Затопленные Сечи, "столицу Мамая" и столицу остготов – возвращает Каховское море

Убегая, вода открывает ужасные картины опустошения некогда цветущих территорий, но показывает и много интересного для историков.

facebook.com/nzhortica

Из Каховского водохранилища уходит вода, оставляя под открытым небом человеческие черепа, обломки сооружений, бытовые предметы, остовы затонувших судов. Вместе с тем возникают территории, представляющие большой интерес для историков и археологов.

Что вернет нам Днепр из того, что когда-то вынужден был забрать из-за человеческих прихотей, узнавала KP.UA.

Великий Луг

Правду говорят, что колесо истории крутится вперед и назад. Такую же страшную человеческую и экологическую катастрофу, произошедшую по обеим берегам Днепра из-за подрыва Каховской ГЭС, украинцы пережили 70 лет назад, когда должны были прощаться с родными городами и селами, плодородными полями, лесами и лугами.

По мнению историков, орошение юга Украины и Крыма было лишь второй причиной строительства Каховского водохранилища. Коммунистический режим, прежде всего, преследовал стратегическую цель. После подрыва плотины ДнепроГЭС в 1941 году каскад водохранилищ рассматривался как способ помешать форсированию Днепра в случае войны с Западом. И неважно, что тогда при подрыве ДнепроГЭС погибли до 100 тысяч человек.

Архивы свидетельствуют, что в Москву подавались проекты, как уберечь ту или иную часть Великого Луга, но были отклонены. Под воду должна была пойти почти вся сакральная для украинцев местность – такова была еще одна цель строительства Каховской ГЭС.

– Это была Великая Гилея (часть Скифии за устьем Днепра Гилеей назвал Геродот. – Ред.). Ее экология формировалась почти от времен Ледникового периода. К 1950 году, когда началось строительство Каховской ГЭС, Великий Луг составлял уникальную систему пойм, озер и лесов, которая обеспечивала чрезвычайно разнообразный растительный и животный мир, - говорит научный сотрудник отдела памятников истории, археологии и природы Национального заповедника «Хортица» Анатолий Волков.

“Ой Сечь – мать, ой Сечь – мать, а Великий Луг – отец.

Эй, что в Луге хорошо заработать, то в Сечи пропить”, – пели казаки.

Природная фортификация

Когда начали заполнять чашу Каховского водохранилища, под воду вместе с Великим Лугом ушли пять казацких Сечей и одна частично - Каменская. Ее остатки и уцелевшая Олешковская позволяют представить, что бы мы увидели, если бы перенеслись на 70 лет назад.

– Это построенные казаками земляные валы и рвы, остатки шалашей, кресты на кладбищах, – говорит Анатолий Волков. – Но сейчас (после спада воды. – Ред.) мы такого не увидим. Будет заилено дно, песок и везде речные нанесения. Кнаружи могут проступать частично каменные или более поздние металлические объекты, фундаменты каких-либо построек. Из-за падения уровня воды в Днепре мы сейчас наблюдаем, как выныривают остатки временных деревянных мостов 1944 года, которые были в южной части Хортицы.

Затопленные казацкие Сечи, по словам историка, строились однотипно.

– Внутри обязательно сооружалась церковь Богородицы. Возводились шалаши для войска, для кошевого, старшин, писаря. Все это обносилось частоколом, делались охранные укрепления. У каждого шалаша формировались свои кладбища.

"...в Луге хорошо заработать" - это о том, что именно с этого места казаки начинали свои большие походы и здесь устраивали засады на турецкие военные корабли. Лабиринты плавень Великого Луга, высокие густые камыши, лесные чащи обеспечивали воинам надежную природную фортификацию.

Шехр-аль-Джедид

В 1953 году экспедиция Института археологии АН УССР в спешке проводила раскопки в урочище Большие Кучугуры. Археологи нашли след старинного города площадью в 10 гектаров – остатки мечети, дома, похожего на дворец правителя, бани. Несколько дальше стояли на возвышении остатки больших построек. Работы пришлось прекратить, потому что в Каховскую чашу полилась вода, вымывая куски керамики, монетки, фрагменты украшений.

Сколько ценной информации похоронило под собой рукотворное море, сейчас никто не скажет. Историки уверены, что в XIV веке в урочище Большие Кучугуры жил и процветал золотоордынский город Шехр-аль-Джедид, который на территории современной Украины уступал масштабами только крымской Кафе.

В XIV веке военный деятель Мамай Алаш Кият (кстати, предок украинского шляхетского рода Глинских) совершил мятеж и провозгласил себя ханом Золотой Орды. А Шехр-аль-Джедид избрал местом своей ставки.

Во главе своего войска Мамай Алаш Кият совершил много походов против своих врагов-золотоордынцев и москвы. По одной из версий, именно он может быть прототипом легендарного украинского казака Мамая.

- У нас сейчас огромная экологическая катастрофа, но для археологов открываются возможности исследовать исторические места, которые были 70 лет покрыты водой. Кроме Сечей, где, наверное, сохранилось много раритетов казацкого времени, и "столицы Мамая", есть еще много других старинных поселений и курганов, - констатирует Анатолий Волков.

Государство Германариха

Историк и писатель Алексей Паталах из Херсона рассказывает об одном интересном объекте, где как минимум нужно искать ответ на вопрос - "да" или "нет". Речь идет о таинственном городе Данарштадт, или Данпарстад, – столице государства остготского короля Германариха, который в IV веке покорил остготские и вестготские племена на Северном Причерноморье.

– Речь идет о Бериславском поселении и могильниках, где сохранились остатки сооружений так называемой Черняховской культуры, – рассказывает Алексей Паталах. - Этот объект исследовал в 1952 году археолог Низин, но огласки этому факту не давали, потому что еще недавно была Вторая мировая война, а древнегерманский эпос, где упоминается о готском городе на Днепре, входил в учебную программу Третьего рейха. Единственным, кто оговорился о найденых в Бериславе остатках храма и дворцового комплекса, был археолог Михаил Брайчевский. Он считал это следами существования Данпарстада.

По словам историка, Данпарстад искали немцы под Киевом.

– Но это был четвертый век, Киев тогда не был столичным городом, центр был на Херсонщине, где была хорошая коммуникация с Причерноморским регионом. И люди селились даже не на месте современного Херсона, а на территории Берислава.

Из интересных археологических объектов, которые фактически не исследовались в советское время, также станут освобожденные от воды турецкие крепости Мустридкермен на острове Денисенко (отколотая наводнениями часть острова Тавань), Мубареккермен и Исламкермен ближе к Каховке.

– При коммунистах интересовались в основном скифскими курганами, средневековые достопримечательности исследовали мало. Лично мне дед, а ему прадед показывали место, где пошел под воду казацкий зимовник и казацкая церковь. И людей, которые сохранили от дедов-прадедов такие ценные свидетельства, в Херсонской области много, - уверен Алексей Паталах.

Затопленные Сечи