Все, кто бывали в Европе, могли обратить внимание, насколько жизнь тамошних пожилых людей отличается от нашей. Европейские пенсионеры ходят в кафе и на фитнес, посещают кружки по интересам, путешествуют и вообще живут настолько полной жизнью, насколько им позволяет здоровье.
Главное различие я бы сформулировала так: в большинстве своем европейские страны достаточно дружественно настроены к своим пожилым гражданам. Конечно, такая дружественность воспитывалась в обществе десятилетиями, но все же нельзя сказать, что для нас это совсем недостижимо. Взять для примера ту же Эстонию, с которой у нас было общее прошлое в одной стране, а вот настоящее, спустя 30 лет, различается как земля и небо.
Кафе как способ времяпровождения
В 10-11 утра в кафе в центре Тарту трудно найти свободный столик. В модных молодежных заведениях с самого утра сидят молодые люди с ноутбуками – сразу видно, что они здесь всерьез и надолго. А столики в классических кофейнях с кофе и пирожными оккупировали бабульки-подружки. Сидят компаниями по три-четыре человека, оживленно болтают и наслаждаются жизнью.
Средний возраст посетителей кафе и ресторанов в вечернее время также назвать очень трудно – ужинают вне дома люди всех возрастов. Правда, по вечерам бабушки сидят за столиками уже не с подружками, а со своими дедушками. Вообще, на возраст посетителей кафе и ресторанов никто не обращает внимания. Трудно представить, что здесь кто-то скажет, как когда-то моя 80-летняя бабуля в кафе: «Давай пойдем домой, тут одна молодежь и я выгляжу неуместно».
Кружки и клубы
Посиделки в кафе – это далеко не единственная активность эстонских пенсионеров. По всей Эстонии работают дневные центры для пожилых людей и инвалидов. В центрах можно посещать множество кружков по интересам, языковые и компьютерные курсы, они организовывают походы на выставки и в музеи – словом, помогают эстонским пенсионерам организовать досуг.
В 2020 году в Тарту организовали кружки ходьбы для пожилых людей. Первоначально их цель заключалась в том, чтобы уменьшить чувство одиночества у людей в период зимних праздников. Но они стали пользоваться большой популярностью, и сейчас проходят в разных районах города по графикам и зимой, и летом. Сопровождают каждую группу два тренера-инструктора, для участников такие пешие походы являются бесплатными, стартуют они, как правило, в 9.30 утра. Группа идет по маршруту длиной около 3 км со скоростью самого медленного участника, но никто не жалуется. Времени у пенсионеров достаточно, никто никуда не торопится, к тому же в таких группах пожилые люди не только двигаются и по мере сил укрепляют здоровье, но и с удовольствием общаются.
А еще в Тарту регулярно проходят бесплатные тренировки для пожилых людей по предотвращению падений. Программа профилактики падений предназначена для людей 60+, которые подвержены повышенному риску падения из-за заболеваний суставов, нарушения равновесия и т.д. 18-недельная программа тренировок направлена на снижение риска падений путем улучшения физической формы пожилых людей.
В последний год в Тарту начали организовывать мероприятия для пожилых украинских беженцев, поскольку посещать уже существующие кружки им сложно из-за языкового барьера. Цель таких встреч – помочь украинским пенсионерам найти если не друзей и единомышленников, то как минимум собеседников в чужой стране.
Активная социальная жизнь
Пожилые эстонцы довольно активны. Не все, конечно, но их активность точно не зависит от цифр в паспорте. 75-летняя дама, с которой я познакомилась на одном мероприятии, как-то пожаловалась на «скуку». Мол, все ее развлечения – это встретиться с подружками пару раз в неделю, сходить на какие-то выставки один-два раза в месяц и провести два фестиваля в год.
Другая примерно в этом же возрасте тоже не сидит на месте и является организатором самых разных мероприятий в Тарту, да еще и депутатом местного совета. Рассказывала о ней своей украинской знакомой, упомянув, что они с этим «энерджайзером» ровесники и услышала в ответ: «Не может быть! Кто ее в таком возрасте держать будет в том же горсовете?».
