Великая война с Россией сломала миллионы жизней и судеб украинцев. Многие вынуждены были покинуть свой дом в поиске более безопасного места. Львов стал таким для многих украинцев. Именно здесь год назад появился первый и единственный в Украине городок для женщин с детьми - "Несокрушимые мамочки". В канун Международного дня защиты детей корреспондент KP.UA поинтересовалась, в каких условиях проживают мамочки с малышами и кого здесь принимают.
Весь комфорт, но без мужчин
Центр матери и ребенка "Несокрушимые мамочки" во Львове построили для беременных и рожениц, бежавших от войны. Говорят, аналогов у него нет в Украине. Это два двухэтажных деревянных дома, расположенных в живописной местности – на уютной улочке, рядом лес, парк и даже небольшое декоративное озеро с утками и рыбой. Добраться сюда довольно сложно, поэтому часть пути приходится преодолевать пешком.
Однако территория действительно впечатляет - вокруг обустроены дорожки, детские и спортивные площадки, и поют птички. А сразу при входе раздается детский смех и шум. На участке обустроили два зеркальных дома с общим двором. В каждом из них – по 13 комнат. При входе в дома – детские коляски. Первые жительницы заселились сюда еще в июле 2022 года. Одновременно здесь могут жить 100 человек.
- В домиках есть все условия для комфортного временного проживания женщин с детьми или беременных, - рассказывает нам администратор Центра "Несокрушимые мамочки" Ольга Паровей-Коштолярук. - Здесь есть спальные комнаты, общие прачечные, душевые (за каждой комнатой закреплена отдельная душевая кабина), по четыре туалета на каждом этаже, комнаты отдыха, детские зоны, кухни, столовые, котельные. В каждой комнате – диван, кровати, кондиционер, комод, стол, шкаф и т.д. Общая кухня полностью оснащена техникой и необходимой посудой. Вся территория вечером освещается. Сейчас здесь проживают 11 женщин и 24 ребенка. Есть и многодетные семьи, где по двое-трое детей, и такие, где один ребенок.
По словам администратора, поскольку есть свободные места, у каждой женщины с детьми отдельная комната. Однако при необходимости можно будет поселять по две-три женщины. Единственное условие – поселенцы должны иметь официальный статус внутриперемещенных лиц. И обязательно – без мужчин.
- Мужчин мы не принимаем, однозначно, - говорит Ольга. – Исключение сделали только для женщины, которая передвигается на коляске. Ей нужен ежедневный уход, к тому же у нее шестимесячный сын, поэтому разрешили проживать вместе с мужем.
В основном все жильцы – это переселенцы из Донецкой и Луганской областей. Перед заселением с каждой матерью подписывается индивидуальный договор, где определен срок их проживания в Центре. Находиться здесь женщина может от периода беременности и до полугода ребенка. Однако срок можно продлить – до года малыша. Но все они здесь живут уже почти год, приехали еще беременными, а сейчас их малышам по 7-8 месяцев. Волонтеры помогают им колясками, детскими кроватками, одеждой, памперсами, другими необходимыми вещами для младенцев.
– Женщины сами готовят, убирают свои комнаты и душевые, – продолжает наша собеседница. – Но есть и уборщицы, которые ежедневно убирают общие помещения – коридоры, кухню, столовую, детскую зону. Продукты женщины в основном тоже покупают сами, хотя кое-что привозят и волонтеры. А дети-школьники ходят в ближайшие школы. Кто в какую именно – это уже договариваются сами мамы.
"На фотографиях - пепел наших планов"
Татьяна - одна из проживающих в Центре "Несокрушимые мамочки" уже почти год, с июля 2022-го. Она из Бахмута, мама троих детей, воспитывает их сама. Двое старших – 16-летняя Аня и 10-летний Антон – с инвалидностью. А малышка Виктория уже родилась в январе во Львове. Несмотря на то что у Тани тоже инвалидность и она потеряла дом, говорит, что материнство - это лучшее, что с ней произошло в жизни. С журналистами женщина общается неохотно. Ее историю нам рассказали в Службе по делам детей Львовского городского совета:
– Ее родной город был городом мечты. Они счастливо жили в своей квартире, работали, встречались с друзьями, планировали… С 2014 года стало страшно, потому что слышали и гул самолетов, и обстрелы, но это было не так близко, привыкли. Жили своей жизнью, несмотря ни на что, до того страшного утра 24 февраля.
Татьяна рассказывает, что было очень страшно, ведь спрятаться негде. А подвал, который рекомендовали для укрытия, был для этого непригоден.
