Война для высших учебных заведений продолжает быть временем испытаний. Сначала наши университеты столкнулись с ракетными угрозами, с релокацией студентов и преподавателей, впоследствии, как и всю страну, постигла проблема дефицита электроэнергии.
Впрочем, к концу учебного года вузы смогли добраться. И уже сейчас становится актуальным вопрос о возвращении студентов с 1 сентября на очное обучение – и это тоже вызов.
KP.UA пообщалась с университетами из разных уголков Украины о том, как они собираются решать этот вопрос.
КПИ: 322 учебных дисциплины уже переведены на очное обучение
Как будут учиться с сентября в КПИ им. Игоря Сикорского, рассказывает проректор по учебной работе Анатолий Мельниченко.
– С первого мая мы уже перевели преподавание по 25 специальностям в смешанную форму (лекции остаются дистанционно, а лабораторные и практические проводятся очно). Такое решение было принято после анализа вместимости и состояния наших укрытий.
Мы определили 322 учебных дисциплины, где крайне необходимо формирование практических навыков и умений, и поэтому занятие переведено в смешанную форму. В то же время значительная часть студентов из числа некиевлян вернулась в общежития.
Некоторые специальности остались в дистанционном формате. В первую очередь речь идет об айтишниках, где нет серьезной необходимости работать с оборудованием, а также студентов социогуманитарных факультетов.
Что касается обучения с первого сентября, то мы считаем целесообразным переходить всем на смешанную форму. Чтобы не делать больших скоплений, то есть когда на лекциях одновременно собираются студенты всего факультета, поэтому лекции будут проводиться, скорее всего, дистанционно. Там, где необходимо приобретение практических умений и навыков, изучение особенностей взаимодействия с оборудованием, соответствующей техникой, приборами, реактивами, такие занятия будут проводиться очно.
В КПИ им. Игоря Сикорского даже для неинженерных специальностей хотели бы сделать с сентября офлайн-обучение, потому что развитие коммуникации и социализация актуальны для всех.
– На факультетах неинженерных специальностей практические занятия мы хотели бы все-таки сделать очными. Ибо непосредственная коммуникация между студенчеством и преподавателями имеет иной характер, чем сетевая через Zoom или Google Meet. Ведь в этом случае есть социализационный аспект. И это тоже элемент приобретения коммуникативных навыков. Здесь также работа в командах.
Будем стараться избегать угроз безопасности, будем организовывать работу так, чтобы не собирались большие потоки в аудиториях. Для этого и расписание мы формируем так, чтобы для конкретного потока лекционные занятия были в одни дни, практические – в другие, а выборочные дисциплины – в третьи. Тогда не возникнет вопрос логистики – ты не должен слушать лекцию дома дистанционно, а затем на следующую пару бежать в корпус на практическую.
Количество отчислений во время очного обучения такое же, как и на дистанционном
В то же время возникает вопрос: насколько хуже стали знания студентов после дистанционного обучения во время пандемии, а затем и войны? Студенты 2-3 года не учились очно. А есть ряд дисциплин, где очное обучение показывает в разы более качественные результаты, чем дистанционное.
– Это нужно рассматривать в контексте. Если сравнивать, когда была пандемия и острая фаза боевых действий на территории Киева, то, конечно, это выручило образовательную систему и обеспечило возможность не срывать образовательный процесс. То есть, если онлайн-формат был нормально организован информационно и методично. Однако все понимают, что учить играть на рояле без рояля немного тяжеловато. Если человек не имеет доступа к оборудованию, а есть только виртуальная модель, то принцип действия этого прибора студент, может, и поймет, но работать с ним не сможет, - говорит Анатолий Мельниченко.
Наш собеседник приводит объективный показатель качества знаний: количество отчисленных в КПИ за последние два года обучения не изменилось, оно такое же, как и в прошлые годы.
- Наш университет является одним из самых требовательных к студентам, поэтому у нас за одну сессию могут отчислить около тысячи человек. Конечно, во время боевых действий мы пытались быть максимально гибкими, особенно на прошлой сессии, когда отключалась электроэнергия. Мы даже отменяли дедлайны. Но эта цифра осталась примерно такой же – до тысячи отчисленных. Так что ситуация определяется не только формой, но и требовательностью преподавателей, - говорит Анатолий Мельниченко. – Но требования в качестве подготовки остаются. Особенно по некоторым специальностям – классически инженерным, естественным, там, где крайне важна работа с приборами и экспериментальными установками. Здесь существует вероятность понижения качества. Поэтому мы во избежание этого снижения развивали свои платформы дистанционного обучения, используем разные подходы, дуальный процесс.
Выход студентов на очное обучение выглядит логической опцией. С точки зрения знаний – это, безусловно, выигрыш. Однако есть и вопросы безопасности студентов во время их пребывания на парах и в студенческих общежитиях.
– Да, университет наш очень большой. Сейчас есть 6 тысяч мест в укрытиях. Конечно, до 1 сентября мы будем просить провести аттестацию ГСЧС еще несколько тысяч мест, – отмечает наш собеседник.
