Сейчас в нашей стране разрабатывается целый ряд новых образцов вооружений. Правительство Украины запустило Brave1 - единственную платформу для сотрудничества в сфере оборонных технологий компаний, государства, военных, инвесторов, волонтерских фондов, медиа и «всех, кто помогает приближать победу через технологии». Brave1 - это совместный проект Минцифры, Минобороны, Генштаба ВСУ, СНБО, Минэкономики и Министерства по стратегическим отраслям.
У нас есть свой «Гром» и «Нептун»
На вооружение ВСУ поступил и уже был использован в боевых действиях оперативно-тактический комплекс «Гром-2», уникальный образец украинской разработки. Проект «Гром-2» был задуман как самоходный оперативно-тактический ракетный комплекс, который должен поражать удаленные наземные цели с известными координатами. Ориентировались на советскую «Точку-У» и современный российский «Искандер», чтобы обеспечить высокие технические характеристики комплекса.
ОТРК «Гром-2» состоит из нескольких элементов, включая самоходную пусковую установку, баллистическую ракету, пункт управления и другие средства. Они могут самостоятельно перемещаться между позициями и в течение нескольких минут производить развертывание. Самоходная пусковая установка выполнена на основе специального пятиосного шасси. На такой машине размещена подъемная пусковая установка для двух контейнеров с ракетами, а также различное вспомогательное оборудование.
Баллистическая ракета «Гром» имеет удлиненный корпус с конической головной частью и хвостовыми стабилизаторами. Стартовая масса изделия составляет около 3 тонн, из которых 480 кг приходится на боевую часть. Для ракеты был разработан новый твердотопливный двигатель, который позволял получить дальность пуска до 500 км.
В числе собственно украинских разработок стоит отметить и ставшую уже легендарной ракету «Нептун», которая послала крейсер «Москва» по всем известному адресу. "Нептун" – это маловысотная противокорабельная ракета с функцией уничтожения наземных целей. Ее преимущество перед западными аналогами состоит в том, что она может поражать не только корабли, но и места их базирования. Дальность ракеты – 280 километров.
Ракету разработали на основе советской ракеты Х-35. Отличие от аналога в том, что "Нептун" больше, обладает новой системой управления и дальше стреляет. Первые разработки начались в 2010 году, а испытания – в 2016-м. ВСУ приняли ее на вооружение в 2020 году.
Длина самой ракеты с ускорителем – 5050 миллиметров, стартовая масса – около 870 килограмм, а боевая часть весит 150 кг. У ракеты крестоподобное крыло, боевая часть – осколочно-фугасная. Ее детонация происходит либо в контакте с целью, либо дистанционно.
Украинские беспилотники успешно воюют на фронте
Также в Украине разработана новая линейка своих беспилотников. Это БПЛА "Аист-100", "Фурия", Spectator, которые являются дронами оперативно-тактического уровня. Их преимущество, среди всего прочего, состоит в дальности полета дрона – 50 километров, а в небе он может находиться до трех часов. Это достаточно высокий показатель для беспилотника. БПЛА Spectator летает на 30 километров и держится в небе до двух часов. В бою Spectator на "отлично" выполнил задание и собрал необходимые для военных разведданные. Дрон "Аист-100" появился на вооружении ВСУ в 2021 году – это один из самых новых летательных аппаратов. Его характеристики практически те же, что и у "Фурии". В боях его используют массово.
Сейчас также проходит испытания и отечественный дрон-камикадзе "Кобра". Разработчики собрали БПЛА самолетного типа, оснастив его трехметровыми крыльями и мощным двигателем собственного производства. Готовый аппарат может нести полезную нагрузку весом 15 кг на расстояние до 300 км, разгоняясь до 150 км/ч. С его помощью ВСУ будут отправлять российской армии взрывные "подарки" и уничтожать цели.
"Кобра" очень напоминает иранские дроны линейки Shahed, только намного дешевле - себестоимость составляет около 2000 долларов. Еще одним преимуществом является более высокая скорость производства, которой достигли благодаря использованию "классической технологии", уже давно применяемой для строительства самолетов.
«Козак» может воевать с «Шаблей»
Наши военные конструкторы также разработали бронеавтомобиль "Козак"2М1 – это полноценный броневик для широкого спектра заданий. В Минобороны его называют "компактным БТР". "Козак" прошел проверку 50 разными методами, включая тест-драйв на местности, которая подходит исключительно для гусеничной техники. Конструкция автомобиля интересна тем, что его корпус цельный – это моноблок без рамы с независимой подвеской. У него улучшенная проходимость, плавность хода на высоких скоростях и заниженная высота. Количество экипажа – до девяти человек.
На "Козаке" установлен боевой модуль совместной разработки турецкого и украинских предприятий. Модуль можно оснастить любыми типами пулеметов. На практике эту комбинацию успешно используют десантники.
Так, в Украине также разработали автоматизированный дистанционно управляемый огневой комплекс, предназначенный для стационарной установки на недвижимые объекты или спецтранспорт – автоматическую турель "Шабля". Она предназначена для крупнокалиберного пулемета и представляет собой подвижную платформу с возможностью установки АГС, ПКТ, ПКМ. Также на модуль предполагается установка видеокамеры, тепловизора, дальномера и другой оптики. Данный модуль предназначен для уничтожения живой силы и легкой бронетехники. Находясь в бронированном автомобиле или дистанционно координируя платформой, оператор остается в безопасности. Максимально упрощенная и надежная конструкция «Шабли» подразумевает быстрый ремонт и замену.
Координация "Шабли" осуществляется с помощью пульта управления и монитора, что позволяет вести бой на расстоянии, тем самым сохраняя жизнь оператора, находящегося в безопасной точке локации. Боевая платформа может стоять как стационарно на блокпостах, так и на границе, и в других зонах. Турель «Шабля» также позволяет сбить БПЛА.
Наземный разведчик-беспилотник
Компания Skylab из Харькова представила нового наземного робота Sirko-S, который обладает множеством функций и задач для выполнения в военной сфере. Этот беспилотный аппарат представляет собой четырехколесную платформу, оснащенную дневной камерой или тепловизором, системой лазерных дальномеров для преодоления помех и режимом автономной езды.
Специальные резиновые колеса и встроенные механизмы обеспечивают устойчивую езду по бездорожью, а грузовой отсек размером 80х40х20 см позволяет Sirko-S перемещать предметы общим весом до 150 кг, несмотря на свой собственный вес в 45 кг. Таким образом, этот робот может эффективно доставлять грузы, обеспечивать связь между подразделениями, а также эвакуировать раненых с поля боя.
Кроме того, Sirko-S может выполнять функции разведки, что делает его незаменимым помощником для военных операций. Максимальная скорость этого робота составляет 12 км/ч, а дальность связи достигает 5 км, что позволяет ему эффективно работать на большом расстоянии от своего оператора.