«Сакральные» даты 8 и 9 мая, ожидание контрнаступления ВСУ, помноженное на бытовую неустроенность, в частности, отсутствие нормального водоснабжения, и общее уныние – примерно так можно описать оккупированный Донецк образца мая 2023 года. В воздухе словно повис огромный знак вопроса – что дальше? – а вместо ответов предлагается, например, автопробег в честь Дня Победы. Или очередное ток-шоу, где расскажут, что все так и задумывалось, все идет по плану…
Массовых мероприятий 9 мая не будет
Если присмотреться к видеокадрам из оккупированного Донецка, то бросается в глаза отсутствие на улицах людей. Нет, автомобили ездят, и на остановках тщетно ждут общественного транспорта редкие пассажиры, но в целом картина удручающая – безлюдье. Кое-какие скопления народа можно увидеть на рынках и возле торговых комплексов, но после шести-семи часов вечера – это мертвые зоны.
- Нам не было так «стремно», как сейчас. Хотя нам с прошлого года талдычат, что «восемь лет бомбили Донбасс». Только при этом работали кафе, рестораны, химчистки, вода была в кранах круглосуточно и можно было вызвать мастера ЖЭКа, чтобы починить электропроводку. Сейчас мало что работает, а найти мастеров – проблема. Все то ли уехали, то ли погибли во время прошлогодней «мобилизации», - говорит жительница Ворошиловского района Донецка Юлия Чегодаева. - В прошедшие «восемь лет, когда бомбили Донбасс», на 9 мая по центральной улице Донецка проходил «бессмертный полк», и ни разу ни одного инцидента, связанного с обстрелом не было. Правда, об этом пропагандисты умалчивали, как и о том, что подавляющая часть «дедов на палочках» после парада оказывалась в ближайших мусорниках. Ничто не мешало и ходить парадами в честь псевдореферендума 11 мая.
В этом году, как и в прошлом, массовые мероприятия отменены. Что тогда, что сейчас в ожидании наступления ВСУ оккупационные «власти» пытаются окончательно добить жителей города: то рисуя им ужасы деоккупации (фильтрация всех жителей, поражение в правах, массовые расстрелы), то предлагая срочно собирать аптечки и тревожные чемоданчики.
Над всем этим витает смог принудительной паспортизации, причем очереди в административных центрах не смущают правителей, еще недавно кричавших, что не допустят скоплений людей, ибо их обязательно «обстреляют ВСУ».
Налепили таблички – и все
Нагнетание ситуации и - как следствие – нервозности идет по нарастающей. Некие «сакральные даты», в которые обязательно будет нанесен удар, называются уже в не совсем объяснимом порядке: тут и 5-6 мая (почему?), и 8-9 (допустим), и 11, и 12-е, и 25-е…
- При этом никто не заикается ни о какой эвакуации, если на самом деле все так страшно. В прошлом году людей из Донецка начали вывозить за две недели до 24 февраля, если не раньше. А сейчас – тишина. Мы уже патологически боимся тишины. Нам страшно, и когда обстрел, и когда тишина, словно что-то задумывается ужасное. И до сих пор мы, коренные жители Донецка, не можем привыкнуть к тому, что в городе тихо: не слышно шума транспорта, детских криков на школьных площадках, музыки, звона трамваев, стука мяча на футбольных полях во дворах. Нас превратили в полумертвый город, где жизнь теплится на рынках, - сетует жительница Ленинского района Анна Павловна.
Дончане отметили, что жизнь из города уходит по капле. Из-за принудительного перевода документации в правовое поле РФ уходит мелкий бизнес. Закрываются магазины, СТО, салоны красоты, собственники которых уехали и не собираются возвращаться. При этом на дорогах царит видимость ремонта – и дончане уже успели с разочарованием констатировать: ремонтировать дороги россияне так и не научились.
- Очень много порывов труб, разрыты дороги и земля возле домов. Пока результатов не видно, вода как подавалась по графику один раз в три дня, так и подается. Обещанный в апреле водовод из реки Дон то ли подключили, то ли нет – не знаем. Есть дома и целые кварталы, которые не видели в кранах воды с февраля прошлого года, - делятся жители города. – Старики, о которых вспомнили к 9 мая, вынуждены ходить с баклажками за водой в подвалы или к автоцистернам. Показуха и нищета!
В неработающих школах (дети уже второй год на дистанционном обучении) развесили плакаты ко Дню Победы, кое-где налепили таблички с лицами местных «героев» - Гиви и Моторолы, о которых уже стали забывать. Магазины обязали установить флаги у входа, админресурс нацепил георгиевские ленточки… Собственно, все. Впрочем, еще оставшиеся заведения общепита предлагают «праздничные сеты» из шашлыка или суши к 9 мая. Вот теперь точно все.
Похоже, что боятся
«Есть ли страх перед контрнаступлением ВСУ?» - на этот вопрос дончане устало машут рукой. Какой страх, говорят они, уже ничего не хочется. Не исключают провокаций, на которые весьма способны местные боевики, возможно, даже с жертвами. Так что вряд ли будут лишний раз выходить из дома.
- Просто чтобы не искушать судьбу, - говорит дончанка Юлия. – Хотя это касается каждой календарной даты, не только майских праздников. Страха нет, есть только желание, чтобы все это закончилось побыстрее и город освободили.
Открыто выражать подобное мнение в Донецке смерти подобно. Поэтому молчат, открываясь лишь своим. Из-за этого многие за пределами оккупации и думают, что остались под россиянами одни коллаборанты да предатели.
- Никто нам не говорил, как оккупированным Херсону или Изюму, мол, потерпите, дорогие сограждане, мы вас скоро освободим. Хотя там и референдумы, и ждуны – все было. Нас сразу в неблагонадежные записали, и донецких, и луганских. Конечно, старики, наверное, и боятся, что ВСУ зайдут и начнут всех подряд к стенке ставить. Те, кто помоложе, еще что-то соображают, а пожилые любители российских ток-шоу уже загипнотизированы, им уже не объяснить ничего, - отмечают дончанки.
Боятся ли боевики? Боятся. Иначе как объяснить, что «солдат» вызывают из отпусков и отправляют на позиции, а в городе разъездилась российская военная техника, которая постоянно становится причиной ДТП. Значительно ухудшились мобильная связь и интернет, в небе зачастили российские военные самолеты – все-таки чего-то ждут и очень боятся…