Что урезонит пьяного за рулем: по следам смертельного ДТП с участием судьи Тандира

Европейский опыт нам не подходит, считают эксперты.

gp.gov.ua​

Гибель бойца Нацгвардии, виновником которой называют председателя Макаровского районного суда Алексея Тандира, вновь вернуло общество к вопросу: как бороться с пьянством за рулем? Если сам вершитель закона позволяет себе его игнорировать, то что говорить об остальных!

Обсуждая чрезвычайное происшествие, пользователи соцсетей винят мягкие приговоры, маленькие штрафы, лояльность патрульных, купленную за взятку. Можно ли реально что-то предпринять – KP.UA спросила у экспертов.

Почему выкручивается

«Однозначно отвертится» - такие комментарии сейчас самые распространенные под новостями о ДТП. По последней информации, Алексей Тандир действительно пытается выкрутиться. То заявляет, что за рулем был не он, а сбежавший водитель, то дает мутные показания и категорически отказывается от исследования на алкоголь. Как следует из сообщения Государственного бюро расследований, биологические образцы у него хотят брать принудительно – по постановлению следственного судьи.

- Отказ от экспертизы толкуется в пользу вины водителя только при административном оформлении ДТП. В уголовном процессе все требует доказательств. Если экспертиза установит в крови судьи превышение разрешенной нормы (0,2 промилле. – Ред.), ему будет грозить от 5 до 10 лет лишения свободы. Если доказательств опьянения не будет, то от 3 до 8 лет, - говорит адвокат Алексей Сиротин. – Как показывает практика, при отсутствии отягчающих обстоятельств, каким считается опьянение, с учетом хороших характеристик и так далее суды практикуют наименьшие сроки или даже выносят условные приговоры.

Нам удалось пообщаться с юристом, который был вызван на место ДТП в качестве эксперта.

- В машине судьи была пустая бутылка пива, только это еще ничего не значит, он мог выпить ее вчера. Но даже если экспертизу на алкоголь не проведут, отягчающее обстоятельство есть. Остановочный путь свидетельствует, что наезд был совершен на большой скорости – не меньше 70 километров в час. О блокпосте на Житомирской трассе знают все водители, там есть знак остановки, который светится в ночное время. Водитель однозначно должен был снизить скорость и притормозить перед блокпостом. Если он этого не сделал, значит, была нарушена реакция, - считает наш собеседник.

К вопросу о толерантности

Коллеги судьи Тандира оперативно заявили о том, что шокированы новостью и что в Макаровском районном суде царит нулевая толерантность к алкоголю за рулем. В то же время «Автомайдан» на своей странице в фейсбуке напоминает, что Алексей Тандир в 2018 году лично закрыл административное дело по ДТП с участием судьи Киево-Святошинского суда Дмитрия Усатова и что в кейсе у Тандира много других закрытых дел по 130-й статье КУпАП (вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

- Я думаю, что при любых обстоятельствах эта история закончится судом и реальным приговором, - говорит адвокат Алексей Сиротин. – Во время несения службы погиб нацгвардеец, отец троих детей, сын фронтовика, брат фронтовика. История приобрела слишком большой резонанс, чтобы ее можно было спустить на тормозах. Но если бы трагедии не случилось, и судью просто остановил дорожный патруль, он вполне мог полагаться на свои «корочки». А если бы и выписали штраф, то 17 000 гривен при зарплате судьи составляют копейки.

Для кого-то – копейки, для кого-то - состояние

Летом 2020 года вступил в силу закон, существенно повышающий ответственность за управление автомобилем и другими транспортными средствами в нетрезвом состоянии.

Сейчас наказание за первое нарушение составляет 17 000 грн с лишением права садится за руль на год, за повторное - 34 000 грн плюс лишение на 3 года на вождение, за третье – 51 000 грн с лишением права управлять на 10 лет. Как видим, то, что для судьи - копейки, для обычного украинца может быть состоянием.

Но нарушают и бедные, и богатые. Поэтому с каждым резонансным ДТП снова поднимается вопрос о повышении штрафов и усилении наказания. Киевский адвокат Евгений Кузьмин много лет защищает в судах водителей, уличенных в дружбе с «зеленым змием», поэтому мы спросили его мнение.

- Как бы ни повышали и ни усиливали наказание - вплоть до расстрела, все равно будут садится после выпивки за руль. Пока человечество не придумало, как искоренить пьянство. Но удар по кошельку все же действенный способ. Сейчас есть законопроект, рассчитанный на военное положение, который поднимает нижнюю планку штрафа до 51 000 гривен с конфискацией автомобиля. Лично я – за. Это всех не остановит, но кого-то одернет. Вероятность тяжелых последствий уменьшится, - считает Евгений Кузьмин.

