День вышиванки зародился в 2006 году в Черновцах с легкой руки тогдашней студентки Леси Воронюк. В то время ее поддержал очень ограниченный круг единомышленников. Зато сегодня ее идея – одевать в этот день вышиванку – подхвачена и стала популярна более чем в сотнях стран мира, где улицы больших городов и отдаленных сел украшают украинской вышивкой.
Хотя официального статуса в Украине этот праздник не получил, даже все украинские президенты, за исключением Януковича, всегда в этот день одевают вышиванку. Но начиналось все совсем по-другому… Как именно сайт - KP.UA узнал непосредственно у главного идеолога и основательницы праздника Леси Воронюк.
Движущая сила праздника - студенты
- Леся, представляли ли вы, что ваша идея надеть вышиванки в один день вместе с друзьями перерастет в масштабный праздник, который будут отмечать во всем мире? Было ли это и вашей целью?
- Даже в величайших мечтах я не представляла, что небольшая студенческая акция превратится в праздник мирового масштаба! Тогда мы хотели объединить студентов-друзей и договорились, что в один день все придем в университет (Леся Воронюк училась на факультете истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Федьковича. – Авт.) в вышиванках. Это была общая инициатива активных студентов, которые имели проукраинскую позицию и понимали, как украинская культура важна. Тогда речь шла не о ее сохранении, а о том, чтобы восстановить интерес к ней.
- Насколько популярной в то время была украинская вышиванка?
– Моды на ношение вышитой рубашки в публичном пространстве, а тем более – в молодежном, не существовало. Их надевали только коллективы народного творчества, и их можно было увидеть в музеях. Точно не было такой культуры, как сейчас, когда в любой день вы можете увидеть на улицах городов людей в вышитых рубашках – и это норма, привычка современного украинца.
- Почему выбран именно этот день – третий четверг мая? Из-за погоды – потому, что уж точно будет тепло?
– Первые годы мы отмечали его в апреле, а затем сдвинули праздник на конец мая – когда уже теплее и можно ходить без верхней одежды, но когда еще учится студенчество, потому что студенчество – это движущая сила Дня вышиванки. В других городах сначала праздник подхватывали студенты, потом – преподаватели, а потом городские общины. Выбирали день, в который бы не было других праздников, а также чтобы это было время после Пасхи, потому что многие соблюдают пост, а это значит, что более веселые мероприятия мы бы не могли себе позволять. Иногда, как и в этом году – такое бывает раз в 5-6 лет, День вышиванки выпал на 18 мая – это День памяти жертв геноцида крымскотатарского народа. Мы не планировали громких ярких мероприятий – это будет интеллектуальный День вышиванки.
«Янукович – пример того, что происходит, когда не надеваешь вышиванку»
- Какая была цель – только популяризация вышиванки?
- Каждый год этот праздник приобретает новые географические масштабы, во всем мире приобщается все больше людей. Также происходит и смысловое углубление – от первоначальной идеи просто надевать рубашку, потому что красиво, люди углубляются в тему и ищут, почему эта вещь важна для нас, почему вышитая рубашка стала сакральным символом украинской идентичности, независимости, борьбы, непокорности…
Сегодня День вышиванки – это уже неотъемлемая составляющая украинской культурной дипломатии. В этот день вышитые рубашки также надевают иностранные президенты и премьеры, звезды культуры, жители других стран, поддерживающих Украину. Это наш культурный символ, который приобрел политическую идентичность. Это пример того, как культура может быть духовной и культурной броней и насколько она влияет на политические решения.
Ко Дню вышиванки в Украине присоединялись все президенты, кроме Януковича. У нас есть такая корпоративная шутка: вот чем все кончается, когда ты президент Украины и не надеваешь вышитую рубашку.
- Кажется, что этот праздник отмечается сам по себе, но существует оргкомитет Дня вышиванки… В чем заключается ваша работа?
- Наш оргкомитет – это шесть человек, которые, собственно, и основали праздник. В 2015 году мы учредили общественную организацию. На самом деле, над праздником и другими инициативами в его рамках мы работаем круглый год. Мы организовываем большое количество культурных проектов, выставок, лекций, работаем в экспедициях. Еще до войны мы вместе с Ахтемом Сеитаблаевым и Ульяной Горбачевской успели организовать в Черновцах огромный симфонический концерт с традиционными буковинскими колядками.
Также снимаем документальные фильмы. «Наследие нации» – это документалка о вышитых рубашках, «Ткацкий путь» – это большая экспедиционная работа об украинском ткачестве, и фильм, которым мы особенно гордимся, «Соловей поет» - документалка, разрушающая мифы об украинском языке, интегрированные русской пропагандой в наше информпространство. Мы работаем с более широким культурным аспектом, чем вышиванки, но они являются ядром.
В этом году мы презентуем обширную этнографическую книгу – артбук. Материалы для нее мы собирали в экспедициях всю осень, а затем зимой и весной их прорабатывали. Это требует много времени и команды, хорошо понимающей тему украинской культуры.
