Вместо призыва – "курс молодого бойца"? Каким может быть будущее нашей армии

Вновь рассматриваются швейцарская модель или израильский вариант.

УНИАН

Когда закончится война... Как часто мы стремимся заглянуть за ту границу, что будет заживлять нашу сегодняшнюю боль и беспокойство. Даже Алексей Резников не удержался, размышляя о будущем армии. В интервью журналисту Дмитрию Комарову министр обороны предположил, что Украина может отказаться от ежегодных призывов срочников.

Реально ли это, целесообразно ли и что будет на замену, KP.UA поинтересовалась у экспертов.

Исходить из соображений безопасности

Судя по словам министра, о переводе всей армии на контрактную основу речь не идет. Продолжаются поиски более эффективного формирования военного резерва. По мнению Алексея Резникова, идеальным вариантом будет такой: по достижении 18-летнего возраста украинцы в обязательном порядке должны будут проходить трехмесячные курсы – вроде курса молодого бойца, а затем учиться или работать по собственному выбору.

Это приближено к швейцарскому опыту, когда в стране существует всеобщая воинская повинность, в армии фактически служат все пригодные для этого мужчины, однако срок военной науки небольшой, акцент делается на ежегодной трехнедельной переподготовке.

О возможности применения швейцарской модели в Украине говорили давно, однако дальше дискуссий между экспертами дело не сдвинулось.

– Теоретически от призыва отказаться можно. Но решение нужно будет принимать по ситуации, которая сложится после победы. Выходить исключительно из соображений государственной безопасности. Да, Швейцария наработала свою модель, она во всех войнах декларировала нейтралитет, но есть факт, что во время Второй мировой немцы использовали ее в своих интересах, - отмечает генерал-лейтенант в отставке Игорь Романенко. – Если у нас не будет достаточно добровольцев в контрактную армию, призыв придется оставлять. Однако можно сократить сроки.

По словам военного эксперта, три месяца "курса молодого бойца" – это условный срок.

- Смотреть надо по профессии, которой овладевает молодой боец, по сложности вооружения. Стрелка-пехотинца можно подготовить и через два месяца. А танкиста, оператора зенитно-ракетного комплекса придется учить полгода, – говорит Игорь Романенко.

Профессиональная армия слишком затратна

Бывший заместитель начальника штаба ВМС Украины, капитан 1-го ранга Андрей Рыженко считает, что следует обратить внимание на опыт Финляндии, где призыв сохраняется, но его сроки дифференцированы – 165, 255 и 347 суток в зависимости от уровня подготовки.

– Численность вооруженных сил Финляндии составляет 30 000, из которых 21 000 – это призывники, которые после службы зачисляются в оперативный и вспомогательный резерв. В случае агрессии за этот счет в считаные дни разворачивается армия в 300 000 человек. При этом не требуется ни дополнительной учебы, потому что все основные специальности закрыты контрактниками, ни мобилизационной суеты. Каждый резервист закреплен за конкретной частью, где проходил подготовку и где за ним сохранено оружие. Каждый имеет у себя дома форму и средства индивидуальной защиты. Не надо обращаться к волонтерам или собирать средства на бронежилет и каску, – обращает внимание Андрей Рыженко.

В мирное время держать большую контрактную армию слишком затратно, считает эксперт.

– В случае агрессии имеет значение не столько численность контрактников, сколько возможность быстрого развертывания обороны. От срочной службы следует отказаться только на флоте. Морская пехота может основываться на резервистах. А вот чтобы подготовить искусного моряка-ракетчика, нужно не менее 12 месяцев. Собственно, флот уже переходит на специалистов. Двадцать лет назад я был старшим помощником капитана, у нас уже тогда служили только несколько срочников на несложных работах, – заключает морской капитан.

У нас нет 36 и 72 часов

За контрактную армию высказывается полковник запаса Олег Жданов.

– В 2005 – 2008 годах мы мощно продвинулись в этом плане. Некоторые части на 80-90 процентов комплектовались контрактниками, в том числе аэромобильные войска. Но были проблемы в организации и управлении подразделениями. Однако даже когда сможем построить крепкую контрактную армию, от подготовки резервистов не должны отказываться. Это следует из оценки нашего противника, который есть и будет оставаться.

По мнению военного эксперта, швейцарский вариант Украины однозначно не подходит.

– Он рассчитан на 36 и 72 часа развертывания войск. А у нас этих часов нет. Российское вторжение было мгновенным и мощным. Это очень хорошо, что министр обороны заговорил о реформах, они нужны и думать о них нужно сейчас, учитывая не только достижения, но и ошибки. На мой взгляд, нам более близкий израильский вариант. Возможно, для женщин следует оставить добровольный выбор, но все 100 процентов пригодных для службы мужчин должны проходить военную подготовку и находиться в резерве. Следовательно, без призыва не обойтись.

Другое дело, отмечает Олег Жданов, что нужно менять отношение к срочной службе. У большинства она ассоциируется с советским наследием – дедовщиной и бессмысленными нагрузками "копаем от забора и до обеда".

– От этого нужно избавляться как внутри армии, так и в общественном мнении. Надо садиться, думать и считать, как сделать призыв эффективным и построить настоящую народную армию, как это сделали в Израиле, – заключает военный эксперт.

Как в мире

В Европейском союзе сохранили срочную службу в разных вариациях Австрия, Греция, Дания, Эстония, Кипр, Финляндия, Норвегия, Турция и Швейцария.

В сентябре прошлого года призыв, от которого отказалась в 2004 году, возобновила Литва, мотивируя это российской агрессией. За несколько лет до этого частичный призыв возобновила Латвия, в стране размышляют о возобновлении воинской повинности для всех мужчин.

О возможности возвращения призыва говорят в Нидерландах и Германии из-за дефицита желающих идти в армию на контракт. В январе этого года глава оборонного комитета Бундестага Мари-Агнесс Штрак-Циммерманн напомнила, что в Германии срочная служба была не отменена, а приостановлена.

В Соединенных Штатах Америки после вьетнамской войны действует только контрактная армия. Однако все мужчины в возрасте с 18 до 26 лет обязаны становиться на учет в системе воинской повинности. Уклоняющим грозит тюрьма или штраф в 250 000 долларов.

Обязательный призыв существует в Мексике, Аргентине, Венесуэле, Бразилии. В Чили и Перу срочников в солдаты набирают на добровольной основе.

В Китае срочная служба длится 2 года. Призываются юноши от 18 до 22 лет, находящиеся в запасе до 45-летнего возраста.

В Турции призывным возрастом числятся 19 – 40 лет. Отсрочку получают студенты и ученые со степенью. Первые – до 28 лет, вторые – до 35-ти. Они могут выбирать: служить год офицерами или полгода рядовыми. За уклонение от армии в Турции могут лишить свободы сроком до 10 лет.