Операция «Провокация»

Но есть другая сторона медали, на которую обращают внимание и Евгений Кузьмин, и другие эксперты. С повышением штрафов у полиции может усилиться соблазн набивать статистику административных протоколов по пьянству за рулем. С точки зрения пешехода - пусть ловят! Что же происходит на самом деле, нам рассказал бывший начальник Центра безопасности дорожного движения МВД Украины Василий Зайченко, который сейчас ведет адвокатскую практику.

- Сотрудники полиции пользуются правовой безграмотностью людей. Останавливают машину, предлагают водителю проехать на освидетельствование. А на дворе вечер или уже близится ночь. Человек спешит, а надо откладывать дела и ехать в клинику за 50 километров. Понятное дело, он отказывается. Хорошо, говорят патрульные, мы на тебя оформим протокол, а в суде ты все расскажешь и докажешь, что был не пьяный. Но судья не хочет ни во что вникать, особенно когда представлен выгодный полиции фрагмент записи на бодикамеру. Отказался от экспертизы – значит, виноват. Судья назначает штраф, - объяснил Василий Зайченко.

Василий Зайченко вспоминает одну историю:

- Участник АТО, киборг из Донецкого аэропорта ехал на похороны побратима. Абсолютно трезвый, но дрожали пальцы. Они у него все время дрожат – это результат нескольких контузий. Патрульные остановили, требуют ехать на экспертизу. Ничего не хотят слушать – фиксируют протокол с отказом от обследования на алкоголь. Мне удалось склонить судью на сторону клиента, когда она узнала его историю. Но такой случай единичный, а спровоцированные админпротоколы – массовые.

Также эксперт отмечает, что многие водители не боятся садиться пьяными за руль, поскольку уверены, что могут откупиться от полиции. Как минимум, в 40% случаев так и происходят. Вырастут суммы штрафов – вырастут размеры взяток.

- Безопасность дорожного движения – это комплексная проблема, одним точечным ударом ее нельзя решить, - резюмирует наш эксперт.

Несдерживающий фактор

Сторонники повышения санкций кивают на европейский опыт. Например, в Польше с января 2022 года за управление автомобилем в нетрезвом состоянии от 0,5 промилле можно получить штраф в размере от 5000 до 60 000 злотых (больше 1000 - 13 000 евро) или даже лишиться свободы сроком до 2 лет. Украинцы, находящиеся там сейчас, говорят, что пьяный на дороге – редкость.

- В Европе иная культура отношения к алкоголю, - говорит адвокат Вадим Володарский. – Я больше 25 лет работаю по этой категории дел, и за все это время сложилось однозначное мнение: увеличение штрафов не работает на сознание как сдерживающий фактор. Человек садится нетрезвым за руль в двух случаях: или он настолько пьян, что не видит берегов, и тут любое наказание не остановит, либо уверен, что в ДТП не попадет и полиция не остановит. Дескать, я умный, я осторожный. С кем угодно может случиться, но – не со мной. С этой самоуверенностью тоже ничего не поделаешь.

А ничего не помогло…

Вадим Володарский приводит в пример Россию.

- Это как раз тот случай, когда мы можем анализировать опыт нашего врага, потому что он отрицательный. Проблемы с пьянством у страны-агрессора стоят гораздо острее. Путем ужесточения наказаний там пошли лет на семь раньше нас. Ввели обязательное лишение прав – не помогло, стали суммировать сроки лишения – не помогло. У некоторых водителей лишений на вождение собралось до 50 лет, а все равно пьют и садятся за руль. Лихачат так, как человек, которому терять уже нечего. В России пытались конфисковывать машины - тоже не помогло. У них, как у нас, ездят на авто, оформленные на другого человека. Пробовали вводить административный арест – тоже не помогает. Года четыре назад в Москве был показательный случай: столкнулись две машины, оба водителя пьяные. Инспекторы останавливают двух автомобилистов на роль понятых – а те тоже пьяные.

По мнению эксперта, западный опыт повышения санкций нам не подходит еще и потому, что в Европе нет такой степени злоупотреблений в полиции.

- У нас есть большая вероятность, что баснословные штрафы будут платить трезвые, а пьяные откупаться взятками, - констатирует Вадим Володарский. – Но главное даже не это. Сама проблема в некотором роде раздута. Недавно я смотрел статистику аварийности, так вот состояние опьянения является причиной ДТП всего в 3% случаев. Просто такие происшествия становятся особо резонансными и на них акцентируется внимание. Получается, если мы полностью избавимся от пьяных за рулем, аварийность упадет очень незначительно.