Она некоторое время колебалась, но когда от обстрелов и происходящего стало невыносимо, решила, что нужно выезжать ради детей, ведь оставаться в городе было опасно. В квартире, которой уже нет, осталось все: фото, воспоминания, борщ, который тогда приготовили, игрушки и вещи. Собрали то, что можно было взять в рюкзаки, и отправились в неизвестность.
– У меня двое детей с инвалидностью, – говорит женщина. - У Ани частые судороги и приступы эпилепсии, у Антона тоже ряд диагнозов, оба нуждаются в постоянной медикаментозной поддержке. Они очень эмоционально реагировали на ситуацию, у них ухудшилось здоровье. То, что делалось в Бахмуте, описать сложно. Я решила уезжать ради детей. Со мной ехала мама. Планировали ехать за границу в Швецию, там у меня живет старшая сестра, но в поезде, которым ехали во Львов, у меня украли сумку, где были деньги и все документы. Потому мы остались во Львове.
Некоторое время Таня с детьми и мамой жили во временных приютах, но все изменилось, когда женщина узнала, что беременна в третий раз.
– Я и не подозревала, что беременна. Свое плохое самочувствие списывала на войну и стресс. Когда меня во время обследования поздравил врач – я была так счастлива. Материнство - это лучшее, что может случиться, что бы ни творилось вокруг, - говорит женщина.
Тогда же во Львове открывали Центр матери и ребенка "Несокрушимые мамочки", и Таню с детьми поселили туда. Ее мама уехала в Швецию.
– Мне здесь хорошо, комфортно. Есть где погулять детям, приготовить еду, есть свой уголок. Я словно перезагрузилась и принялась наслаждаться беременностью и своим материнством. Здесь очень все продумано, – говорит Татьяна.
Беременность у Тани протекала нелегко, ее пришлось госпитализировать. В этот период дети были в Центре поддержки детей и семей "Родные". Впоследствии вернулась к ним бабушка.
- Нашего дома в Бахмуте нет… Смотрю на фотографии в телефоне, на видео и не верю, что там пепел, пепел наших планов. Сейчас просто живу, ничего не планирую. Каждый день - как чудо, - добавляет женщина.
Дети Татьяны учатся по специализированной программе дистанционно. Каждому из них требуется специализированное лекарство, конечно, помогает государство, но некоторое лекарство женщина покупает за собственные средства. Малышка Виктория родилась здоровой. Таня говорит, что всю жизнь мечтала о большом доме, наполненном детским смехом.
Муж сказал, что нужно немедленно уезжать
Семья другого младенца, семимесячного Игоря, уехала из Харькова в апреле прошлого года. Малыш уже родился во Львове и живет в Центре "Несокрушимые мамочки". Кроме него, в семье есть старшие дети - 10 и 12 лет. Папа Игорька тоже во Львове, работает на стройке и живет в строительном помещении. Он говорит, что делает все, чтобы у них было собственное жилье, поскольку снимать возможности нет.
Настя из Краматорска своего Владика тоже родила уже здесь, во Львове. Сейчас ему семь месяцев, и они тоже нашли убежище в Центре "Несокрушимые мамочки". Женщина приехала сюда беременной летом прошлого года. В ее родном Краматорске оставаться было небезопасно.
- Сначала я думала, что все скоро закончится, но муж мой - военный, он сказал, что нужно уезжать в более безопасное место, тем более я была беременна. Сначала я была на Ивано-Франковщине, а потом узнала, что во Львове открывается Центр для беременных и женщин с младенцами, которые выехали из горячих регионов. И вот уже здесь родился сынишка. Было много волнений, неуверенности, страха, ведь все родные были в оккупации, – рассказывает Настя.
Ее сын родился с косолапостью, и его уже прооперировали в больнице Святого Николая. Сейчас малыш носит специальный аппарат для лечения косолапости – брейс, проходит реабилитацию и делает специальные упражнения.
- Мы очень ждем нашего отца, который защищает нас на фронте и должен скоро приехать в отпуск. Муж видел Влада, только когда он родился. Нам очень и очень его не хватает, – признается женщина.
Настя во Львове с сыном сама, с грустью вспоминает жизнь до войны и разрушенные планы и мечты. Работала регистратором у семейного врача, с мужем мечтали о большом доме, детях и яблонях в саду.
О будущем Настя говорит мало, говорит, ничего пока не планирует. Очень ждет встречи с мужем и мечтает, чтобы сын сделал свои первые шаги здоровыми и крепкими ножками на мирной земле.