Французский музей Лувр взял на временное хранение 16 произведений искусства из Украины. Как заявила директор музея Лоранс де Кар в комментарии агентству France Press, с самого начала войны музеи Франции были готовы поддержать украинских коллег.
- Осенью 2022 года, столкнувшись с накалом конфликта, мы решили осуществить это спасение [артефактов], - рассказала Лоранс де Кар. - Это не так много в море печали и запустения, но это символично. Лувр очень обеспокоен риском кражи, и полагает, что эти произведения искусства и реликвии, останься они в Украине, могли бы просто исчезнуть.
По информации издания Le Monde, в Париж были вывезены редкие византийские иконы, изначально находившиеся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, а также мозаичное панно XIII века с изображением Святого Николая.
«Спасательную операцию» провел Международный альянс по защите наследия в зонах конфликта. Среди работ, которые пока будут оставаться в Лувре, пять византийских икон из Музея Богдана и Варвары Ханенко: четыре датируются VI-VII веками, пятая – концом XIII - началом XIV века. Иконы будут выставлены в экспозиции музея с 14 июня по 6 ноября, остальные произведения искусства из украинской коллекции пройдут реставрацию мастерами Лувра.
Долго не решались увезти
Почему редчайшие экспонаты не переехали в укромное место сразу же в начале полномасштабной агрессии, в феврале 2022-го? Похоже, никто не верил, что война затянется надолго. Как рассказала директор Лувра изданию Le Monde, она задавала вопросы украинским коллегам об их потребностях в тот период.
- Украинцы просили средства для защиты экспонатов и коллекций, но не были готовы принять наше предложение и разместить часть своих коллекций в запасниках Лувра, - прокомментировала Лоранс де Кар.
При всем уважении к французским музеям, горькие воспоминания о переданных на хранение и канувших в небытие музейных коллекциях из Украины (вспомнить хотя бы золото скифов) слишком свежи в памяти украинских музеологов.
Но война не закончилась, и когда в октябре прошлого года ракета упала прямо возле здания Музея Ханенко, выбив окна, решение было принято незамедлительно. Даже в музейном хранилище, не пострадавшем от обстрелов, уже не удавалось сохранить необходимые температуру и влажность для картин из-за многочасовых отключений электроэнергии. Поэтому специальный военный конвой, профинансированный Международным альянсом защиты наследия в зонах конфликтов, сопроводил перевозку коллекции в Париж через Польшу и Германию в начале мая этого года.
К сожалению, вывезти коллекции из музеев в других городах не удалось: подготовка к эвакуации произведений искусства и их переезд в другое место – это очень долгий и кропотливый процесс (если цель - довезти все в ценности и сохранности). Времени на это украинским музейщикам российские солдаты, ошалевшие от крови и грабежей, просто не дали.
Древнейшие иконы мира
Византийские иконы VI-VII веков, о которых идет речь, - это бесценные образцы раннехристианской иконной живописи, выполненные в античной технике под названием «энкаустика» (рисунок наносится расплавленными восковыми красками на деревянную доску). По преданию, в середине XIX века епископ Порфирий Успенский, викарий Киевской епархии, побывал в одном из древнейших христианских монастырей - Святой Екатерины на Синае в Египте. Там он получил в подарок четыре иконы, которые епископ передал Киевской духовной академии, а оттуда они перешли в коллекцию Музея Ханенко.
Исследователи иконописи считают, что это древнейшие христианские иконы, сохранившиеся до нашего времени. В мире осталось всего 12 икон столь почтенного возраста: четыре находились в Украине, восемь не покидали синайский монастырь никогда.
Самой старой среди этих изображений считается икона «Иоанн Предтеча», в которой больше всего ощущается влияние античной живописи. Истоки происхождения «Богоматери с младенцем», написанной на лиственнице, исследователи так и не установили достоверно: в качестве вариантов рассматриваются Константинополь, Египет или Александрия. Две иконы с парами святых или мучеников – нечастое явление в иконописи, однако среди этих раритетов есть и изображения святого Сергия и святого Вакха, а также мученика и мученицы святых Платона и Гликерии (изображены на липовой доске).
Еще одна икона, датируемая XIII-XIV веком, это мозаика, изображающая Святого Николая Мирликийского в оправе из золоченого серебра.
Конечно, для Лувра получить подобные раритеты в свою коллекцию, пусть даже временно, это королевский подарок. Выставка этих икон, которой уже дали название «У истоков священного образа», станет прообразом открытия в 2027 году целого музейного отдела - «Искусство Византии и христианство на Востоке».
Стараются сохранить коллекции дома
Верим в то, что эти уникальные экспонаты однажды вернутся домой, в Украину, сохраненные и обновленные. Увы, война забрала у нас немало музейных ценностей. Россияне ограбили государство, вывезя содержимое музеев в Херсоне, Мариуполе, Мелитополе, Каховке. Почти полсотни музеев в Украине лишились своих экспозиций. Только в Херсоне было украдено больше 15 тысяч произведений искусства и бесценных артефактов, включая иконы, монеты, статуи… Из Мариуполя забрали картины Айвазовского и Куинджи… А сколько экспонатов сгорело под обстрелами, сколько погибло в воде и без соблюдений условий хранения – пока подсчитать невозможно, но их слишком много, чтобы просто вздохнуть и забыть.
Да что говорить, если уж даже международные эксперты утверждают, что произошло крупнейшее со времен Второй мировой войны ограбление культурных ценностей. Международная организация The Art Loss Register, которая отслеживает украденные артефакты, чтобы вернуть их домой, сейчас активно работает в Украине, фиксируя ущерб и пытаясь найти его следы и методы воздействия на страну-грабительницу, чтобы она вернула чужие ценности.
Некоторым экспозициям все же удалось выехать за границу, как и синайским иконам из Музея Ханенко. Так, в прошлом году в музее Мосгор (Дания) открылась выставка из коллекций, эвакуированных из Украины в начале полномасштабной агрессии. Сотрудники Мосгора говорят, что их украинские коллегии проявили удивительную оперативность - демонтировали выставки за несколько дней и вывезли экспонаты, опасаясь грабежа и уничтожения в случае оккупации. Сейчас в музее Дании находятся больше тысячи экспонатов из музеев Чернигова, Харькова и Львова.
Жаркая Испания предложила приют шедеврам украинского модернизма – искусства первой трети ХХ века. Выставка под названием «В центре бури: модернизм в Украине, 1900-1930-е годы» открылась в ноябре прошлого года и длилась по апрель нынешнего, после чего отправилась в германский Кельн. Как отмечают кураторы выставки в Мадриде, украинское искусство и спасается от ракет, и рассказывает об Украине и ее людях. После пребывания в Кельне 50 экспонатов выставки двинутся в другие города и страны.
Кстати
Верховный суд Нидерландов постановил, что «скифское золото» должно быть возвращено Украине. То есть решение Апелляционного суда Амстердама о передаче Россией украденной коллекции «скифского золота» Украине остается в силе.
Это означает, что музей Алларда Пирсона в Нидерландах, где хранилось «скифское золото», должен вернуть коллекцию государству Украина, а не в музеи Крыма, отправившие уникальные экспонаты на выставку в Нидерланды в феврале 2014 года. После оккупации полуострова Россия заявила свои права на коллекцию, а крымские музеи даже пытались оспорить вердикт амстердамской апелляции, принятый еще в 2021 году. До этого, в 2016-м, окружной суд Амстердама также отказался возвращать украденное "скифское золото" в Крым.