Шутеры – самый популярный жанр видеоигр в мире. Подавляющее большинство из них посвящено военным конфликтам. Рядовые геймеры это воспринимают вполне нормально, тогда как люди, которые побывали в зонах боевых действий и пострадали от войны, категорически не воспринимают такие «игрушки».
Красный Крест настаивает на том, чтобы даже в видеоиграх люди начали соблюдать правила ведения войны. Для этого организация сотрудничает со стримерами на популярной платформе Twitch – сервисе прямых трансляций, где рекомендуют соблюдать виртуальные правила войны. Это касается таких популярных игр, как PUBG Battlegrounds, Fortnite, Call of Duty: Warzone, Rainbow six siege и Escape from Tarkov. И этим подают аудитории «правильный» пример геймплея.
Четыре правила войны от КК
Правила, предлагаемые Красным Крестом, сводятся к четырем базовым требованиям:
- Не добивать лежачего – когда враг повержен и не может ответить, не стреляйте в него. Военнопленные должны быть защищены от насилия, запугивания и жестокого обращения.
- Не стрелять в гражданских – боты, которые не ведут огонь по вам первыми, считаются гражданскими лицами, потому не стреляйте в них и не причиняйте им вред.
- Не бить по гражданской инфраструктуре – иногда зонами сражений становятся школы, больницы, жилые кварталы. А потому, сражаясь в них, делайте все возможное, чтобы минимизировать ущерб окружающей среде.
- Помогать раненым – если у вас есть неиспользованная аптечка, то отдайте ее тем, кто в ней нуждается, хоть друзьям, хоть врагам. О больных и раненых должны заботиться обе стороны.
В 2017 году Красный Крест уже проводил такую же акцию в популярном тактическом шутере Аrma III, где геймеров попросили «сложить оружие» и взять на себя роль гуманитарных сотрудников, которые помогали людям в различных сложных ситуациях, вроде разминирования полей и т. д.
Есть ли проблема?
Соблюдение правил ведения войны не является приоритетом для разработчиков компьютерных игр. Ведь игры создаются для развлечения, а не для переноса действий в реальную жизнь. Тем не менее разработчики обычно делятся на два лагеря – тех, кто поощряет нарушения правил ведения войны, и тех, кто не дает игроку творить «военные преступления» на каждом шагу.
Например, в серии GTA, которая целиком посвящена перипетиям криминального мира вымышленных городов США, игрок может «убивать» гражданских в любом количестве и «вести огонь» по гражданским сооружениям. Но в ответ его начнут «преследовать» правоохранители и спецназ. Серия Postal и вовсе культивирует насилие над животными и людьми, поощряя деструктивное поведение игрока.
В то же время Asassin’s Creed и Call of Duty за «убийство» гражданского отправляют игрока на место последнего автосохранения и не дают продолжить игру после совершения такого «преступления». Разрушать гражданскую инфраструктуру не запрещается ни в каких проектах. К слову, опция «лечить раненых врагов» в играх тоже не предусмотрена.
Научных исследований на тему влияния несоблюдения правил войны в компьютерных играх пока что не проводилось, а потому сложно сказать о том, как это влияет на психику игроков. Но точно можно сказать, что люди, пережившие боевые действия, явно смотрят на цифровые войнушки не так, как это делают обычные геймеры.
Идея правильная, но эффекта не окажет
Мы опросили нескольких геймеров возрастом от 18 до 21 года, которые проводят в компьютерных играх порядка четырех часов в день либо же 20-30 часов в неделю. Мнения у игроков разные.
- Я считаю, что идея у Красного Креста правильная, потому что во многих играх можно вести огонь по ботам, которые не проявляют по отношению к тебе никакой агрессии. Но способ, которым этого хочет достичь Красный Крест, я бы не назвал эффективным - играми увлечены миллионы людей по всему миру, а аудитория отдельно взятых блогеров на Twitch не так уж и велика. Да, они подадут правильный пример другим, но как быть с остальными? Мне кажется, подход к этому должен быть более глобальный, - говорит 19-летний геймер Егор из Киева.
По его мнению, нужно, чтобы и разработчики игр обратили внимание на эту проблему и начали предпринимать какие-то решения.
- Допустим, «убил» 10 гражданских ботов – получил бан на месяц. Хочешь разбаниться? Платишь деньги. Допустил снова это нарушение – тебя банят уже на 3 месяца, и «разбан» стоит еще дороже. Так можно было бы подтолкнуть игроков к тому, чтобы вести себя в играх иначе, - говорит наш собеседник.
Но тут же есть и противоположное мнение.
- А зачем это вообще делать? Игры – это же не реальный мир, это пространство для развлечения. Кто как умеет развлекаться, тот так и развлекается. Каждый использует игру так, как он хочет. Если человек совершает в виртуальном мире «обстрелы» больниц ракетами, это же не значит, что он и в жизни пойдет на такое, - утверждает 18-летний геймер из Харькова Антон. – Если начать урезать возможности геймерам, то игры потеряют в интересе и перестанут быть такими популярными.
- Я бы лучше озадачился не ведением войн по правилам в играх, а токсичностью среди игроков в чатах, где все друг друга обзывают, травят и даже открыто гнобят. Именно там происходит самое главное зло в играх. А сами по себе игроки обычно не нацелены на «убийства» гражданских и «обстрелы» жилых домов. Их интересует то, как можно добиться результата, будь то онлайн-шутер или военная стратегия, - считает 21-летний геймер Никита из Броваров.
Проблемы общества находят в играх свое продолжение
Комментатор и киберспортивный аналитик Александр Петрик считает, что не следует отделять компьютерные игры от проблем, которые есть в обществе. Ведь видеоигры – это всего лишь пространство, где люди между собой взаимодействуют так, как и в реальной жизни.
- Это попытка Красного Креста донести какие-то правильные вещи. Они выбрали такой достаточно неожиданный способ. Я считаю, что это прикольная идея. Но будет ли она эффективной? Наверное, на аудиторию Красного Креста да, кому-то что-то они смогут донести, но глобально поведение игроков не изменится, - говорит Александр Петрик.
По мнению аналитика, Красный Крест ставит себе цель просто провести акцию, а не изменить поведение людей в играх. Они хотят донести месседж о мире и делают это как могут.
- Я бы не разделял игры, не отделял военные шутеры от остальных игр. Это такие же игры. Я не вижу смысла ставить вопрос так. Но бороться с токсичностью в играх, конечно, надо. И делать это надо во всех онлайн-играх. Много есть причин для борьбы – различные виды дискриминаций, проблем человечества, которые есть в обществе, так или иначе отображены в играх. И борьбу с этими проблемами нужно вести не в играх, а в реальном мире. Игровое комьюнити отличается лишь тем, что оно моложе, но глобально оно часть реального мира, - подчеркнул Александр Петрик.