Жильцы Чинадиевского замка: Не хотим превращать замок в Диснейленд

Супруги-художники более десяти лет восстанавливали исторические руины и сделали из них популярное туристическое место.

stmiklos.com.ua

Кто из нас в детстве, насмотревшись сказок о рыцарях, королях и принцессах, не мечтал жить в настоящем замке… Не жизнь, а сказка – сплошной праздник, пиршества да приемы важных гостей с пышными выездами… Впрочем, те, кто сейчас имеет возможность жить в настоящем замке, отмечают – это требует особых усилий, а о каком-либо комфорте придется забыть на десятилетия. Короли живут совсем не по-королевски.

Мыться – к речке, в туалет – к соседям

Закарпатские художники Татьяна и Йосиф Бартош (он также композитор и поэт) 22 года назад поселились в заброшенном, почти разрушенном замке XIV века, который пугал руинами и осыпающимися камнями жителей поселка Чинадиево возле Мукачево. Никакими царскими палатами и расписными потолками там и не пахло. Жить в средневековом замке пришлось в таких же средневековых условиях.

- Комфорт и удобства – эти слова были абсолютно несовместимы с бытом в замке, – вспоминает в разговоре с KP.UA о жизни в замке Йосиф Бартош. - Дуло со всех сторон – ни одного окна не было… Как могли – залатали. В единственной обустроенной комнате, которая была и нашей спальней, и мастерской, и офисом, топили маленьким электрическим обогревателем – дымохода здесь не было. Температура в холодный сезон не поднималась выше девяти градусов. Воды не было, как и колодца, туалета тоже, да и электричество мы проводили сами, оплатив огромные долги автобазы, которая прежде здесь находилась.

В туалет и за питьевой водой, чтобы что-то приготовить на обед, иногда ходили к приемным родителям Татьяны, жившим напротив замка. Но понимания с их стороны не встречали – старики никак не могли понять, почему супруги живут в развалинах и зачем-то еще вкладывают туда свои личные деньги. За эти суммы давно можно было свое жилье купить, а то и не одно. Поэтому о гостеприимстве в их доме речи не шло – приходилось проситься и к соседям. Помыться, постирать ходили к речке – Латорица бежит рядышком.

Замок нашептал

Несмотря на все трудности, сейчас хозяева замка считают десять лет, проведенных в столь стесненных условиях, счастливейшими в своей жизни.

- У меня ни разу тогда не возникало мысли все бросить, хотелось двигаться только вперед – к своей цели, - продолжает Йосиф Бартош. – Была идея создать в замке культурно-художественный центр.

Такое желание возникло, когда Йосиф приехал в гости к едва знакомой художнице Татьяне в Чинадиево. По совету знакомых он приглашал ее на первый организованный им международный пленэр деятелей искусства.

Татьяна повела его к единственной достопримечательности поселка – старинному замку.

- И замок будто бы продиктовал мне – почему мы, художники, должны слоняться по санаториям во время пленэров, если они должны проходить в замках?! – вспоминает Йосиф Бартош. - Тогда я и решил, что здесь должен быть культурно-художественный центр.

Написал заявление в местный совет насчет аренды замка, вернее, того, что от него осталось.

- Там надо мной посмеялись, но почему-то подписали, - вспоминает наш собеседник. - Потом в районной администрации тоже смеялись, но утвердили. Процесс получения договора аренды в обладминистрации длился дольше всего – полтора года, но все же заключили. И сразу после этого в замке обрушилась крыша…

Над художниками потешался весь поселок. Их и раньше воспринимали здесь как белых ворон. Ну а кто поймет, зачем брать в аренду, а не сносить средневековые развалины с горами мусора в каждом помещении – от чердака до подвалов?

За аренду развалин денег не берут

Десятки тонн мусора супруги вывозили из замка годами. Но самой тяжелой проблемой стала все-таки обрушившаяся крыша. Построить ее было куда легче даже не сведущему в строительном ремесле художнику (а делал он это сам вместе с еще тремя мастерами), чем разобрать завалы.

- Внутренняя конструкция - мореный дуб, который и пила не берет, - вздыхает Йосиф Бартош. - Это был тяжелый вызов. Внешне сделали крышу такой же формы, а внутри – современную.

Через два года работы были закончены. Тогда супруги и поняли – все-таки есть шанс вдохнуть в замок новую жизнь.

Аренда средневекового замка обходится бесплатно – за развалины денег не берут. Договор заключен на 49 лет.

Все работы за небольшими исключениями художники делали за свой счет. Пять тысяч долларов на ремонт выделила Венгрия – ранее крепостью владела венгерская княгиня Илона Зрини. Этих денег хватило ровно на пять метров крыши. На остальное, а это еще 90%, супруги зарабатывали сами.

- Нам тогда повезло – мой знакомый строил отель в Ужгороде и заказал для дорогих номеров у нас с Татьяной картины, копии произведений художников XVI-XVIII века, - продолжает владелец замка. – Их мы писали полтора года и за эти деньги доделали крышу.

Из-за туристов восемь лет не пишет

Йосиф Бартош – известный в Европе художник. Здесь он долго жил и работал, его картины есть во многих музеях, в том числе в музее подарков Папы Римского – Иоанну Павлу II свою работу он презентовал лично.

