Сайт Министерства обороны Украины открыл раздел «Путь после ранения» для военнослужащих. Через него или самостоятельно можно выйти на сайт «Турбота», где прописан полный алгоритм действий раненого солдата, инструкции получения выплат, удостоверений и т.п. Также интересующиеся могут скачать «Справочник военнослужащего после ранения», там тоже прописаны все действия в случае ранения, травмы или заболевания военнослужащего. KP.UA разбиралась, о чем там идет речь.
Не все понятно
Сайт по-военному краток и наполнен ссылками-переходами, поэтому в полевых условиях не очень удобен (для этого и предложен «Справочник…» для скачивания). Четыре основные раздела сайта посвящены основным вопросам: что делать, если человек получил ранение, травму или заболевание; какие действия предпринимать в первую очередь, если находится на лечении; что делать для получения выплат и как проходить военно-врачебную комиссию (ВКК).
Также добавлены опции «Я нуждаюсь в протезировании», «Как получить свидетельство УБД», «Как получить свидетельство лица с инвалидностью» и "Что делать, если утеряны документы/телефон/банковская карта".
Все эту систематизированную информацию достаточно интересно читать и гражданским лицам, и военнослужащим. Правда, в комментариях KP.UA один из военных выразил небольшой скепсис.
- Будем честны: не всегда выполняется все, что надо. Например, в разделе «Взаимодействие с воинской частью во время лечения» солдату предлагается лично поддерживать контакт с ВЧ и контролировать кучу моментов: например, знает ли командир, где находится его подчиненный. Или лично проверять, правильно ли написана справка об обстоятельствах травмы (ранения, контузии, увечья), согласовать свои действия по поводу утраченного военного имущества… Это все так, но солдаты, поступающие без сознания или не в том состоянии, чтобы что-то контролировать, не могут этого сделать. И тогда, точнее, потом начинаются настоящие проблемы, - отметил военнослужащий из Знаменки (Кировоградская область) Тимофей Чебаненко. - Конечно, все эти моменты могут взять на себя побратимы раненого, волонтеры, сами медики, но… Проблем может и прибавиться.
Посчитаем выплаты
Раздел «Выплаты» прописан очень обстоятельно. По крайней мере, теперь можно узнать, как рассчитывается ежемесячное денежное обеспечение, дополнительное вознаграждение за ранение (травму, контузию или увечье), одноразовая денежная помощь (за вред здоровью). Кто-то узнает, что военнослужащим ежегодно должна выплачиваться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов и денежная помощь на оздоровление (выплаты – в размере месячного денежного обеспечения).
По легким формулам можно высчитать размеры выплат. Военнослужащий Тимофей Чебаненко добавляет: в принципе их все знают, но нелишним будет и проверить.
- Часто бывает, что одному приходит сумма в десять раз меньше, а другому – в пять раз больше. Объяснение одно – «девочки, которые начисляли, напутали». В следующий месяц ситуация выравнивается, но все равно неприятно. Хоть что-то же должно работать в этой стране как часы?!
«Свидетельство участника боевых действий» - кто и как может его получить, из-за чего могут отказать, как оспорить такое решение... Сколько наших солдат отказывались от положенного им документа именно из-за плохо прописанных правил получения, невнятных объяснений служб и управлений! Сейчас можно получить свидетельство, оперируя, в случае надобности, статьями законов и постановлений.
Рапорт и жалоба по образцу
Также очень важным дополнением ко всем пунктам «Турботи» являются образцы рапортов, которые могут понадобиться военнослужащему ВСУ. Уже никто не придерется за отсутствие в рапорте необходимой информации, а если командир не дает справку об обстоятельствах травмы (ранения, контузии), то есть форма и для жалобы. Образцы для направлений на ВВК и гарантийных писем от частных лечебных учреждений, заявки на получение протезного изделия – в общем, не надо ломать голову или писать наобум, чтобы затем получить отказ из-за неверно составленного документа. Удобно? Очень.
В разделе «Самые популярные вопросы» пока только повторяются подпункты со всего сайта «Турбота», кнопка «Есть другой вопрос?» пока не работает.
В одном месте собраны и контакты горячих линий органов власти, ответственных за дела украинских военнослужащих, начиная от Министерства обороны и командования медицинских сил ВСУ до правительственного контактного центра. Плюс телефоны и интернет-адреса общественных организаций, поддерживающих военнослужащих и ветеранов.
Осталось довести до ума электронную запись солдат к врачам для прохождения военно-врачебной комиссии (поскольку сейчас ситуация просто позорная, очереди на ВВК достигают 500 человек) – и можно уверенно говорить, что государство позаботилось о своих защитниках.