Преподаватель пчеловодства и глава Сумского межрайонного объединения пчеловодов Анатолий Денисенко поделился с KP.UA, как пасечники пережили год войны и чего ожидать от медового сезона в этом году.
Заминированные пасеки
Пчеловоды на севере страны приходят в себя после активных боевых действий и оккупации прошлого года, которые заставили многих второпях вывозить ульи к знакомым в более тихие места. Для Сумской области обстрелы и сейчас не редкость, но здешние пчеловоды отмечают – им повезло куда больше, чем коллегам из восточных регионов. Те, говорят, вынуждены продавать пасеки за копейки, заниматься ремеслом рядом с фронтом невозможно.
- Там много пасечников пострадало, - вздыхает в разговоре с KP.UA пчеловод из Сумской области Анатолий Денисенко. – У нас тоже больше всего коснулось восточных территорий – Тростянец, Боромля, Малый Выстороп… Россияне оставили после себя мины там, где останавливались.
Не могли подойти к ульям пасечники и во время разминирования. Увы, и потом трагедий избежать не удалось – в прошлом году возле поселка Краснополье на обочине наехал на мину и подорвался глава местной ассоциации землевладельцев.
Когда жара – меда не будет
В этом году медовый сезон обещает быть успешным – уже идет выкачка меда из рапса. Вообще неурожайный год у пчел бывает только из-за погоды: когда слишком жарко, им неохота из улья даже жало показывать.
Лучшая температура для работоспособности пчелы – 22-25 градусов. Это на улице, а в улье в это время под 40! Поэтому если на дворе жара зашкаливает за 30, то в ульях настоящая парилка.
- Когда жаркое лето - нектар подсыхает, пчелы не могут взять его, да и мало летают, перегреваются, - объясняет Анатолий Денисенко. – В этом году переживали из-за холодной затяжной весны, но по своей пасеке вижу: пчелы перезимовали хорошо. У других так же.
Первая пчелиная семья появилась у Анатолия Денисенко 30 лет назад. Едва ли он тогда подозревал, что с этого момента монотонное мирное жужжание станет для него лучшей музыкой в мире, а пчелы - неотъемлемой частью новой жизни.
Сегодня он – уважаемый пасечник, которого знают в лицо не только в области, но и в Украине. Последние 20 лет он преподает пчеловодство – начал в аграрном университете, где также вел радиобиологию и физиологию, а с 2019-го – в Центре профтехобразования при Сумском центре занятости. Ежегодно здесь выпускают 15 квалифицированных пчеловодов. По образованию Анатолий Денисенко – биолог-биофизик.
- А сегодня вся моя жизнь крутится вокруг пчел, - отмечает Анатолий Денисенко. – Как-то я подсчитал, что на пасеке провожу каждый третий день. Заинтересовал пасекой меня тесть…
Анатолий до сих пор помнит свой восторг от первого визита на пасеку – это было еще в конце 1970-х на практике в университете. После женитьбы оказалось, что своя пасека есть у брата тестя. Спустя несколько лет Анатолий пошел учиться премудростям содержания пчел у старого опытного пасечника. Еще год – и вот у него уже появились два первых улья. Сегодня количество семей пчел доросло до 40 – каждая приносит по два ведра меда (около 30 кг). Цель – довести количество семей до сотни.
Из-за долгой зимы погибла половина пчел в стране
«Обслуживание» одной семьи, по нормам института пчеловодства, занимает шесть минут. Сюда входит осмотр семей – не болеют ли. Достаточно осмотреть 10% от общего количества.
- Основная проблема пасечников - это отравление пчел, - вздыхает Анатолий Денисенко. - Когда обрабатываются посевы, ядовитую пыль несет на сады и пасеки - болеют куры и животные, погибают пчелы. Это называется химический токсикоз. Беда №1.
Предотвратить отравление насекомых можно было бы, если бы пасечников заранее предупреждали об обработке полей. Тогда они бы закрыли улья, чтобы пчелы не вылетали, пока яд не потеряет свои свойства.
О вымирании пчел в мире говорят и снимают документальные фильмы уже больше десяти лет. Внимание к этому вопросу привлекло массовое исчезновение пчел в США, когда там пропала треть семей, бросив улья с медом. По словам пасечников, в Украине есть также единичные случаи.
Почему это происходит? Конкретного ответа нет. Кто-то винит излучения мобильных телефонов и подстанций, кто-то – малоизвестные вирусы, кто-то – отравление химикатами.
- В США поставили опыт: давали пчелам сахарный сироп с малыми дозами ядов, которые их не убивали, - рассказывает Анатолий Денисенко. - Наблюдали за 16 семьями. После зимовки осталась одна семья – то есть накопление этих ядов приводит к медленному умиранию. А вот несколько лет назад в Сумской области из-за обработки поля на одной из пасек погибли все 50 семей. До поля было всего 38 метров.
Пасечники припоминают пчелиный мор, который был в Украине в 2002-2003 годах. Тогда из-за долгой зимы погибло около половины пчел в стране.
- Министерство аграрной политики подняло тревогу, во всех областях чувствовалась нехватка пчел, - вспоминает Анатолий Денисенко. - Но за сезон пасечники все восстановили – конечно, потратив свои деньги и время. Это произошло из-за затяжной зимы и холодной весны. Самого холода пчелы не боятся, они боятся голода и сырости.