А мнение, что праздник происходит сам по себе, – это тот результат, на который мы работаем и которого хотели добиться. Понимаете, в чем феномен Дня вышиванки – этот праздник не признан официально на государственном уровне, его нет в государственных календарях праздников, но все равно к нему все приобщаются и большое количество украинцев выбирает в этот день быть в вышитой рубашке. Это отличный показатель того, как работает гражданское сознательное общество.
Рубашка-оберег
- Вы посвящаете этому только свободное время или это и ваша работа?
– Вообще я журналист – работала сначала в Черновцах на телевидении, а потом в Киеве, где и живу. Когда мы увидели, что праздник набирает обороты и его можно развивать, и эта работа будет давать результат, я перешла работать в общественный сектор. Сейчас работаю куратором культуры.
- Есть планы по развитию праздника или уже сделан максимум и осталось только поддерживать?
- Каждый год мы ставим своей целью развитие праздника и работаем с темами, которые еще малоисследованы и малоразвиты. Каждый год выбираем дополнительную тему по истории или культуре, связанную с вышитыми рубашками. Например, в 2019 году наш основной слоган был о том, что вышиванка – одежда свободных. Мы говорили о вышитых рубашках, устраивали лекции и выставки рубашек украинских политзаключенных периода советской оккупации - это украинская интеллигенция, деятели культуры, которые из-за ношения вышитой рубашки или общения на украинском языке были в ссылке и отбывали наказание по 25 лет.
В 2020 году темой Дня вышиванки была родословная. Наша кампания была посвящена тому, как украинцы могут изучить историю своей семьи. Это очень действенный инструмент, чтобы поощрять людей исследовать в целом культуру Украины. Я много раз сталкивалась с теми, кто говорил: «Вот я из большого города, и в нашей семье никто никогда не надевал вышитые рубашки, и я тоже не буду». Я советую таким первым делом найти черно-белые фото своих дедушки и бабушки и посмотреть, во что они были одеты. Если есть родственники в деревне – поезжайте и посмотрите в бабушкин шкаф, в сундуке, спросите, что она надевала. Когда люди свою личную семейную историю начинают исследовать и находят там эти вещи, у них меняется отношение и к украинской традиционной культуре, и к себе.
- Какова будет тема Дня вышиванки в этом году?
- В этом году говорим о том, что вышиванка – это любовь, вышивать – это верить, оберегать и ждать. Это связано с историческими контекстами – вышитая рубашка во многих обрядах выполняла функции оберега, ее использовали на крестинах, свадьбе, даже на похоронах вышиванке придавали определенные функции. Сегодня рубашки вышивают не только мастерицы, но и женщины, которые ждут мужей, родителей, сыновей, братьев с фронта, из плена или просто ждут близкого человека, который, возможно, за границей и должен вернуться домой. Вышитая рубашка для современного украинца - сакральный символ, который имеет функцию оберега не только во время обрядов. Для многих вышитая рубашка ассоциируется с объятиями. Подарить кому-то дорогому рубашку - это то же, что обнять человека, которого ты любишь.
Тысяча вышиванок уехала на фронт
– Какая у вас традиция празднования Дня вышиванки и как будете отмечать в этом году?
- Каждый год я провожу этот день в разных городах и странах, но в большинстве своем это Киев или Черновцы. В этом году будем в Черновцах – здесь праздник зародился и здесь наш крупнейший проект, с которым мы работаем, – это Музей вышиванки. Мы хотим создать диджитализованный музей, в котором, например, экспозиция старинных артефактов будет совмещена с современными решениями – голограммами, тачпадами, инсталляциями. Потому все силы сосредоточены на этом проекте.
Каждый год День вышиванки, где бы мы ни находились, начинается с единственной утренней акции – мы едем в роддом и дарим вышитые рубашки детям, которые в этот день рождаются. Эту акцию уже подхватило украинство в 30 странах мира. За рубежом вышиванки в этот день дарят в посольствах родителям, которые приходят регистрировать новорожденных украинцев. Для меня это очень чувствительная традиция, потому что я всегда верю в то, что украинец начинается с вышитой рубашки.
- Празднование Дня вышиванки в каком городе вам нравится больше всего?
– В Украине его празднуют достаточно широко и равномерно красиво. Но больше всего эмоций и размышлений вызывают отдельные истории… У нас есть подписница и единомышленница – живущая в Крыму украинка. Она ежегодно в этот день надевает вышитую рубашку и делает дома селфи у зеркала – и отправляет мне. Это ее единственная возможность приобщиться к празднику – конечно, она не выходит в вышиванке на улицу. Вот такие истории наиболее ценны. Они напоминают, что мы еще должны сделать и что большая война и большие бои еще впереди, что на оккупированных территориях многие украинцы ждут возвращения.
