищения растениями гораздо улучшились.

С помощью такого небольшого понтона в период хорошего развития растений в конце лета и в начале осени можно очистить от трех кубометров воды в день.

Из оккупации выезжали с флагом Украины

Виктория с родителями и сестрой покинула оккупированную Новую Каховку больше года назад. Выезжали на 44-й день оккупации с той же мыслью, что и многие другие – это лишь небольшая поездка на пару недель. А теперь семья не понимает, есть ли им еще куда возвращаться – половина их многоэтажки вся в дырах от попаданий снарядов, соседняя квартира выгорела дотла... Да и Новая Каховка под оккупацией.

- Самое болезненное - человеческие потери, больно читать городские чаты о том, как в соседних поселках не могут эвакуировать людей, россияне стреляют по всем волонтерам и неравнодушным, которые хотят спасти других, - вздыхает Вика. - Тяжело было смотреть в первые дни, как Новая Каховка потихоньку идет под воду… На тот момент затопило городской парк, зоопарк, летний кинотеатр, пляж, стадион… Наблюдала, как места, где я проводила все свое детство, просто идут под воду…

Вода в Новой Каховке уже отошла. Затопленной все еще остается дача бабушки и дедушки Виктории в селе Кардашинка - между городами Олешки и Голая Пристань.

Сейчас ее семья в Германии. Сначала жили у знакомых, теперь снимают жилье у соседей-немцев. Отца также выпустили за границу – он не подлежит мобилизации из-за состояния здоровья.

- С нами маленький флажок Украины, который папа вывез под ковриком в машине, - улыбается Виктория. – О нем он знал один, семье, чтобы не пугать, не говорил. Это было рискованно – за любую украинскую символику на блокпостах расстреливали. Его папа вытащил уже, когда увидели украинских военных.

Сейчас Виктория продолжает совершенствовать свой проект с командой из Малой академии наук.

Украина может предложить мне больше, чем США

С проектом по очистке рек Виктория Панченко победила на Всемирной олимпиаде гениев в США и получила грант в размере 15 000 долларов на обучение в Рочестерском технологическом институте. Это частный исследовательский университет в Нью-Йорке. Но решила учиться в Украине.

- Украина может предложить мне больше, чем США, - объясняет свой выбор Виктория. - В Америке мне бы пришлось начинать этот путь заново, даже если бы я продолжила работать с этим же проектом. Едва ли бы там кто-то заинтересовался этим, а в Украине мне уже предлагают помощь в его реализации. Здесь больше возможностей, чем те, что я могла бы получить в США.

Связывать свое будущее с решением проблем загрязнения рек Виктория не планирует. Она получает специальность по направлению «Общественное здоровье» - изучает нутрициологию, науку о питании. Ее будущее связано уже с этой сферой. Но пока все ее силы и время уходят на то, чтобы довести до реализации и внедрения в Украине проект по очищению воды в реках.

К разговорам о восстановлении Каховской ГЭС студентка относится настороженно – ведь тогда придется снова затапливать осушившиеся территории. Вспоминает – ранее в регионе не встречали сопротивления и проекты по строительству еще одной ГЭС, что экологи, конечно, не одобряли, зато за них ратовал бизнес. Виктория считает, что приоритетом сейчас должно стать не восстановление или строительство новой ГЭС, а разработка стратегии по восстановлению Херсонского края. И первое слово здесь должно быть за экологами.