В тот год уже в октябре похолодало, и такая погода еще долго стояла весной – пчелы не вылетали и погибли.
Самый ценный – крымский мед
По словам экспертов, Украина по уровню развития пчеловодства входит в пятерку стран-лидеров Европы. В стране насчитывается около 3-3,5 миллиона семей пчел. Большинство – в частных руках. Огромная часть меда, около 60 тысяч тонн и больше, уходит на экспорт – спрос на внутреннем рынке не такой высокий. Самый ценный мед, к которому сейчас нет доступа, это крымский горный.
- В Швейцарии стоимость горного меда в регионах, где есть разнотравье, выше других медов в Европе в 20 раз, – сравнивает Анатолий Денисенко.
На второй ступеньке после крымского – мед из акации. Он долго не кристаллизируется, в то время как другие «садятся» уже через три-четыре недели.
- А этот стоит до Нового года и дольше, - отмечает пасечник.
Также очень ценный мед, собранный из донника, особенно – белого. Он обладает ванильным ароматом. Но его мало.
Пчелам мед вреден
Четвертая позиция – мед из разнотравья. Ну а на первом месте с конца – из подсолнуха.
- Это самый дешевый и неинтересный мед, - объясняет Анатолий Денисенко. – С рапса тоже мед неинтересный – он еще и обладает специфическим запахом, капустным ароматом. Поэтому его надо смешивать. Когда на заводах принимают мед, его обязательно смешивают. Гречневый перебьет аромат даже в небольшом количестве.
Темный мед, как объясняет пчеловод, полезнее светлых – в нем больше минералов. Например, в гречневом много железа.
- Из темных медов также есть падевый мед, но у нас он не ценится – его мало кто откачивает, - продолжает пчеловод. – Это полесский мед, который пчелы собирают не только в лиственных, но и в хвойных лесах. Такой мед долго не кристаллизируется. Он коричнево-зеленоватого цвета. В Западной Европе его ценят, он полезный для людей. А вот для пчел – вредный, из-за пади у пчел возникают проблемы с пищеварением, которые могут привести вплоть до гибели.
Горный карпатский мед составить конкуренцию крымскому не в силах – здесь меньше разнотравья.
- Вообще в тех регионах - в Прикарпатье, Закарпатье - делают акцент на матковыводном деле, мы оттуда покупаем пчелопакеты, - отмечают пасечники из других областей. – Один пакет – это четыре рамки, иногда – шесть. Стоимость одной – 250 гривен.
Карпатская пчела с удовольствием кружит не только над горными полянами, но и над равнинными полями – по словам пчеловодов, эта порода быстро развивается, в этом ее преимущество. За пару недель можно получить полноценную семью.
Иностранные пчелы в Украине под запретом
Всего, как рассказывают пасечники, в Украине разрешено разводить три вида пчел - карпатскую, степную и полесскую. Последняя – самая агрессивная, но и самая стойкая к болезням, которые может вызывать падь. В России ее называют среднерусской (неудивительно, с их-то привычкой все присваивать. – Ред.), в Европе – лесной.
Несмотря на запрет, мед в украинских степях и полях собирают и кавказские, и итальянские, и немецкие пчелы, которых завозят вопреки правилам. Пасечники возмущаются – «чужие» пчелы портят генофонд наших, снижают их стойкость к холодам. Откуда итальянской или кавказской пчеле знать о наших зимних морозах? Пару лет назад даже дошло до скандала – один известный украинский пчеловод обнаружил в районе своей пасеки чужаков, пчел породы бакфаст. Это искусственная порода, которая обладает чрезвычайно высокими способностями к размножению и моментально «растворяется» в природе. Тогда пчеловода, завезшего чужаков, заставили ликвидировать пасеку.
"Не принесете много меда – всех порежу на мясо"
Еще чуть-чуть – и медовый сезон будет в разгаре. Ну а первым делом весной, когда пчелы только выходят из ульев на первый облет, пасечники делают перед ними громкое заявление: «Не принесете много меда – всех порежу на мясо!» Это старая традиция, которой пасечники стараются придерживаться. Говорят, «угроза» работает.
- Кстати, пасечники мало едят меда, - шутит Анатолий Денисенко. – Своего жаль, а у соседа просить – неудобно.
Несмотря на химикаты, болезни и вирусы, самым большим врагом пчел знатоки считают неумелого пасечника – уж без него-то пчелы бы и сами справились, а любитель может серьезно навредить насекомым.
На заметку
Отличить настоящий мед от «липы» можно только в лаборатории
- Несколько лет назад на конгресс в Канаде свой мед привезли около 120 стран-участников, - отмечает пасечник Анатолий Денисенко. – Только глубокий анализ обнаружил, что больше половины – фальсифицированы! В Китае работает 1000 заводов, которые делают сироп для производства меда – его скармливают пчелам и выдают мед за натуральный. Это глобальная проблема. Обмануть элементарно – смешать сахарный мед от пчел, которых кормили сиропом, с натуральным. Так что надо покупать у того пасечника, которому доверяете.
Будь в курсе!
Когда какой мед выкачивают
- Рапсовый: конец мая - начало июня
- Подсолнуховый: июль - август
- Липовый: конец июня - середина июля
- Акациевый: конец мая - начало июня
- Разнотравье: июнь - сентябрь
- Гречневый: конец июня - середина июля