Пока ситуация в Бахмуте неоднозначная, несмотря на раздачу «медалей» российским военным (правда, за «освобождение» несуществующего уже Артемовска), в соседних городах никто не паникует и не спешит эвакуироваться. Все, кто хотел, – уже уехали, а оставшиеся уверены в том, что украинская армия не пропустит врага дальше Бахмута, где и наступит бесславный «конец» освободителей. KP.UA спросила у жителей Славянска, Дружковки и Краматорска, как они живут на самом краешке войны и сильно ли боятся.
Славянск (45 км от Бахмута): никто город не отдаст
Десятый год здесь знают о войне и ни на минуту не забывают, как в 2014 году город жил под обстрелами и в оккупации. Вырвавшись из лап захватчиков, Славянск начал изо всех сил восстанавливаться и даже стал чище и краше. Но российские ракеты прилетают по жилым кварталам чуть ли не ежедневно, разрушая дома, автомобили, людские жизни.
- То, что россияне сделали с Бахмутом, нельзя простить. И то же самое они хотят сделать с нами. Знаете, что говорили «ждуны» - те, кто мечтал, чтобы сюда зашли россияне? «А не надо было в Бахмуте так сопротивляться, сдали бы город – и все дома были бы целы»… «Сдаться»! Если они скажут такое в Славянске, их соседи им быстро рты закроют. Превратили большой красивый город в хлам, а мы вроде как следующие в очереди. Но не дождутся, никто им Славянск просто так не отдаст! – уверен житель города Александр Кузовичев.
Славянск давно стал пристанищем для бахмутцев, спасавшихся от войны. И сейчас они со слезами вынуждены ехать дальше. По словам Александра, в дом его соседей, где временно поселились жители растерзанного Бахмута, было попадание.
- И даже не столько в дом, сколько во двор, а там стоял «бусик» со всеми пожитками этих несчастных. Они недавно приехали и еще толком вещи разложить не успели. Ну что – ни «бусика», ни вещей… Вроде бы договорились с волонтерами, те их вывезут на "большую землю", там помогут, - удрученно рассказывает Александр.
Российские снаряды методично разрушают инфраструктуру города. Только за последние дни пострадали многоквартирные и частные жилые дома, школа-интернат, котельная, несколько хозяйственных построек, линии электропередач. Славянск обстреливают ракетами Х-58, реактивными системами залпового огня, артиллерией, танками.
Пойдет ли враг «освобождать» Славянск, оставив вместо города груду дымящихся кирпичей? Жители уверены, что нет. Во-первых, ВСУ быстро учатся, во-вторых, рельеф местности вряд ли даст россиянам возможность куда-то продвинуться дальше Бахмута.
- Они Бахмут «освободили», но, во-первых, не до конца, а во-вторых, они оказались как на ладони у ВСУ, которые стоят на высоте. Так что мы, конечно, немного нервничаем, но в основном стараемся сохранять спокойствие – нас не сдадут, - считает житель Славянска.
Именно поэтому в городе жизнь если и не кипит, то идет по накатанному сценарию. Магазины продают товары, в больницах лечат, по улицам ходят люди. В любимом горожанами сквере «Мечта» на днях убирали – и волонтеры, и местные жители вышли навести красоту после зимы. Расчистили клумбы, убрали сухие ветки – и вот уже «Мечта» радует глаз горожан.
Ободренные такой инициативой славянцы готовы провести генеральную уборку и на «Славкурорте» (уникальный бальнеологический курорт). Сейчас он, понятно, не работает – оздоравливаться под звуки войны вряд ли кто-то готов, да и состояние здравницы требует восстановления. Но убрать прилегающую территорию ничто не мешает.
Дружковка (45 км от Бахмута): выдает замуж девчат и сажает помидоры
Опаленная войной Дружковка также сохраняет хладнокровие и верит, что активные боевые действия ее не затронут.
- Мы слушаем вылеты-прилеты, потом звоним родным и друзьям, узнаем, все ли в порядке – и возвращаемся к привычным занятиям, - говорит жительница микрорайона Сурово Евгения Лещенко. – Все, кто хотел уехать, увезти детей – те уже покинули город. У нас по домам ходят спасатели, полицейские, они просят выезжать, особенно тех, у кого дети. Но у нас народ такой непробиваемый… Недавно полицейский буквально умолял наших соседей во время воздушной тревоги не бежать смотреть, что летит, а бежать в укрытие. Кто-то уже вообще не реагирует ни на сирену в телефоне, ни на что. Огороды, помидоры, лето – о чем еще думать?