В последние несколько лет мы также собираем и вышиваем рубашки для наших защитников, и когда получаем фото от военных в вышиванках - это тоже очень чувствительно.
В прошлом году мы, как и многие, бросились заниматься волонтерством: наладили поставки лекарств, бронежилетов, реанимобилей, и, когда передавали это на восток, военные постоянно спрашивали: а привезли ли вы нам вышиванку? Мы сначала думали, что это не столь важно, но потом объявили акцию и передали более тысячи вышитых рубашек. Среди военных тоже многие верят, что это оберег. Для многих военных наша вышиванка стала первой в жизни.
В семейной коллекции полтысячи вышиванок
- Что вас еще поражало или удивляло в День вышиванки за эти годы?
- Вот такие личные истории больше всего поражают. В 2016-м организовали большую дипломатическую встречу в «Мистецькому арсеналі» на 1000 человек - с политиками, министрами и всеми посольствами, находящимися в Киеве. Но в конце концов личная история одной женщины поражает больше, чем одно огромное мероприятие. Это также о том, как людям в одиночку сложно выстоять и не раствориться. Мы как общество поддерживаем друг друга, а когда ты один противостоишь системе – это о фантастической силе воли и духа. Такие истории очень сильно мотивируют не останавливаться.
- Насколько важна вышиванка в вашей семье?
- Мне посчастливилось родиться в украинской семье мастеров: бабушка – ткачиха и вышивальщица, мама – коллекционер и писательница. Я выросла в этой среде, и все украинское для меня было очень органично. Когда я взрослела, училась в университете и потом работала в Киеве – для меня было культурным шоком, насколько другие люди моего возраста обрусевшие и находятся вне контекста украинской культуры. На одном канале, где я работала, у нас был коллектив из 40 человек – это была команда из разных регионов, и только я одна общалась на украинском языке. Но то, что я выросла в такой семье, сформировало стержень того, что я не перешла на русский и противостояла всем. Это было сначала сложно, потом интересно, стало даже жизненным вызовом, иногда маргинально, но все равно позиция остаться украиноязычной в Киеве, в столице Украины, была неизменной. Но ситуация менялась – сначала друзья начали переходить в общении со мной на украинский, а потом, после 2014-го и особенно – в 2022-м, уже очень большое количество людей перешло на украинский язык.
- Расскажите о вашей вышиванке – чем она для вас особенная или у вас их несколько?
– В нашей семейной коллекции 500 вышитых рубашек – и старинных, и современных. Каждый год на День вышиванки стараюсь надевать другую - иногда это рубашка мамы или бабушки, иногда поддерживаю современных дизайнеров. Сегодня планирую надеть воссозданную рубашку Ольги Кобылянской. Писательница родом из Буковины и в этом году – 160 лет со дня ее рождения. Рубашка создана в рамках проекта «Вышивка в одежде выдающихся украинцев», который воспроизводит вышиванки известных украинцев предыдущих поколений.
Часть рубашек вышивала бабушка, другую собирала и покупала мама – это ядро коллекции. Есть рубашка прабабушки, оставшаяся еще с периода Голодомора, который был на Буковине в 1946-1947 годах. Тогда вещи меняли на еду на Франковщине. Из дома вынесли практически все – даже иконы, но одну вышитую рубашку все-таки оставили – прабабушка не могла ее отдать, настолько она для нее ценна. К счастью, она сохранилась до наших дней. Это наша главная семейная реликвия, которую мы особенно сохраняем и будем в дальнейшем передавать нашим детям.
«Выбрала рассказывать о вышиванках, а не создавать их»
- Большая коллекция – 500 вышиванок! Где храните такое количество?
- Все хранится в сундуках или в шкафах – не на вешалках, конечно. Также в софах - когда-то делала кровати с пространством под ними для хранения вещей. Главное условие – сухое место, потому что текстиль впитывает влагу. Вещи нужно по меньшей мере два раза в год просушивать – весной, когда уже тепло и не влажно, и осенью, когда еще солнечно и очень тепло. Тогда они хорошо сохраняются.
- Как часто надеваете вышиванки? Это ваша обыденная одежда?
- Это ежедневная, органичная и очень комфортная одежда. У меня есть разные вышиванки – более ценные и менее ценные. Вышиванки ручной работы на домотканом полотне я не очень часто позволяю себе надеть, чтобы они максимально долго прослужили и остались в дальнейшем. Покупаю большое количество рубашек машинной вышивки современных брендов, чтобы носить с джинсами, кроссовками, юбками.
- А вышиваете сама?
- Я умею вышивать, но я не вышиваю рубашек и это не является моим приоритетом. В Украине существует большое количество мастеров, вышивальных цехов и мастерских. Это жизнь и основная работа мастеров, и их мастерство неповторимо – они его отрабатывают десятилетиями. Я свою задачу вижу в продвижении культуры и культурного наследия и в продвижении этих мастеров и вышиванки. Потому я выбрала рассказывать об этом. А создавать есть кому.