Думаю, местных такая постановка вопроса сильно бы удивила. Здесь никто никого не «держит» - люди занимаются тем, чем хотят и что у них хорошо получается. И даже выходя на пенсию, они продолжают (естественно, при желании) вести активную социальную жизнь.
Пожилые люди часто являются завсегдатаями городских мероприятий. Например, в Тарту ежегодно проходит Славянский бал, организованный Тартуским городским обществом славянским культур. И чуть ли не половина посетителей этого праздника – пенсионеры. То же самое можно сказать о выставках, вечерах отдыха, концертах симфонической музыки и т.д.
63 года – слишком молод для рынка труда
Знакомый, который приехал в Эстонию из Украины в прошлом году в 63 года, говорит, что у него здесь началась совсем другая жизнь и открылось «второе дыхание». Это в Украине он был пенсионером, у которого год рождения в резюме был своеобразным «клеймом»: ваше время истекло.
В Эстонии все оказалось по-другому, ведь местного пенсионного возраста он не достиг. И жизнь заиграла новыми красками.
- Я стал на учет в местный центр занятости, и мне всерьез начали искать работу, - смеется он. – Хотите верьте – хотите нет, но для эстонского рынка труда я оказался достаточно молод. За 14 месяцев, которые я здесь нахожусь, успел закончить курсы эстонского языка на А1 и А2, получил водительскую категорию С (все курсы оплатил центр занятости) и поработал в двух компаниях. Плюс мне предложили быть ведущим на нескольких праздничных мероприятиях, а когда я поначалу засомневался, не слишком ли стар для такой работы, очень удивились. Говорят, здесь вообще на возраст никто не обращает внимания. Причем не потому, что боятся жалоб на дискриминацию по возрасту, а на самом деле возраст не интересует. Разве что, если предлагают тяжелую физическую работу, то спрашивают, справится ли человек. Но ведущим можно быть в любом возрасте.
Помощь на выборах
Чуть ли не перед каждыми выборами в Украине с новой силой возникает дискуссия о том, что пожилых людей было бы неплохо отстранить от голосования. Мол, ничего не понимают, критическое мышление отставляет желать лучшего, да и вообще – голосуют «за гречку».
Мне кажется, что такие дискуссии даже на обывательском уровне, не говоря о более серьезном, унижают не столько пожилых людей, сколько общество в целом. Молодость проходит очень быстро, и рано или поздно каждый из нас почувствует, что значит быть стариком в стране, для которой пожилые люди – бесполезная обуза. Пройдет каких-то 20-30 лет, и те, кто сегодня хотят исключить из избирателей пенсионеров, сами станут таким же ненужным балластом, выброшенным за борт жизни.
В Эстонии права пожилого человека не ставятся под сомнение. С ним общаются так же, как с остальными, его слова и его мнение воспринимаются всерьез, его не считают каким-то ущербным или отсталым, если он перешагнул 75-летний или, тем более, 80-летний рубеж. А тем, кто не слишком «политически подкован» и не может определиться с кандидатом на выборах, просто ненавязчиво помогают с помощью анкет. Моя эстонская приятельница рассказывала, что так она помогла сделать выбор своим родителям, которым далеко за 80. В специальной электронной форме нужно ответить на несколько несложных вопросов относительно того, каких действий вы ждете от власти, после чего система определит, кто из кандидатов лучше всего соответствует ожиданиям избирателя. Теперь остается только проголосовать, также не выходя из дома. Напомню, что в 2007 году Эстония стала первой в мире страной, предоставившей своим избирателям возможность онлайн-голосования на парламентских выборах.
Мой взгляд на жизнь пожилых людей в Эстонии – сугубо субъективный. А кому-то он возможно покажется даже излишне идеализированным. Ведь тут есть и апатия, и бедность, и недовольство жизнью и правительством, да и о местной системе здравоохранения мнение эстонцев далеко не однозначно.
О медицине, отношении к старикам в больницах и помощи малоимущим в Эстонии читайте в следующем материале.