Несмотря на почет и уважение в разных странах, Бартош сделал другой выбор: вернуться в Закарпатье и долгие годы прозябать перед мольбертом в нечеловеческих условиях ради того, чтобы вдохнуть в замок новую жизнь.

- Я хотел сделать что-то в своей жизни для людей, - объясняет художник. – Даже собирался на миссию в Африку. Но хозяйка квартиры за границей, которую я тогда снимал, усмехнулась: «Зачем тебе Африка? Езжай домой – там то же самое». И она была права… Когда я вернулся в Украину, с первого взгляда понял, что тут работы - непочатый край. Я увидел такую пропасть, такую запущенность, такое огромное «НИЧТО» в сфере культуры, что мне стало страшно. И приступил к работе.

Спустя десять лет едва ли не круглосуточного кропотливого труда в Чинадиево поехали туристы. До пандемии местная Книга отзывов пестрела записями чуть ли не на всех языках мира. Хотя такого массового интереса супруги не ожидали – это не входило в их планы.

- Мы были вынуждены большую часть своего внимания уделять туристам – настолько, что забыли о своих обязанностях и настоящих целях, - вздыхает художник. - Результат – я уже восемь лет не держал в руках кисть… Я не написал ни одной строчки музыки. Ни одного произведения. Не сделал в сфере искусства ни-че-го. Замок стал рутинным туристическим объектом. До пандемии я мог проводить экскурсии с восьми утра до 12 ночи. Все время -люди, люди, люди… А не этого мы хотели…

Супруги видели замок местом с тематическими фестивалями и праздниками, конференциями и творческими встречами – чтобы те, кто придет в замок, понимали, куда они идут и ради чего.

«Неужели для этого мы работали?!»

Вход в замок – за благотворительный взнос, но это добровольно. Деньги тут же уходят на благоустройство – Бартоши также стараются восстановить старинный парк 1709 года, который был уничтожен советской властью.

- Та власть вообще хотела очернить аристократию – вот откуда эти истории о том, что владельцы замков все время проводили в пьянках, разврате или на охоте, - отмечает Йосиф Бартош. – А им нужно было постоянно столько проблем в замке решать – и решать правильно, потому что завтра вчерашнее решение может обернуться против тебя. Вот как у нас с крышей – тогда мы недооценили некоторые ошибки, и сейчас они обернулись новыми проблемами. И так со всем.

Когда владельцы замка неожиданно для себя оказались в центре внимания туристов – впервые ощутили, что все их труды, может, и не стоили того…

- Опускались руки, когда видели, как уничтожают нашу работу – портят стены, насаждения, - вздыхает художник. – Неужели для этого и для этих людей мы работали? Пока туристов не было – мы очень любили то, что делали, и жили этим. И даже случайной мысли «зачем нам это?» не возникало. Мы не жили, как все, и не стремились – у нас были другие мечты. И сейчас живем очень скромно – люди это видят. У меня даже машины никогда не было, набор продуктов в магазине – очень простой.

Любовь, затмившая Ромео и Джульетту

Историй о призраках и замурованных в стенах замка людях вы здесь не услышите. Зато узнаете историю любви, затмившую историю Ромео и Джульетты, – по признанию побывавших здесь итальянцев из Вероны. Это история любви княгини Илоны Зрини, возглавлявшей венгерское освободительное движение, и графа Имре Текели. В этом замке они встретились. И Чинадиевскую крепость, или замок Сент-Миклоша (святого Николая), еще называют замком любви.

- Они боролись за свободу своего государства и показали, что свои интересы надо ставить куда ниже, чем интересы народа, - отмечают владельцы замка. – Это напоминает сегодняшнюю ситуацию – когда маленькая страна посмела выступить против огромного зверя. Вот о чем мы говорим в этом замке, а не о призраках.

Княгиня Илона Зрини с небольшим двухтысячным отрядом солдат почти весь 1686 год держала оборону Мукачевского замка против сильнейшей армии австрийцев, когда сдалась уже вся Венгрия и была сломлена защита Ужгородского замка. Тогда войскам австрийцев пришлось отступить.

Некоторые, в красках услышав эту историю, выходят растроганными – в книге отзывов много страниц, пропитанных слезами.

- Наша цель – показать вековую общечеловеческую культуру, а не пропускать людей сотнями и тысячами, даже ради взносов, хоть они и нужны, - отмечает владелец замка. - Мы не хотим превращать замок в Диснейленд, откуда люди будут уходить, забыв, где были. Здесь они должны прочувствовать живую историю, понять, что они наследники определенных родов, исторических формирований, из которых состоит и наше современное время.

Сегодня замок – популярный туристический объект. Здесь есть клуб исторических реконструкторов, работает рыцарский орден святого Николая, проводят фестивали и праздники, даже свадьбы в рыцарском стиле.

В планах у супругов - арендовать еще семь замков на Закарпатье. Это Невицкий, Вышковский, Бронецкий, Квасовский, Виноградовский и Довжанский замки. За ними уже сейчас присматривают их единомышленники, а в некоторых уже проводят исторические реконструкции и фестивали. Оживить историю – это та цель, которую перед собой ставили Татьяна и Йосиф Барташи.