Уже больше двух лет Клиника профессора Феськова (ООО «САНА-МЕД») отбивается от бессмысленных обвинений в якобы торговле детьми. Расследование, показания, экспертизы. Это наносит клинике репутационный ущерб, что сказывается на реализации их ключевой миссии: приводить в мир новые жизни и дарить счастье супругам, познавшим горечь бесплодия.
Суррогатное материнство – тема достаточно щепетильная. Как с нравственной, так и с юридической точки зрения. К такому выводу мы пришли, когда попытались разобраться в хитросплетениях этой непростой истории.
Свое начало она берет в Чехии, где Национальное отделение по борьбе с организованной преступностью приступило к проверке факта, почему украинские женщины рожали на территории этой страны, но затем передавали детей другим родителям. И речь конкретно шла о передаче от беременных женщин именно генетически родственных им детей на воспитание чужим людям под видом суррогатного материнства.
Параллельно проводилось расследование и в Украине. Было открыто уголовное производство, и согласно первичному выдержке из ЕРДР речь шла о «продаже младенцев, которые были рождены и имели биологическое происхождение от украинских женщин, под видом суррогатного материнства передавали своих младенцев иностранцам».
Достаточно серьезное обвинение как для самой клиники, так и для суррогатных матерей, ведь они стали потенциальными подозреваемыми.
Чтобы все эти подозрения и обвинения один раз и навсегда отрицать или подтвердить международная следственная группа Чехия, Швеция, Норвегия, Украина при процессуальной поддержке Евроюста и Европола инициировала проведение генетических исследований между детьми и родителями, в отношении которых проводилась проверка.
Во всех случаях исключено отсутствие генетического родства родившихся детей с суррогатными матерями, а также подтверждена генетическая связь между родителями, которые были участниками программ суррогатного материнства, и переданными им на воспитание их собственными детьми.
Отдельно следует отметить, что и правоохранители Чехии тоже не установили никаких нарушений со стороны клиники на территории их страны, где иногда происходили роды суррогатных матерей. Данная процедура в Чехии разрешена, но вследствие недостаточного законодательного урегулирования не существует иного механизма, кроме как начальной записи суррогатной матери в графу «мама» как женщину, родившую ребенка, а уже потом процедуры усыновления детей их настоящими родителями и лишение при этом родительских прав матерей, которые их рожали. То есть, в Чехии невозможно, как в Украине из-за особенностей законодательства описать суррогатное материнство.
Следовательно, предположения правоохранителей, которые стали причиной начала расследования, никоим образом не только не подтвердились, но и опровергались в ходе их проверки компетентными органами как в Чешской республике, так и в Украине.
«К сожалению, в отличие от своих коллег в Чехии, отрицательный результат проделанной работы, и как факт бесполезное расходование бюджетных средств не удовлетворил украинских правоохранителей и они дали новый виток делу и в июне-июле 2021 года из указанных суррогатных мам, вместо перспективных подозреваемых, по предварительной версии следствия, начали делать потерпевших, фактически принуждая их к этому. В связи с этим, некоторые суррогатные мамы даже подали соответствующие заявления в Государственное Бюро расследований о давлении на них со стороны полицейских, принуждении их подписать без защитника документы о предоставлении им процессуального статуса потерпевшего в уголовном производстве, ультиматумами между статусом потерпевшей или подозреваемой, а также создание искусственных доказательств в этом же производстве, где в дальнейшем уполномоченные лица ООО «САНА-МЕД» признаны пострадавшими», — рассказывает представитель клиники.
Гонения клиники продолжились в декабре 2021 года, когда нацполиция все же уведомила ее руководство и сотрудников о подозрении в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 149 УК Украины якобы за «продажу» детей организованной группой. Но из открытого Государственного реестра судебных решений мы видим, что подозрение вручено уже не якобы за «продажу» детей, а за якобы использование уязвимого состояния потерпевших для их привлечения в программу суррогатного материнства и получения клиникой, проводившей ВРТ прибыли от применения таких технологий в большем размере, чем выплачено потерпевшим, а также дискомфорт потерпевших в связи с беременностью и родами (т.е. условиями исполнения договора о суррогатном материнстве).
При этом самими «потерпевшими» не оспаривается, что сумма выплат каждой суррогатной маме составляла более 10 тысяч евро.
«Здесь важно отметить, что своей правовой природой договор по суррогатному материнству является договором о предоставлении услуг, а предметом договора – репродуктивная услуга, а не купли-продажи ребенка. Принцип свободы договора позволяет лицам заключать сделки для реализации собственных прав и интересов, а получение прибыли от предоставления услуг по суррогатному материнству законно и легально на территории Украины», — рассказал нам юрист, специализирующийся на семейном праве.
"Не говоря уже о том, что с помощью клиники и этих суррогатных мам, получивших достойную компенсацию, сотни супругов стали счастливыми родителями именно своих детей, что неоднократно подтверждено соответствующими экспертизами", - добавляет представитель клиники.
В ходе расследования нам удалось узнать историю одной из так называемых «потерпевших» гражданок Украины, которая в настоящее время подозревается в уголовном производстве по похищению ребенка граждан Германии, которую она выносила и родила в программе суррогатного материнства. Факт отсутствия какого-либо родства с новорожденным ребенком подтвержден ДНК-экспертизой (на фото), но последняя выдавала ребенка граждан Германии за своего, подделав свидетельство о рождении, и вывезла его за границу с целью получения дополнительных денег от настоящих родителей малыша. Вернуть ребенка родителям удалось только в судебном порядке, не говоря уже о той беде, которую они пережили за время почти двухлетней разлуки с новорожденной дочерью.
То есть, несмотря на установленные судами Украины факты о генетической принадлежности граждан Германии к их дочери, отсутствие такой связи у ребенка с суррогатной матерью, проведенной официальной процедурой государственной регистрации рождения, по каким-то неизвестным причинам эта гражданка Украины, которая незаконно удерживала и скрывала ребенка, не имея ни одного документа и в настоящее время является «потерпевшим» в уголовном производстве по факту вроде бы «торговли людьми».
Что касается клиники, то в то время как у Чешских правоохранителей никаких вопросов к ней нет, наши «стражи порядка» проводят обыски, изымают медицинскую документацию, оборотные средства и тем самым не дают врачам нормально заниматься своим делом – дарить счастье семейным парам.