В целом, говорят горожане, их и без того не очень бурная жизнь продолжает течь в своем русле. Воду дают на четыре часа в сутки? Значит, надо пополнять запасы. Надо что-то купить, а в аптеке нет? Можно съездить в Краматорск, например, - автобусы ходят каждый час-полтора. В Константиновку ехать страшновато, но к родным и друзьям катаются, как говорится, помолясь.
- В последнее время у нас много браков регистрируется по упрощенной процедуре «брак за час» – украинские бойцы находят у нас себе жен. А что, наши девушки знаете какие! – улыбаясь, говорит Евгения. – Умницы, красавицы, ничего не боятся, верные, достойные спутницы нашим военным. А ребята - военные и местные, и из других областей есть.
А вот если российские военные решат «освободить» Дружковку? Местные жители уверенно говорят – нет.
- Они могут только исподтишка запускать ракеты, особенно любят это делать по ночам или вечером, когда все дома. Все летит в жилой сектор. Но вот так, как в Бахмуте, это вряд ли. Бахмут их размолол в фарш, так что до нас они не дойдут. И наши военные не дадут, и мы не дадим им просунуться, - утверждает супруг Евгении Алексей. – У нас многие горожане вынесли урок из оккупации в 2014 году: если тогда они были вроде и не против всяких «ДНР», то сейчас они очень активно возражают и утверждают, что Дружковка – это самый лучший украинский город.
В целом, ощущение, что высадка помидор дружковцев волнует гораздо сильнее, чем обстрелы. С другой стороны, можно вспомнить знаменитую книгу Виктора Франкла, который описал жизнь в концлагере. Выжили те, кто мог заниматься рутинными повседневными делами. Так и здесь: война войной, но помидоры сажать надо.
Краматорск (55 км от Бахмута): открываются новые пиццерии и бани
Фактическая столица Донецкой области (вместо оккупированного Донецка) переживает тяжелейшие ракетные обстрелы, но не сдается. Уже не кажутся странными сообщения об обстрелах в местных телеграм-каналах, перемежающиеся с объявлениями об открытии пиццерий, услугах парикмахеров и новых банях, а также с графиками подачи воды и маршрутов автобусов.
- Мы, конечно, тут пуганые уже не раз, боимся, но все равно – и детей растим, и цветы высаживаем. Дороги в городе делают, разметку обновляют, теплосеть недавно чинили, светофоры ремонтируют и меняют – вроде мелочь, но так успокаивает, когда идешь по улице. Вроде как и нет никакой войны, все как в старые-добрые... - делится ощущениями краматорчанка Елена Шевкун. – Когда я поехала к маме в Семеновку, это недалеко от города, то увидела, как коммунальщики латают дыры в дорожном покрытии. Даже глаза защемило: у нас только недавно были страшные прилеты, дома разбили в щепки, а ребята наводят порядок!
В городе сохраняется работа практически всех служб, разве что время их работы сократилось на пару часов. Активно идет выдача гуманитарной помощи – в Краматорске много переселенцев «старых» и «новых», и часть из них решила уже никуда не бежать.
- Мы из «старых» переселенцев, приехали в 2015-м, - делится Анна Львовна Екимова из Донецка, а сейчас – краматорчанка. – Тут уже обустроились, дети нашли работу, мы с мужем на пенсии. Но война нас догнала. Мы в апреле прошлого года чуть не оказались на вокзале, когда ракета прилетела. Договорились там утром встретиться с родственницей, она из села нам привозит овощи, консервацию свою… И у нее вечером давление подскочило, она позвонила, сказала, что не приедет. А на следующий день утром ракета по вокзалу, людей сколько убило! Так что нас отвел Господь. И сейчас отведет: все переселенцы настрадались уже, куда им еще бежать, когда денег особо нет? Будем тут уже до конца.
В Краматорске сомневаются, что город будет захвачен российскими военными. Для этого им придется пройти жернова ВСУ, укрепившихся возле него и других населенных пунктов. А это, как уже показала история, ни к чему хорошему захватчиков не приводит.