У НУБиП искали свои способы организации учебного процесса
- НУБиП Украины (Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины – бывшая Сельхозакадемия. – Ред.) – первым в Украине среди заведений высшего образования возобновил 14 марта 2022 образовательный процесс. Были разные мнения относительно формы учебного процесса – очная, дистанционная или смешанная? Как определить оптимум, когда и качество обучения будет обеспечено, и безопасность для каждого будет гарантирована? Дистанционная форма обучения в этом году была усложнена разрушением энергетической инфраструктуры. В таких условиях мы нашли свои оригинальные способы, которые позволили охватить обучением максимальное количество участников образовательного процесса, - говорит проректор по научно-педагогической работе НУБиП Украины Василий Шинкарук.
В НУБИП была создана мощная информационно-цифровая образовательная среда, которая позволила в кризисных условиях пандемии и войны обеспечить обучение на высоком уровне.
- Научно-педагогическими работниками университета создано 4753 электронных учебных курса. Посещаемость электронного обучающего портала университета (elearn.nubip.edu.ua) значительно возросла по сравнению с предыдущим периодом, в частности, количество пользователей увеличилось с 8 тысяч до 19 тысяч человек. Мы стараемся все сделать, чтобы каждый студент мог учиться не только дистанционно, но и очно, приобретать профессиональные навыки и умения в современных лабораториях и непосредственно на производстве, - говорит наш собеседник.
Острая потребность в укрытиях
Для безопасного проведения образовательного процесса в университете был организован ряд важных мероприятий.
- Тщательно подготовлены укрытия и рассчитано количество человек, которые одновременно могут находиться в них. Комиссия ГСЧС проинспектировала бомбоубежища университета и отметила их готовность к началу учебного года, выделив 7200 мест в бомбоубежищах и укрытиях корпусов и 4300 мест в укрытиях общежитий и разрешила обучать студентов в очном формате, - отмечает Василий Шинкарук.
Для обеспечения оптимальной вместимости бомбоубежищ и укрытий график учебного процесса был скорректирован таким образом, чтобы одна часть студентов училась определенное время очно, а другая - дистанционно.
– Предусмотрена возможность всем студентам получить практические навыки работы в учебных лабораториях. Мы ввели для студентов обучение в две смены. Это было сделано для того, чтобы студенты, одновременно находящиеся в аудиториях, в случае воздушных тревог смогли разместиться в бомбоубежищах и укрытиях университета и безопасно находиться в них определенное время, - объясняет Василий Шинкарук.
Первые курсы – очно, остальные – дистанционно
– Война заставила нас еще раз серьезно переосмыслить содержание учебных планов и программ, разгрузить их от повторов и дублирования тем. Мы овладели новыми методами дистанционного обучения и освоили виртуальные методики лабораторных работ. Разработаны и размещены на образовательном портале учебные курсы, которые, несмотря на военное положение, обеспечили нам возможность беспрепятственно проводить образовательный процесс в смешанной форме, - говорит наш собеседник.
Новый 2023-2024 учебный год в НУБиП планируют начать с 14 августа сразу после зачисления нового пополнения студенчества.
- Запланировано начать обучение в смешанной форме для студентов бакалавриата и магистратуры, а именно: 1-2-х курсов бакалавриата - очно, а 3-4-х курсов - дистанционно, проведя ротацию по формам обучения через 7-8 недель. Такая же ситуация и со студентами магистратуры. Каждый студент университета будет находиться в равных условиях: полсеместра будет учиться очно, а другую половину – дистанционно, – объясняет Василий Шинкарук. – Именно на такое количество студентов для очного пребывания в университете мы имеем места в укрытиях и бомбоубежищах. А начинаем мы обучение в середине августа для того, чтобы на 2 недели раньше завершить учебный семестр, сэкономив средства для отопления корпусов и общежитий.
В Тернопольском НТУ первый курс - только очно, другие курсы по очереди
В Тернопольском национальном техническом университете имени Ивана Пулюя студенты также учатся в смешанном режиме.
- Всех одновременно невозможно выводить на обучение из-за ограниченного количества мест в бомбоубежищах. Безусловно, очная форма обучения является приоритетной. Комментировать идею выхода абсолютно всех студентов на очное обучение возможно будет только после разъяснений от МОН, – рассказали нам в пресс-службе ТНТУ им. И. Пулюя.
- Поэтому с весеннего семестра схема обучения такова: 1-й курс – только очно, 2-й и 3-й курсы – дистанционно/очно поочередно каждые 4 недели. А 4-й курс тоже имел окно для очного обучения на две недели. Магистры – только дистанционно. Эта система касается всех специальностей, - отмечают в ТНТУ.
С начала пандемии, с марта 2020 года, в университете преобладало дистанционное обучение. Потому смешанную форму положительно восприняли как преподаватели, так и студенты. Но отмечают, что, бесспорно, личное общение лучше для учебного процесса.
Еще не определились
В Харькове будут ожидать решения ХОВА
Национальный аэрокосмический университет им. М. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» пока в ожидании решения Харьковской областной военной администрации, поэтому предугадать, как будет организована учеба с первого сентября, пока не могут. Следует учитывать, что близость к Харькову даем возможность оккупантам постоянно наносить свои коварные удары, ведь время полета ракет здесь максимально короткое.
- Мы готовы начать очную форму обучения, как только получим на то разрешение ХОВА, - говорят в пресс-службе ХАИ.